Interested Article - Найманы

Найманы на карте Джованни Джакомо Де Росси. 1687 г.

Найма́ны (от монг. найман ? , ᠨᠠᠶᠢᠮᠠᠨ ? — « восемь ») — средневековый кочевой центральноазиатский народ. Языковая и этническая принадлежность найманов является дискуссионным вопросом.

Найманы участвовали в этногенезе монголов (племя найман, проживающее в Монголии , а также составляющее Найманьский хошун во Внутренней Монголии ), казахов (племя найман Среднего жуза ), каракалпаков (подразделение найман племени конграт ), узбеков , киргизов (племя найман и род найман племени багыш), алтайцев (племя майман ), ногайцев (подразделение Найманская хоругвь в войске Великого княжества Литовского; ойконим Найман и Кара-Найман в Буджаке ; род найман акногайцев и кундровских татар , племя найман караногайцев ), бурят и хазарейцев .

Происхождение и язык

В советской и российской историографии найманов традиционно причисляли к монголоязычным племенам ( Г. Н. Потанин , В. В. Бартольд , Б. Я. Владимирцов , И. П. Петрушевский , Н. Н. Поппе , Л. Н. Гумилёв , В. В. Трепавлов ). Такие авторы как Н. А. Аристов , С. А. Аманжолов , Г. Ховорс поддерживали их тюркоязычную идентификацию . Г. Е. Грумм-Гржимайло относил найманов к числу племён, «происхождение коих не установлено» . Другие писали о сложносоставном происхождении данного племенного союза .

По поводу происхождения найманов есть две основные версии. Одна из версий — это происхождение от тюркоязычного племенного объединения «сегиз-огуз». Этноним «сегиз-огуз» («сегиз» — «восемь» в тюркских языках, «огуз» — в значении «род, племя», то есть восьмиплемённый народ или «найман» по-монгольски ) упоминается в рунических памятниках эпохи Уйгурского каганата . В 747 году впервые проявилось имя «сегиз-огузов» и « тогуз-татар », которые подняли мятеж, не признавая каганскую власть Моян-чура (то есть принца или князя Мояна) из династии яглакар Уйгурского каганата.

…Тогда «часть народа — „сегиз-огузов“ и „тогуз-татар“, от него отложились, объявив своим каганом старшего сына Тай Бильге-тутука…» Грумм-Гржимайло Г. Е. «Западная Монголия и Урянхайский край»

Данные рунического памятника указывают на группу племён, проживающих на тех же территориях, что и найманы позднее. Из географического описания мест, занимаемых найманами (современная Западная Монголия , Монгольский Алтай , Восточный Казахстан , Алтай ), понятно, что они занимают земли, традиционно являвшиеся ядром более ранних государственных образований, таких как телэ/тегрег (тюрк. «тележники», «народ кибиток»), Тюркский каганат , Восточно-тюркский каганат , Уйгурский каганат, Кыргызский каганат . При этом с 907 года по 1125 годы в данном регионе господствовали монгольские племена киданей , которые создали государство Ляо , протянувшееся от Японского моря до Восточного Туркестана . Кара-кидани в свою очередь создали государство Западное Ляо на территории Средней и Центральной Азии , просуществовавшее с 1130 по 1212 годы. Таким образом, этническое становление найманов напрямую связано с ранее существовавшими тюркскими и монгольскими государственными образованиями .

Лингвисты отмечают, что больше всего тюркских элементов наблюдается в составе личных имён у найманов, которые, кстати, испытали и большее влияние древнетюркской культуры, особенно через религию, — некоторые историки относят их к тюркским племенам. В « Сокровенном сказании монголов » зафиксированы, такие личные имена найманов и кереитов , как Алтун-Ашук (из др.-тюрк. алтун ашук «золотая лодыжка» или алтун ашук «золотой шлем»), Кучулук-хан (из др.-тюрк. кюч-люг «сильный, могущественный»), Йеди-Тублук (из др.-тюрк. йеди туглук «семизнамённый»), Инанча-Бильгекан (из др.-тюрк. Ынанчу билге кан, ср. древнетюркские личные имена Билге-Каган, Кюл билге хан, Ынанчу билге, Ынанчу чур и др.) .

Согласно второй версии, найманы монголоязычный народ. Л. Н. Гумилёв предполагает, что найманы произошли от монголоязычных каракитаев (кара-киданей), которые, перейдя в Западную Монголию, после падения империи Ляо образовали союз родов или племён найман:

Восьмиплеменным народом были кидани, а слово «найма» значит по-монгольски «восемь». От найманского языка сохранились только имена собственные и «культурные слова». И те и другие чаще всего бывают заимствованными у соседей. Зато мы знаем, что при столкновении с кераитами и монголами найманы великолепно с ними объяснялись, что говорит об их монголоязычии. А откуда могли монголоязычные кочевники попасть на Алтай во второй половине XII в.? Только вместе с киданями, а скорее как часть киданей, соратников Елюя Даши .

О тесных этногенетических и этнополитических связях найманов с киданями и тюркскими племенами алтайского региона пишет в своей работе Т. А. Акеров . При этом известно, что киданьская империя Ляо неоднократно вступала в конфронтацию с племенами из группы цзубу , в состав которой входили найманы, кереиты, меркиты , джалаиры и татары . Цзубу упоминаются в « Ляо ши », в официальной истории киданськой династии Ляо. По мнению Г. О. Авляева, цзубу в XII веке являлись монголоязычным племенным объединением . Согласно Л. Н. Гумилёву и С. К. Хойту, цзубу являлись одной из трёх ветвей монголоязычных шивэй , наряду с самими киданями и одноимённой дальневосточной ветвью шивэй .

Л. Н. Гумилёв приводит тот факт, что найманы при столкновении великолепно изъяснялись с монголами и кереитами. Однако лингвист М. З. Закиев считает, что данный факт лишь подтверждает наличие международного языка, которым в одинаковой степени владели все кочевники Центральной Азии. Известно, что так же великолепно монголы объяснялись и с кипчаками , когда понадобилось расстроить их союз с аланами , и с огузами , и с уйгурами , выполнявшими в их империи канцелярские функции, что также отмечено Рашид ад-Дином . Со времён Тюркского каганата и до распада Кыргызского каганата языком межплеменного общения продолжал оставаться тюркский орхоно-енисейский язык , единый литературный язык (наддиалектный койне) того времени . Именно наличие такого, понятного для всех языка (тюркского), придавало значение обращениям ко всем кочующим поблизости племенам, высеченным на памятниках Второго Тюркского, Уйгурского и Кыргызского каганатов . Однако после ухода енисейских кыргызов с территории Монголии , затем и с усилением киданей, а позже и монголов под предводительством Чингисхана в регионе всё большее значение стал приобретать монгольский язык . При этом известные имена собственные и титулы найманов были тюркскими. Наряду с этим ряд исследователей отмечает, что имена и титулы довольно легко переходят из одного языка в другой . Согласно В. В. Бартольду , монгольские личные имена всё-таки встречаются у найманов (например, Хори Субэчи ; в монгольском языке имя найманского полководца Кучлука можно восстановить от слова хючулуг «сильный» ), наличие же тюркских титулов он объясняет культурным влиянием уйгуров . Согласно Л. Н. Гумилёву, используя тюркские титулы, найманы сохранили монгольскую речь .

Первые достоверные сведения о найманах — у Рашид ад-Дина (XIII в.), который описывает их так:

Эти племена [найманов] были кочевыми, некоторые обитали в сильно гористых местах, а некоторые — в равнинах. Места, на которых они сидели, как упомянуто [?], таковы: Большой [Екэ] Алтай, Каракорум , где Угедей-каан , в тамошней равнине, построил величественный дворец, горы: Элуй-Сирас и Кок-Ирдыш [Синий Иртыш ]…горы, лежащие между той рекой и областью киргизов и соприкасающиеся с пределами той страны, до местностей земель Могулистана, до области, в которой живал Он-хан, — по этой причине у найманов с Он-ханом постоянно была распря и вражда, — до области киргизов и до границ пустынь, соприкасающихся со страной уйгуров. Эти племена найманов и их государи были уважаемыми и сильными; они имели большое и хорошее войско; их обычаи и привычки были подобны монгольским .

Далее, описывая найманов, Рашид ад-Дин пишет:

Из племён, близких к найманам и юрты коих соприкасались с ними, было племя тикин . У него был государем Кадыр-Буюрук; Так как монголы не знают этого имени, они говорят Каджир-хан. Царство этого Кадыр-Буюрук-хана и его предков было больше, чем государство Он-хана, Таян-хана и других царей кераитов и найманов, и они были славнее и почтеннее их. По прошествии некоторого времени упомянутые государи стали сильнее, чем они. Чингиз-хан присоединил то племя тикин к племени онгут, и они [с тех пор] совместно кочевали. Он брал для своего рода девушек племени тикин и давал [их] также эмирам [племени] онгут. Их девушки и найманские известны красотою и грацией.

Трудно не узнать в близком найманам племени «тикин», описанном вместе с найманами, древнетюркское « тегин », держава предков которых «была больше, славнее и почтеннее». Рашид ад-Дин в этом тексте указывает на единственное племя, близкое с найманами по языку и крови. Поскольку в своём труде Рашид ад-Дин распределяет племена по степени родства и близости, племя «тикин» упоминается вместе с найманами. Однако, согласно Э. Дж. Пуллиблэнку, титул тегин происходит из хуннского титула ту-ци (по переводу « Хань шу » — ‘мудрый’ или ‘достойный’). По его мнению, до тюрков титул тегин был распространён у эфталитов и древних монголов тоба . Согласно Аюудайн Очиру, слово тегин является общим термином для алтайских языков и происходит из древнеалтайского языка. В монгольском языке титул известен в форме «жигин» .

Согласно сведениям из « Сборника летописей », обычаи и привычки найманов подобны монгольским. Рашид ад-Дин описывает найманов в главе, посвящённой племенам, которые близки монголам «по типу и языку». При этом в отношении других племён ( мангутов , барласов , тайджиутов ), Рашид ад-Дин конкретен — прямо называя их монголами и рассказывая об их происхождении от Бодончара и Алан-Гоа , например, в отношении кереитов: «род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов» . Найманы наряду с кереитами, онгутами , тангутами названы в числе племён, «которые не столь давно получили имя монголов» .

Согласно Аюудайн Очиру, найманы, объединившие в себе несколько племён, за период своего существования не могли состоять исключительно из представителей одного этноса. Он добавляет, что найманы, в состав которых входили монгольские и тюркские компоненты, по происхождению представляли смешанный этнос. Однако он считает, что в XIII веке найманы разговаривали на монгольском языке . В число сторонников монгольской теории происхождения найманов входят Л. Н. Гумилёв , В. В. Бартольд , Ч. Ч. Валиханов , Л. А. Хетагуров, А. А. Семёнов, С. П. Толстов , А. П. Окладников , С. П. Дылыков, И. С. Казакевич, Ш. Бира, Ш. Нацагдорж , Х. Пэрлээ , Барбара А. Уэст . Ряд исследователей называет их монголизированными тюрками . Т. А. Акеров считает, что найманы как этнос имели тумато - канглийское происхождение .

Б. Я. Владимирцов высказал предположение, согласно которому литературный монгольский язык времён Монгольской империи мог быть древне-найманским наречием .

Гаплогруппа

Наиболее часто у найманов Казахстана встречаются две гаплогруппы: O2a2b1-М134 (42 %) и С2-М217 (37 %). На уровне кланов гаплогруппа O2a2b1-М134 больше характерна для клана толегетай (70 %), тогда как гаплогруппа C2b1a2-М48 чаще встречается у клана сарыжомарт (61 %) .

Генетически найманам Казахстана из азиатских народов наиболее близки узумчины , проживающие во Внутренней Монголии и на востоке Монголии .

Судя по гаплогруппе O , прямой предок найманов по мужской линии происходит родом из Восточной Азии . Согласно Ж. М. Сабитову, гаплогруппа C2 связана с огромным массивом монгольских племён XIII в., распространивших эту гаплогруппу по территории Монгольской империи .

Другие гаплогруппы: N* (3 %), N1a1a (2 %), N1a2b (2 %), O2a2* (2 %), D (1 %), C2c1a1a1 (1 %), G1 (1 %), I* (1 %), I1 (2 %), J2* (1 %), R1a1a* (2 %), R1b1a1a2 (2 %), R1b1a1a* (1 %) . Гаплогруппа R1b1a1a*-P297(xM269) встречается в кланах торткара и баганалы .

Этимология этнонима

«Найман» в переводе с языков монгольской группы обозначает числительное «восемь», что указывает на монголоязычный компонент в этническом составе средневековых найманов.

По Аристову, название «найманы» происходит от названия р. Найма , притока Катуни , где по его мнению было их первоначальное местообитание .

Согласно другой точке зрения, «найман» — это конгломерат крупных огузских племён «сегиз-огуз» («сегиз» — «восемь» в тюркских языках, «огуз» — в значении «род, племя», то есть восьмиплемённый народ или «найман» по-монгольски), упоминавшийся с VIII в., а своё прозвище «найман» получивший от монголоязычных соседей.

История

Монгольские государства в XIV—XVII вв. Монгольский каганат , Ойратское ханство и Могулистан . Найманы в Южной Монголии
Монгольские племена в Южной Монголии : оннюты (Onhiot), хорчины (Khorchin). Найманы на юге от реки Шара-Мурэн (Sira Muran). 1747 г.

После того, как в Центральной Азии Уйгурский каганат пал под ударами кыргызов в 840 году, происходит возвышение Кыргызского каганата и начинается процесс складывания конфедерации кочевников Центральной Азии, известных в китайских источниках под собирательным названием « цзубу » — кочевники. Северными цзубу называли кереитов , а западными — вероятно найманов. Такие авторы как Е. И. Кычанов , П. Рачневский и Хань Жулинь считали найманов, наряду с кереитами, меркитами и татарами частью этноса енисейских кыргызов и считали их частью населения Кыргызского каганата. П. Рачневский считал найманов и кереитов частью кыргызов, его мнение поддерживал Е. И. Кычанов, причисляя к их числу еще и меркитов . В конце IX — начале X века цзубу вступили в конфронтацию с киданьской империей Ляо , центр которой находился в Северном Китае. Ожесточённые столкновения в 984 году привели к поражению цзубу. В 1069 году цзубу нанесли поражение войскам Ляо, однако в конце XI в. степное государство вновь ослабело. Очередная война была развязана в 1092 году, и в итоге и северные, и западные цзубу признали сюзеренитет империи Ляо. Из географического положения мест, занятых найманами и их соседями кереитами, можно провести параллель между упоминавшимися в рунических памятниках «сегиз-огузами» и « тогуз-татарами », затем «западными» и «северными цзубу», а позднее «найманами» и «кереитами». Согласно Л. Н. Гумилёву и С. К. Хойту, цзубу являлись одной из трёх ветвей монголоязычных шивэй , наряду с самими киданями и одноимённой дальневосточной ветвью шивэй . По мнению Г. О. Авляева, цзубу в XII веке являлись монголоязычным племенным объединением .

После падения государства Ляо в 1125 году найманы основали собственное государство . В 1143 году их правителем стал Инанч-Бильге-Буку хан . Государство найманов занимало земли к западу от кереитов (кит. «западные цзубу»), на Алтае , в Западной Монголии и Восточном Казахстане . С самого начала своего существования оно заняло враждебную к кереитам позицию, оспаривая у них гегемонию над кочевниками Центральной Азии. Несколько раз Инанч-хану удавалось посадить на престол в кереитском государстве своих ставленников, однако после его смерти в конце XII — начале XIII века само найманское ханство распалось на две части, которые возглавили два сына Инанча — Таян-хан и Буюрук-хан . Раскол ослабил найманов, и в 1201 году оба владения потерпели поражение от кереитско-монгольского союза. Кереиты, помогавшие монголам, в 1203 году были также разгромлены и включены в состав нового ханства монголов Чингисхана . В 1204 году монголы разгромили Таян-хана, а в 1206 (согласно «Сокровенному сказанию» и «Алтан Тобчи» — в 1202) — Буюрук-хана. Найманы вместе со своим ханом Кучлуком , сыном Таяна, ушли с Хангая на Алтай, где соединились с остатками меркитов и кереитов, ранее разгромлённых монголами. После поражения найманов на Бухтарме Кучулук был вынужден с остатками своего улуса окончательно оставить территорию Алтая и бежать в Семиречье. Значительное число найманов и кереитов осталось в Восточном Казахстане и подчинилось монголам. Кучлук, собрав остатки найманских войск, укрылся в государстве кара-киданей и женился на дочери их правителя-гурхана . Здесь найманы заняли господствующее положение, однако вскоре их настигли войска монголов, после нескольких поражений хан Кучлук был схвачен и казнён.

В XII—XIII вв. конфедерация найманов наряду с кереитами и меркитами представляла собой крупное центральноазиатское государственное объединение. Найманы были одним из самых сильных кочевых племён Центральной Азии. Их территория, по Аристову , простиралась от рек Тамира и Орхона до Иртыша . Мирные отношения сменялись периодами вражды с наиболее сильными и могущественными племенами, как объединёнными в государство кереитами. У найманов действовало обычное право, имело распространение делопроизводство. Документы скреплялись печатью. Должности у элитарной части общества передавались по наследству. Считались наиболее культурными из всех кочевых племён Центральной Азии . Пользовались староуйгурским письмом , на основе которого появилось старомонгольское письмо .

Найманы, покорённые монголами, стали частью населения, главным образом, Улуг Улуса (Золотой Орды) . После её распада вошли в состав разных государств и, соответственно, разных народов. Многие найманы вошли в состав Чагатайского улуса , где они продолжали крепко сохранять своё племенное и родовое устройство . Группы найманов были отмечены источниками в Мавераннахре уже в XIV веке. Некоторые служили в войске Тамерлана . В числе эмиров Амир Тимура были найманы: Тимур ходжа, Еркебулан, сын Аубакира, Латифаллах, Ак-Буга, Али Тутак и Саадат . В период походов Тимура часть найманов Улуг Улуса вместе с аргынами , занимала территорию от р. Ишим на юго-западе до Каратала и на запад до р. Нуры (Аристов).

Найманы в составе Монгольского государства

После падения найманского ханства, большинство населения перешло под власть Великого Монгольского государства и в последующие исторические периоды управлялось потомками великих ханов . С конца XIV в. найманы вошли в состав чахаров . В конце XV в. они стали подданными старшего сына Батумунху Даян-хана Тур Болда и его преемников, которые в начале XVII в. попали под власть Цинского государства.

В 1636 г. найманы были выделены в один хошун , входивший в состав Дзу-Удинского сейма, и расселены в южной части слияния рек Янцзы (Шар мурэн) и Ляохэ (Лууха), где проживают и по сей день. Часть из них, вошедшая в состав халхов , расселилась в восточной и центральной частях Монголии и образовала род найман — большой (их) и малый (бага) найман . Найманы Внутренней Монголии ныне проживают в хошуне Найман-Ци , который входит в состав округа Тунляо . Ранее хошун входил в состав провинции Жэхэ .

Ханы

  • Инанч-хан (Инанч-бука); ок. 1143—1190), он же Эният-хан, Иоанн-хан по Гумилёву;
  • Таян-хан (Бай-бука или Тайбука), сын Инанч-хана; ок. 1190—1204;
  • Буюрук-хан , брат Таян-хана; сопр. ок. 1190—1202 или 1206;
  • Кучлук , сын Таян-хана; 1204—1211, уб. 1218;
  • 1211 — завоевание монголов .

Современные носители этнонима

Монгольские найманы

Отдельные роды найманов встречаются по всей территории Центральной Азии , в том числе и среди монгольских аймаков в Монголии , а также в Автономном районе Внутренняя Монголия в КНР . Во Внутренней Монголии по старому территориальному делению существовал сейм, включавший в себя помимо бааринов , хорчинов и других монгольских хошунов, хошун найманов — Найман-Ци , где живут потомки средневековых найманов, составляющие одну из народностей южных монголов и говорящие на найманском диалекте монгольского языка . Среди найманов Внутренней Монголии отмечены роды найман и даруу найман . Найманы отмечены в составе оннигутов и чахаров . Численность найманов в Китае и Монголии неизвестна.

Представители родов найман и их найман проживают в сомонах Хангай и Ихтамир Архангайского аймака; сомонах Заг и Галуут Баянхонгорского аймака; сомонах Баянхутаг , Биндэр , Мурэн , Батширээт , Хэрлэн , Умнедэлгэр Хэнтэйского аймака Монголии . Кроме этого в Монголии в составе халха-монголов проживают потомки рода найман бидэгун . Род бидэгун (бэдэгун, бидуун) отмечен на территории сомонов Баянбулаг и Бууцагаан Баянхонгорского аймака . Помимо Халхи , они группами проживают в местах расселения харчинов и монголжин Внутренней Монголии. Род бидэгун также был отмечен в составе правого крыла ордосского тумэна .

В Монголии проживают носители следующих родовых фамилий:

  • Найман — зарегистрированы в Улан-Баторе и во всех аймаках Монголии ;
  • Бага Найман — в Улан-Баторе и аймаке Хэнтий ;
  • Баруун Найман — в Улан-Баторе ;
  • Гөөгөө Найм — в Улан-Баторе и аймаке Баянхонгор ;
  • Их Найм — в аймаках: Хэнтий и Дорнод ;
  • Их Найман — в Улан-Баторе и аймаках: Орхон , Туве , Хэнтий и др. ;
  • Найм — в Улан-Баторе и аймаках: Дорнод, Дархан-Уул , Булган и др. ;
  • Наймаа — в Улан-Баторе и аймаках: Уверхангай , Дорнод и др. ;
  • Наймаан — в Улан-Баторе, в Ховде и других аймаках ;
  • Наймад — в Улан-Баторе ;
  • Найман Тайж — в Улан-Баторе и аймаке Сэлэнгэ ;
  • Найманууд — в Улан-Баторе ;
  • Наймангууд — в Улан-Баторе и аймаке Дорнод ;
  • Наймнууд — в аймаке Баянхонгор ;
  • Наймынхан — в Улан-Баторе и аймаках: Ховд, Хувсгел , Уверхангай и др. ;
  • Бидгүн — в Улан-Баторе аймаках: Архангай, Дархан-Уул и др. ;
  • Бидгүүн — в Улан-Баторе аймаках: Баянхонгор, Сэлэнгэ и др. ;
  • Бидэгүн — в Улан-Баторе и аймаках: Баянхонгор, Сухэ-Батор , Туве, Архангай ;
  • Бидэгүүн — в Улан-Баторе и аймаках: Баянхонгор, Дархан-Уул, Говь-Сумбэр , Архангай, Сэлэнгэ, Дундговь ;
  • Бэдгүүн — в аймаке Сэлэнгэ ;
  • Бэдэгүн — в аймаках: Баянхонгор, Архангай, Уверхангай ;
  • Бэдэгүүн — в Улан-Баторе .

Бурятские найманы

Бурятские найманы живут среди цонголов (найман , ухин наймантан , наймантан ), западных бурят (род наймангут в составе аларских бурят , род наймадай в составе балаганских бурят ), хонгодоров (род наймангууд в составе дарлекин-хонгодоров) . В состав ононских хамниган входит род найман (наймангууд, наймантан); в частности найманы отмечены в составе хамниганского рода урянхай-тугчин . Цонгольский род ухин наймантан (үхён наймантан) включает в свой состав следующие ответвления: унагачитан, дагатан, дзабтан, бунитан, шара далайтан .

Название «баруун найман» ранее было именем одного из двух крыл селенгинских бурят . Крыло «баруун найман» составляли цонголы, сартулы , атаганы , табангуты , узоны , хатагины , ашабагаты и андагай .

Алтайские найманы

Майман — один из самых многочисленных алтайских сеоков . В алтайском языке фонемы н / м взаимозаменяемы, и потому одна часть алтайцев именует себя найман, а другая — майман, что означает одно и то же. Чаще всего алтайцы говорят майман. Майманы живут преимущественно в центральных районах Республики Алтай: Онгудайском, Шебалинском, Усть-Коксинском и столице — г. Горно-Алтайск . В этногенетических преданиях упоминается о пура / бура майманах.

Состоит из двух экзогамных подразделений:

  • (или «чёрные майманы»)
  • (или «синие майманы»)

Казахские найманы

По данным сельскохозяйственной переписи 1897—1911 гг. найманов на территории России насчитывалось 394,5 тыс. человек, что составляло 11,4 % численности казахского населения Российской империи, в том числе 95,8 % казахского населения Устькаменогорского уезда, 92 % Лепсинского, 88,3 % Зайсанского, 47 % Атбасарского, 34,4 % Копальского, 24,8 % Семипалатинского уездов. Входили в состав Среднего жуза .

У казахских найманов местами кочёвок были урочища по Алтаю и Тарбагатаю, Джунгарскому Алатау , близ Балхаша , Улытау , а также среднего течения Сырдарьи , значительное число расселяется на сегодняшний день в России (на Алтае), Монголии (в западных районах) и Китае.

В составе казахского народа найманов около 940 000 человек .

Казахские найманы Среднего жуза состоят из родов:

  • в Восточно-Казахстанской и Алматинской областях.
    • Каракерей
    • Матай
  • Ергенекті в Восточно-Казахстанской и Карагандинской областях.
    • Көкжарлы
  • Терістамғалы в Восточно-Казахстанской области.
  • Баганалы на западе Карагандинской области.
  • в Кызылординской области, на западе Карагандинской области.

Киргизские найманы

Киргизские найманы проживают на самом юге Киргизии , широкой полосой вдоль границы с Таджикистаном , а также анклавом к северо-востоку от города Сулюкта .

  • Боз
  • Бөө найман
  • Кожо найман — Баткенская область, Кадамжайский район, Абсамат Масалиевский аильный округ — с. Кожо
  • Кошон
  • Көн найман — Баткенская область, Кадамжайский район, Абсамат Масалиевский аильный округ — с. Көн
  • Көкө найман — Баткенская область, Кадамжайский район, Абсамат Масалиевский аильный округ — с. Көкө
  • Отой
  • Сарыбай
  • Тентек

Узбекские найманы

Некоторые рода найманов вошли в состав узбекского народа. Узбеки-найманы были мусульманами по вероисповеданию и заключали браки по шариату в прошлом. В отличие от монголов и казахов они следовали эндогамным бракам и женились на двоюродных сёстрах и близких родственниках по материнской и отцовской линии. Поэтому отличались семьи, система права и др. При генетическом исследовании неожиданно оказались европеоидными группы узбеков-найман Узбекистана . По данным некоторых исследователей, в начале XX века узбеки-найманы подразделяли себя на 17 родов :

  • алти огул

Хазарейские найманы

Существует небольшая группа найманов в Афганистане . Они принадлежат к хазарейцам , проживающим в долине Шейх Али. Верующие мусульмане-шииты .

Примечания

  1. от 27 октября 2020 на Wayback Machine .
  2. Авляев Г. О. Происхождение калмыцкого народа. — Калмыцкое книжное издательство, 2002. — С. 124. — 325 с.
  3. Этнический национализм и государственное строительство. — Москва: Институт Востоковедения РАН, 2001. — С. 326. — 430 с. — ISBN 978-5-89282-193-3 .
  4. Масанов Н. Э. История Казахстана: народы и культуры. — Дайк Пресс, 2001. — С. 49. — 599 с. — ISBN 978-9965-441-31-8 .
  5. Муканов М. С. Этнический состав и расселение казахов Среднего жуза / А. Х. Маргулан. — Алма-Ата: Наука, 1974. — С. 39. — 200 с.
  6. Грумм-Гржимайло Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. — Ленинград, 1926. — С. 532. — 898 с.
  7. Ушницкий В. В. // Проблемы этнической истории и культуры тюрко-монгольских народов. — 2009. — № 1 . — С. 14—20 . — ISSN .
  8. Акеров Т. А. . . из оригинала 8 ноября 2018 . Дата обращения: 7 ноября 2018 . {{ cite news }} : Внешняя ссылка в |work= ( справка )
  9. . Дата обращения: 8 сентября 2019. 11 сентября 2019 года.
  10. (недоступная ссылка)
  11. Wittfogel K. A. and Feng Hsia-sheng. History of Chinese Society Philadelphia, 1949.
  12. Хойт С. К. . 28 февраля 2020 года.
  13. . Дата обращения: 4 сентября 2011. 4 марта 2016 года.
  14. Закиев М. З. «Происхождение тюрков и татар». — Казань: Инсан, 2002. — 496 с. — ISBN 5-85840-317-4 .
  15. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. — Москва, 1959.
  16. Кормушин И. В. Тюркские енисейские эпитафии. Тексты и исследования. — Москва, 1997.
  17. Очир А. Монгольские этнонимы: вопросы происхождения и этнического состава монгольских народов / д.и.н. Э. П. Бакаева, д.и.н. К. В. Орлова. — Элиста: КИГИ РАН, 2016. — 286 с. — ISBN 978-5-903833-93-1 .
  18. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 274. — 759 с.
  19. Цыбикдоржиев Д. В. // Культурное наследие народов Центральной Азии. Вып. 3. — 2012. — С. 120—148 . 20 апреля 2019 года.
  20. от 24 февраля 2020 на Wayback Machine . Перевод С. А. Козина.
  21. Ушницкий В. В. // Проблемы востоковедения. — 2011. — Вып. 2 (52) . — С. 28—34 . — ISSN . 16 июня 2019 года.
  22. от 20 октября 2018 на Wayback Machine Гумилёв Л. Н. В поисках вымышленного царства. Трилистник птичьего полёта. 6. Прообраз героя легенды (1100≈1143) [окончание].
  23. Пуллиблэнк Э. Дж. Язык сюнну // Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюркские языки и литературы. М., 1986. С. 53-56
  24. . www.vostlit.info. Дата обращения: 5 февраля 2019. 20 августа 2019 года.
  25. Бартольд В. В. Сочинения. Том V. Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов. — Москва: Наука, 1968. — С. 276. — 759 с.
  26. Валиханов Ч. Ч. . — Междунар. клуб Абая, 2001. — С. 51. — 250 с.
  27. Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Том I. Книга первая. Перевод с персидского Л. А. Хетагурова. Редакция и примечания А. А. Семёнова. Ответственный редактор С. П. Толстов. — М. Л. : Издательство Академии наук СССР, 1952. — 221 с.
  28. История Монгольской Народной Республики. — Издание третье, переработанное и дополненное. — Москва: Наука, 1983. — С. 123—126. — 664 с.
  29. Barbara A. West. . — Infobase Publishing, 2010-05-19. — 1025 с. — ISBN 9781438119137 . 8 ноября 2018 года.
  30. Dietmar W. Winkler, Li Tang. . — LIT Verlag Münster, 2009. — 399 с. — ISBN 9783643500458 . 8 ноября 2018 года.
  31. Чулууны Далай . . — Москва: Наука, 1983. — С. 151. — 232 с.
  32. Ранее обозначалась как O3.
  33. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 54. — 148 с.
  34. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 78. — 148 с.
  35. Сабитов Ж. М. // The Russian Journal of Genetic Genealogy. — 2013. — № 1 . — С. 29—47 . 29 октября 2019 года.
  36. Сабитов Ж. М. // The Russian Journal of Genetic Genealogy (Русская версия). — 2012. — Т. 4 , № 1 . — С. 91—93 . — ISSN . 30 августа 2019 года.
  37. Жабагин М. К. Анализ связи полиморфизма Y-хромосомы и родоплеменной структуры в казахской популяции / О. П. Балановский. — Москва, 2017. — С. 51—52. — 148 с.
  38. , с. 40—42.
  39. Гумилёв Л. Н. . 24 декабря 2008 года.
  40. История Казахстана в персидских источниках. Т. 3. Му’изз ал-ансаб (Прославляющее генеалогии). Введение, перевод с персидского языка, примечания Ш. Х. Вахидова. Алматы: Дайкпресс, 2006. С. 118.
  41. Эрлихман В. В. . 2009.
  42. Bügünüdei Goncuγ. Мongγul obuγ // Öbör Mongγol-un Soyol-un Keblel-ün Qoriya, 1993. 203 х. (на монгольском языке)
  43. . Дата обращения: 4 января 2019. 4 января 2019 года.
  44. Тайжиуд Аюудайн Очир, Бэсүд Жамбалдоржийн Сэржээ. Монголчуудын овгийн лавлах. Улаанбаатар, 1998. 67 х.
  45. Haenisch E. Wörterbuch zu Monghol-un niuca Tobca’an (Yüan-Ch’ao Pi-shi). Geheime Geschichte der Mongolen. Leipzig, 1939 (II. Aufl .). Wiesbaden, 1962. 191 p.
  46. Jimbadorji . Bolor toli // Ündüsün-ü keblel-ün qoriya, 1984. 589 х.
  47. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 15 июля 2020 года.
  48. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 4 августа 2020 года.
  49. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 4 августа 2020 года.
  50. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 11 августа 2020 года.
  51. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 4 августа 2020 года.
  52. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 4 августа 2020 года.
  53. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 11 августа 2020 года.
  54. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 25 марта 2019. 11 августа 2020 года.
  55. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 25 марта 2019. 4 августа 2020 года.
  56. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 2 февраля 2019. 4 августа 2020 года.
  57. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 17 января 2019. 11 августа 2020 года.
  58. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 2 февраля 2019. 4 августа 2020 года.
  59. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 12 января 2019. 4 августа 2020 года.
  60. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 31 марта 2019. 4 августа 2020 года.
  61. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 января 2019. 11 августа 2020 года.
  62. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 25 марта 2019. 4 августа 2020 года.
  63. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 25 марта 2019. 4 августа 2020 года.
  64. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 февраля 2019. 4 августа 2020 года.
  65. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 февраля 2019. 11 августа 2020 года.
  66. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 25 марта 2019. 4 августа 2020 года.
  67. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 февраля 2019. 4 августа 2020 года.
  68. . Үндэсний Статистикийн Хороо. Дата обращения: 3 февраля 2019. 4 августа 2020 года.
  69. Цыдендамбаев Ц. Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Историко-лингвистическое исследование. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1972. — 664 с.
  70. . zolord.ru. Дата обращения: 25 марта 2019. 15 мая 2021 года.
  71. Нацагдорж Б. К проблеме этногенеза цонголов // Газета «Угай зам» (Путь предков). Спецвыпуск № 13, май 2005.
  72. / Цыдендамбаев Ц. Б., Бураев И. Д. — Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1965.
  73. Малзурова Л. Ц. Легенды и предания хонгодоров. Автореферат / С. Ш. Чагдуров. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2004. — 28 с.
  74. Бадиев А. А. Родословные унгинских бурят // Свет Октября : Газета. — 1996. — 19 марта ( № 20 (5692) ).
  75. . ИРКИПЕДИЯ - портал Иркутской области: знания и новости. Дата обращения: 7 августа 2018. 7 августа 2018 года.
  76. Д. Г. Дамдинов. Д. Г. Дамдинов — исследователь хамниганского этноса. — Улан-Удэ: Буряад үнэн, 2010. — 140 с.
  77. Будаев Ц. Б. . — ВО "Наука", 1992. — С. 18. — 216 с.
  78. Мөнхсайхан С. // Вестник БНЦ СО РАН. — № 1 (21) . — С. 62—70 . (недоступная ссылка)
  79. Доржиев Бимба Ц., Эрдынеев В. Л., Будаева Н. П., Цыдыпова Т. П. Ивалга голдо hуудалтай зоной угай бэшэг (Родословная иволгинских бурят) / Бимба лама Доржиев, гэбшэ-лама Иволгинского дацана "Хамбын хурэ". — Улан-Удэ, 2012. — 424 с.
  80. Нимаев Д. Д. // Вестник Восточно-Сибирской Государственной Академии Культуры И Искусств. — 2015. — Вып. 2 (9) . — С. 6—13 . — ISSN .
  81. Кузембайулы А., Абилев Е. . — Астана: Фолиант, 2003. — С. 145. — 358 с. — ISBN 978-9965-612-06-0 . 12 декабря 2021 года.
  82. Olzhobaĭ Kubatbek uulu Karataev, Salaĭdin Nuralievich Ėraliev. . — Бишкек: Бийиктик, 2005. — С. 361. — 598 с. 28 июля 2020 года.
  83. Olzhobaĭ Kubatbek uulu Karataev, Salaĭdin Nuralievich Ėraliev. . — Бишкек: Бийиктик, 2005. — С. 253. — 598 с. 28 июля 2020 года.
  84. Olzhobaĭ Kubatbek uulu Karataev, Salaĭdin Nuralievich Ėraliev. . — Бийиктик, 2005. — С. 41, 361. — 598 с. 28 июля 2020 года.
  85. Ходжайова Г. К. Дерматоглифика узбеков с родоплеменными делениями // Расы и народы. Вып. 27. М.: Наука, 2001, С. 138.
  86. Валиев М. Найманский говор узбекского языка (фонетические и морфологические особенности). АКД. Самарканд. 1963, С. 3—5, 26.
  87. Project Gutenberg. . self.gutenberg.org. Дата обращения: 22 августа 2018. 22 августа 2018 года.

См. также

Литература

  • «Сборник Летописей. История монголов, соч. Рашид-Эддина», пер. Березина (СПб., 1858 );
  • Аристов Н. А. , «Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей» (СПб., 1897 ; у него приведена и литература).
  • Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Тома 1, 2, 3. Издательство АН СССР, Москва-1960-Ленинград, пер. Ю. П. Верховского.
  • Валиев М. Найманский говор узбекского языка (фонетические и морфологические особенности). Автореф. канд.дисс. Самарканд. 1963
  • Кармышева Б. Х. Очерки этнической истории южных районов Таджикистана и Узбекистана. М., 1976
  • Маликов А. М. Узбеки-найманы долины Среднего Зерафшана // Этнос, общество, цивилизация: II Кузеевские чтения. Уфа, 2009
  • Акеров Т. А. Каркырахан. Великий Кыргызский каганат: Роль этнополитических факторов в консолидации кочевых племен Притяньшанья и сопредельных регионов (VIII—XIV вв.) / под ред. Т. Д. Джуманалиева. — Б. : Институт истории и культурного наследия Национальной академии наук Кыргызской Республики, 2012. — 202 с. — ISBN 978-9967-02-853-1 .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • Современное шежире (родословная) казахов —
  • — информация о территории, населении и истории изменений административно-территориального деления на сайте 行政区划网 (кит.)
Источник —

Same as Найманы