Interested Article - Фладд, Роберт

Человек и макрокосм. Гравюра из книги Fludd R. , 1617.
Микрокосм, гравюра из книги.

Роберт Фладд ( англ. Robert Fludd , 1574, en — 1637, Лондон) — английский врач, философ- мистик , автор латинских трудов; астролог , музыковед и теоретик музыки.

Биография

Из англиканской семьи, сын высокого правительственного чиновника, среди его предков — вождь одного из кельтских племен Кунеда ап Эдерн (ок. 390—460/441). Учился в Оксфордском университете ; сначала был военным, потом занялся изучением богословия , медицины и тайных наук, долго путешествовал по Франции , Испании , Италии и Германии , где познакомился со многими выдающимися учёными и приобрел значительную эрудицию .

Вернувшись в Англию, получил учёную степень доктора медицины в Оксфордском университете, который в 1606 году возбудил против него преследование за отрицательное отношение к учению Галена .

Поселившись в Лондоне , занялся врачебной практикой и литературной деятельностью. Фладд переписывался с Иоганном Кеплером по поводу герметических традиций. Полемизировал с Мерсенном и Гассенди .

Труды

Сочинения Фладда составляют 8 томов in folio. Он писал частью под своим именем, частью под псевдонимом Rudolf Otreb и Joachim Frizius .

В медицине Фладд был последователем Парацельса , в философии — сторонником гностических и неоплатонических представлений. Фладд постоянно привлекал алхимию и астрологию в своих рассуждениях, иногда даже отождествляя философский камень с Христом.

Ему принадлежат несколько проектов вечного двигателя . Занимался изучением механизма кровообращения, исходя из аналогии макро- и микрокосма , его наблюдения подтвердил на опытной основе Уильям Гарвей .

Членство Флада в ордене розенкрейцеров не доказано, но он написал два трактата в их защиту. Сведения о его принадлежности к Приорату Сиона , как и о самом Приорате, — из области исторических мистификаций.

Среди философских трактатов Фладда следует упомянуть

  • «Philosophia mosaica» (1638),
  • «Philosophia sacra et vere christiana» (1629),
  • «Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia» (1617),
  • «De naturali, supernaturali, praeternaturali et contranaturali microcosmi historia» (1619—1621).

В этих трактатах общие вопросы часто чередуются с частными; так, за описанием небес эмпирейского ( coeli empyrei ), эфирного и элементарного следует ряд псевдонаучных трактатов, в которых рассматриваются и военное искусство, и приложение геометрии к живописи, и постройка крепостей и так далее.

Перечень сочинений

  • Tractatus apologeticus integritatem Societatis de Rosea Cruce defendens (1617)
  • Tractatus theologico-philosophicus (1617)
  • (1617)
  • Tractatus secundus. De naturae simia seu technica macrocosmi historia (1618)
  • Monochordium Mundi symphoniacum J. Kepplero oppositum (1622)
  • Philosophia sacra et vera christiana seu Meteorologia cosmica (1626)
  • Sophiae cum memoria certamen (1629)
  • Medicina Catholica (1629)
  • Clavis philosophiae et alchymiae (1633)
  • Philosophia Moysaica (1638)

Учение

В философии Φладда столько разнообразных элементов и они переплетены столь искусственным образом, что автор чувствовал постоянную необходимость в наглядном изображении своих отвлеченных воззрений; поэтому его сочинения, и в особенности трактат « Utriusque cosmi metaphysica, physica atque technica historia », переполнены вычурными гравюрами , в которых автор старается разъяснить отношение Божества к элементам и т. д. Эти гравюры много раз воспроизводились поздними авторами в книгах по « тайным наукам ».

Краткое критическое изложение философских воззрений Фладда дано Гассенди и сводится к нижеизложенному .

Философия (божественное откровение)

Фладд уверен, что его философия представляет изложение откровения , которое было даровано первому человеку и перешло путём предания к Моисею . Христос вторично дал человеческому роду это учение. В древнее время Пифагор , Платон и Гермес Трисмегист , знавшие книгу Моисея, отчасти выразили в своих сочинениях истинную философию, умолчав об её источниках.

Бог

Бог есть начало и конец всего; все из него возникает и все к нему возвращается. Бога можно рассматривать двояко: во-первых, до его обнаружения в созданном им мире; во-вторых, в его обнаружениях. В первом смысле Бог есть непостижимое единство, в коем всякое различение исчезло; во втором — обнаружение тех скрытых противоположностей, которые в мире существуют как деятельное формальное начало света и страдательное материальное начало тьмы. Свет есть божественная сила, тьма — начало небытия ( noluntas divina ), пустота. Из взаимодействия света и тьмы возникает мир и всё в нём содержащееся, то есть первоначальные элементы и качества: из света рождается тепло, которое рождает движение; холод, напротив, свойственен небытию, тьме. Сухое возникает из разделения тепла и холода, сырое — из их взаимодействия. Действием этих начал возникают четыре элемента : незримый воздух и эфир, созидающий небо; вода , которая под влиянием холодного воздуха становится землей , а земля под влиянием света становится огнём . Все предметы состоят из этих четырёх элементов и представляют собой вещество, в различной степени проникнутое формальным, деятельным началом света. Таким образом, все существующее может быть представлено в форме пирамиды, в основе которой находится земля, а на вершине — чистый свет.

Бог обнаруживается в трёх мирах:

  • в мире чистых духов,
  • в макрокосме (то есть в мире небесного эфира);
  • в микрокосме , в котором господствует человек благодаря искусству, которое Фладд называет «обезьяной природы».

Макрокосм есть создание и отражение божественной троицы и в свою очередь делится на три области, соответствующие трём лицам божества.

Человек (микрокосм)

В человеке, или микрокосме , мы находим повторение в малом виде частей макрокосма. Голова соответствует области « Эмпирей » (лат. Empyreum), грудь — небесному эфиру , живот — области элементарной . По этим трем областям распределены и три степени одушевления человека: душа разумная, чувствующая и растительная. В груди живёт жизненный дух — посредник между разумом (формой) и растительной душой (материей). Этот посредник есть не что иное, как часть мировой души, которая в свою очередь отождествляется Фладдам с светом и с Христом как непосредственным выражением Божества.

Разум непогрешим и по смерти человека возвращается в сверхнебесный мир; напротив того, растительная душа по своей природе всегда влечёт человека к греху , будучи представительницей в человеке тёмного начала. Жизненный дух, помещённый между разумом и растительной душой с её тёмными влечениями, может дать перевес в жизни человека или разуму, или тёмным влечениям; таким образом, свобода выбора зависит от жизненного духа.

Алхимия и геомантия

Из тайных наук его особенно занимали алхимия и геомантия ; первая сблизила его с розенкрейцерами , вторая навлекла на него преследование иезуитов , о чём рассказал сам Фладд в своей геомантии, составляющей часть его « Historiae utriusque cosmi ».

Одна из любимых теорий Фладда — музыка сфер , заимствованная им у Платона и пифагорейцев , вызвала полемику Фладда с Иоганном Кеплером .

Признание и наследие

Труды Фладда знал Лейбниц , его сочинение «О жизни, смерти и воскрешении» он упоминает в трактате « Теодицея » (1710).

Книги Фладда фигурируют в новелле Хорхе Луиса Борхеса « » (1942).

Различные стороны его наследия изучала историк Фрэнсис Йейтс (1899—1981).

Литература

  • Hutin S. Robert Fludd (1574—1637) — Alchimiste et philosophe rosicrucien. Paris: Omnium Littéraire, 1971
  • Godwin J. Robert Fludd: hermetic philosopher and surveyor of two worlds. London: Thames and Hudson, 1979
  • Huffman W.H. Robert Fludd and the end of the Renaissance. London; New York: Routledge, 1988
  • Legood A. Robert Fludd of Bearsted. Kent: Bearsted & District Local History Society, 2006
  • Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб: Университетская книга, 1997, с.393-453
  • Йейтс Ф. Розенкрейцерское Просвещение. М.: Алетейа; Энигма, 1999, с.137-171
  • Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, с.382-403
  • Артемьева Т. В. Британские мистики в России XVIII века // Философский век. Альманах. Вып.17. История идей как методология гуманитарных исследований. Часть I./ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. -СПб.: Санкт-Петербургский Центр Истории Идей,2001. — С. 313—341. ISBN 5-7187-0372-8

Примечания

  1. «Epistolica exercitatio, in qua principia philosophiae Roberti Fluddi medici reteguntur», 1630; см. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.

Ссылки

  • Fludd R. , 1617
  • (рус.) Роберта Фладда
Источник —

Same as Фладд, Роберт