Interested Article - Музыкально-цветовая синестезия

Музыкально-цветовая синестезия , также цветной слух ( ) — разновидность хроместезии (типа синдрома Шерешевского ), при котором музыкальные звуки вызывают у человека цветовые ассоциации.

Речь идёт о некой связи абсолютной высоты музыкальных звуков и/или тональностей с определёнными цветами . Следует различать зрительное восприятие , образность мышления и собственно музыкально-цветовую синестезию: образностью мышления в той или иной степени обладает каждый человек, тогда как синестетический цветной слух явление довольно редкое, и, по словам некоторых современных музыкантов, обладателей такой способности, — довольно неприятное и трудноконтролируемое, главным образом из-за повышенной чувствительности к окружающему человека в повседневной жизни информационному шуму .

Примеры использования в искусстве

Синестетиками в музыке были Скрябин , Римский-Корсаков , Чюрлёнис и Мессиан , из наших современников — Томас Кёнер ( нем. Thomas Köner ), Kanye West, певица Marina and The Diamonds или погибший при трагических обстоятельствах Джон Бэланс из Coil . Они воспринимали или воображали тональности окрашенными в определённые цвета. Например, симфоническая поэма Скрябина « Прометей (Поэма огня) » была задумана композитором со специальной исполнительской строкой «Luce» (то есть «Свет») и исполняется иногда с использованием светомузыки . Музыкант и художник М. Чюрлёнис пытался передать в своих картинах недоступный этому жанру мир музыки .

Теоретическое объяснение

Французский психолог Теодюль Рибо ( 1839 1916 ) приводит три гипотезы происхождения цветного слуха, которые уже в его время (то есть в XIX веке ) были общеизвестны. Он пишет: «По гипотезе это могло бы быть следствием неполной дифференциации между чувствами зрения и слуха и фактом случайного оживания такой особенности, которая в некоторую отдаленную эпоху была, может быть, общим правилом в человечестве. Анатомическая гипотеза предполагает сообщения или анастомозы между центрами зрительных и слуховых ощущений в головном мозгу . Затем есть физиологическая гипотеза нервной иррадиации и психологическая , видящая здесь ассоциацию » .
Сторонники синестетичности цветного слуха придерживаются, главным образом, «физиологической гипотезы», если воспользоваться дефиницией Рибо. Есть, однако, и серьёзные возражения, ставящие под сомнение саму идею такого рода синестезии и предполагающие наличие лишь образных ассоциаций . Для синестезии известны случаи наследования (а физиологические признаки более вероятно наследуемы, нежели устойчивые ассоциации) , например, Владимир Набоков и его жена Вера Слоним оба были синестетиками, как и их сын Дмитрий.

Существует и музыкально- педагогическая система В. Б. Брайнина , посвящённая связям между относительной (ладовой) высотой музыкальных звуков и определёнными цветами спектра . В этой системе предусмотрено развитие цветного восприятия ступеней модальных ладов у детей . В работе Брайнина, однако, говорится лишь об объективных предпосылках для возникновения образных ассоциаций , а не о подлинной возможности развития синестетического восприятия.

Петербургский музыкант и художник В. В. Афанасьев предложил собственную математическую теорию аудиовизуальных стимулов на основе не интуитивных связей звуков и цветов, а общих законов гармонии между цветами и между нотами . На основе этой теории он разработал и запатентовал собственную систему светомузыки , ставящую цвет в соответствие звукам, которая применялась, например, на концерте в Капелле к годовщине смерти Пушкина . Элементы той же системы предлагалось применять и для преобразования изображений в музыку .

См. также

Примечания

  1. Сабанеев Л. Скрябин и явление цветного слуха в связи со световой симфонией «Прометей» // Музыкальный современник. Петроград, 1916, Вып. 4-5, с. 169—175
  2. Ванечкина И. Л., Галеев Б. М. от 15 апреля 2008 на Wayback Machine
  3. Ястребцев В. О цветном звукосозерцании Н. А. Римского-Корсакова // Русская музыкальная газета, 1908, № 39-40, с. 842—845.
  4. . Дата обращения: 2 апреля 2008. 15 июля 2020 года.
  5. «Неземная истина Чюрлёниса» //журнал от 21 декабря 2018 на Wayback Machine
  6. Рибо Т. Творческое воображение. — Спб., 1901, c. 23-39.
  7. Галеев Б. М. Цветной слух: природа и функции в искусстве. // Художник и философия цвета в искусстве (тезизы международной конференции). — Санкт-Петербург: Государственный Эрмитаж, 1997, с. 75-77.
  8. Ванечкина И. Л. Цветной слух и светомузыка. // Языки науки — языки искусства (тезизы IV международной конференции «Нелинейный мир»). — Москва, 1999, с. 27.
  9. от 15 сентября 2009 на Wayback Machine (англ.)
  10. Брайнин В. Б. от 24 июля 2008 на Wayback Machine // Internationales Symposium «Musikalische Fruherziehung in Wien», ноябрь 1990 (пер. с немецкого)
  11. . Дата обращения: 2 мая 2017. 13 октября 2017 года.
  12. Романович, Леонид . Санкт-Петербургские ведомости (12 февраля 2008). Дата обращения: 26 марта 2013. 17 апреля 2013 года.
  13. Заболеева-Зотова А. В., Лягин И. Д . // Известия Волгоградского государственного технического университета : межвуз. сб. науч. ст.. — Волгоград, 2007. — Вып. № 2 (28) . — С. 37—40 . — ISSN .

Литература

  • Рибо Т.
  • Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. — М.: Знание , 1982.
  • Галеев Б. М. Человек, искусство, техника (проблема синестезии в искусстве). — Казань: КГУ , 1987.
  • Галеев Б.М. . — 2006. — С. 24-29 . — ISSN .
  • Расников Г.В. . — Москва, 2006. — 32 с. от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  • Томашева А.А. . — 2011. — С. 69-76 . — ISSN .

Ссылки

  • . Дата обращения: 7 августа 2015.
  • Галеев Б. М., Ванечкина И. Л.
  • Дата обращения: 7 августа 2015.
Источник —

Same as Музыкально-цветовая синестезия