Interested Article - Бей
- 2020-09-06
- 2
Бей (у восточных тюркских народов), бий , би , бек , бег (у османов ), бик , ( тюрк. бәй , bəy ) — тюркский дворянский титул и звание у некоторых народов Ближнего Востока и Средней Азии , категория привилегированного населения, синоним арабского « эмир », соответствует титулам князь , властитель, господин.
Ставится позади собственного имени, например Улуг-бег , Бирди-бег и другие . Титул соответствовал грузинскому мтавари и армянскому мелику .
Первоначальное значение
Первоначально от общетюркского титула bək — вождь . В изначальном варианте имело значение вождя рода в составе племени, главой которого выступал хан . Возглавлял родовое ополчение в общеплеменном войске . В общей иерархии древнетюркских титулов шёл вторым после хана. Как обычно в тюркских языках, этот титул имеет прямую параллель в терминах, определяющих семейные отношения — муж, супруг, глава семьи. Первоначально глава самостоятельного родового, родо-племенного и даже политического (государственного) территориального подразделения. В крупных тюркских политических объединениях — каганатах , султанатах и тому подобное — бег (бей) занимал определённую иерархическую позицию среди титулованных администраторов.
Титул передавался по наследству .
В поздних тюркских языках существовало понятие « беглербеги » , означавшее административную должность .
В Казахском ханство суд биев проводил суд на основании адата (изначально Ясы Чингисхана, затем на основании Светлый путь Касым-хана и Жеты Жаргы ), так же имелся Совет биев игравший роль сената при хане.
В русском языке слово «бек» заимствовано из тюркских языков, скорее всего из азербайджанского языка .
Современное значение
В современной Турции и Азербайджане , в меньшей степени среди крымских татар , гагауз и кумыков слово «бей» после имени приобрело смысл вежливого обращения к уважаемому лицу (аналог европейских обращений «господин», «мистер», «месье», «синьор», «пан» и т. д.).
В Турции — высокий титул ( аристократия , знать ), соответствующий главе государственного образования (монарх, король).
Османская империя
В Османской империи титул «бей» входил в состав имён ранних владетелей Османского бейлика XIII—XIV веков (Осман-бей, Орхан-бей). В XV — начале XX веков беями обычно именовали крупных землевладельцев и правителей округов (санджаков) .
В Османской империи нисходящая последовательность была такова (хотя и не во все времена) — паша , бей, ага , эфенди . Титул бея как индивидуализированное звание могли носить князья (господари) Молдавии , Валахии , Туниса , острова Самос и т. д. В Тунисе в 1705 — 1957 годах наследственный правитель страны из династии Хусейнидов .
В республиканской Турции до 1934 года термин употреблялся как форма обращения к военным (от майора до генерала) и государственным чиновникам .
Персия и Иран
В Персии бек (бег) на начало XX века был присвоен военным и вообще всем служащим . В некоторых районах Ирана титул правителей племён .
Закавказье
В азербайджанских ханствах , титулом «бек» правитель-хан награждал дворян-помещиков, которые имели право владеть поместьями . После присоединения Восточного Закавказья к России беком стали называть азербайджанских помещиков, у которых в собственности имелась земля .
В армянских меликствах Карабаха беками звались младшие сыновья меликов (князей) .
Северный Кавказ
У кумыков , карачаевцев — бий/бей — это князь; уллу-бий/бей — старший князь. У балкарцев — таубий (горский князь) . В Дагестане бек по рангу выше, чем чанка : последние — дети от неравного брака, когда отец — хан или бек (князь), а мать узденька (дворянка), или отец — уздень (дворянин), а мать бийке (княжна). Часто титул «бек» добавляли к имени, как пример; Албури-бек, Асельдер-бек .
Восточная Европа и Урал
В Восточной Европе титул впервые встречается в XIV веке, когда золотордынский хан Узбек присвоил его нойонам (представителям монгольской знати), которые приняли ислам. Титул носили правители Ногайской Орды .
У башкир слово «бий» означал лицо, по сути являвшееся главой племени, например, Муйтен-бий , Майкы-бий , Канзафар-бий . В Башкортостане баями становились башкиры-вотчинники, владевшие крупным поголовьем скота, землёй или капиталом.
Центральная и Средняя Азия
У степняков кочевников Центральной Азии в частности у казахов , киргизов , каракалпаков а также у алтайцев и ногайцев слово «бий» («би») в прошлом было дополнением к имени, например Толе-би , Айтеке-би , Казыбек-би , , , и так далее. Такое дополнение к имени присуждалось лишь судьям : например, судьям, руководствующимся положениями кодифицированного степного права Жеты Жаргы (Семь положений).
У казахов право бея на руководство основывалось в основном на личных качествах. Бий обладал знаниями истории народа, его быта, обычаев и традиций, отличался мудростью и красноречием. В истории Казахстана большую роль играли бии трех жузов : Старшего — Толе-би , Среднего — Казыбек-би , Младшего — Айтеке-би , которые жили в период укрепления Казахского ханства (XVII—XVIII века), когда велись непрерывные войны с соседним Жонгарским ханством . Бии выполняли обязанности посланников в соседние государства, выражали волю народа во взаимоотношениях с ханской верхушкой, объединяли и поднимали народ на освободительную борьбу. В период вхождения Казахстана в Российскую империю традиционные институты управления казахов были либо ослаблены, либо уничтожены под давлением указов и реформ. Должность биев была окончательно упразднена императорским указом от 25 марта 1891 года.
У киргизов термин «бий» означал старшину, а затем вообще влиятельного и знатного человека .
У алтайцев термином «бий» обозначали господина, владыку, чиновника высшего порядка .
См. также
Примечания
- Комментарии
- В XIX веке «татарами» Закавказья называли азербайджанцев .
- Источники
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Худяков М. Очерки по истории Казанского ханства. — Казань: Магариф, 2004. — С. 206.
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Гордеев Д. П. Черты феодального строя в Грузии и в ханствах Закавказья в новые века // Бюллетень КИАИ в Тифлисе. — Л. : Изд-во АН СССР , 1931. — № 8 . — С. 10—11 .
- ↑ .
- Шипова Е. Н. Словарь тюркизмов в русском языке. — М. : Наука , 1976. — С. 75.
- Большая советская энциклопедия. Бег (титул знати на Востоке).
-
Scènes, paysages, moeurs et costumes du Caucase dessinés d’aprés nature par le prince G. Gagarine. Стр. 24
Beck Tatare du Karabakhe
- Хармандарян С. В. Ленин и становление Закавказской федерации. 1921 — 1923. — Ер. : Алашара, 1969. — С. 13.
-
Раффи
«
от 19 декабря 2007 на
Wayback Machine
»:
Власть меликов была наследственной: после смерти отца бразды правления и титул «мелик» переходили к старшему сыну, а другие братья назывались беками.
- Екатерина Николаевна Кушева . . — Изд-во Академии наук СССР, 1963-01-01. — 380 с.
- Дагестанские предания и суеверия. Вып. 4 Тифлис. 1884
- . 21 ноября 2022 года.
15. Канзафар-бий.
Литература
- // Казахстан. Национальная энциклопедия . — Алматы: Қазақ энциклопедиясы , 2004. — Т. I. — ISBN 9965-9389-9-7 . (CC BY-SA 3.0)
- / Д. Ю. Арапов, М. С. Мейер // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 176. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1 .
- Жукокова, Н. К. . // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия История и право (2015): 8. ISSN 2223—1501.
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Янгузин Р. З. Хозяйство и социальная структура башкирского народа в XVIII—XIX вв. Уфа, 1998.
- Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа, 2002.
Ссылки
- 2020-09-06
- 2