Барсуков, Александр Платонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й (Микола ) Плато́нович Бажа́н ( укр. Мико́ла Плато́нович Бажа́н ; в 1920-е годы псевдоним поэта-футуриста — Ник Бажан , укр. Нік Бажан , 26 сентября (9 октября) 1904 – 23 ноября 1983 ) — советский украинский поэт , переводчик , публицист, культуролог, энциклопедист и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1974), (1974), (1964), заслуженный деятель науки Украинской ССР (1966). Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1971) .
Родился 26 сентября ( 9 октября ) 1904 года в Каменце-Подольском (ныне Хмельницкой области Украины ) в семье военного топографа. Украинец . В 1910 году отца перевели в Умань , где прошли детские годы будущего поэта. Здесь Бажан учился в кооперативном техникуме и параллельно в 1920—1921 годах занимался изучением авангардного сценического искусства в студии «Кийдрамте» (Киевский драматический театр) под руководством Леся Курбаса . Пишет стихи, составившие рукописный сборник « Контрасты настроения » (1920–1921).
В 1921 году переезжает в Киев , где учится в Кооперативном институте (1921–1923), а затем в Киевском институте внешних связей (1923–1925). В 1923 году по приглашению молодого писателя Михайля Семенко присоединяется к группировке панфутуристов , идёт работать в редакцию газеты «Большевик». В этой газете в 1923 году опубликовано первое стихотворение Бажана « Руро-марш » и другие произведения в футуристическом духе.
Бажан принадлежал к изначальным сторонникам революции не столько из-за политических взглядов, сколько из-за своего авангардизма в искусстве. Ему казалось, что грандиозный социальный катаклизм даст новую жизнь Украине, освободит её творческие силы. В отличие от многих поэтов старшего поколения, Бажан сразу принял большевистский режим.
В 1925 году Бажан присоединяется к группировке Хвылевого. Вскоре выходит первый сборник стихов « 17-й патруль » (1926), который органично вписывался в господствовавший тогда в большевистской поэзии пафос романтизации пролетариата и чекистов («лирическое одушевление двадцатидвухлетнего автора преобразило суровую реальность войны, придало ей черты сказочные») .
Начиная со сборника « Резная тень » (1927) Бажан всё больше определяется как поэт барочной эстетики, неутомимого и многоярусного разворачивания темы, изобретательного и роскошного переплетения мотивов, органичного соединения брутального и патетического. Шедевром этого стиля является цикл « Здания » (1929), в котором Бажан проявляет себя как поэтический интерпретатор энергии человеческих дел, различных форм этих дел, в том числе эксцентричных.
В « Смерти Гамлета » (1932) он откровенно противопоставляет общечеловеческие символы гуманистической культуры как лживые ленинской безоглядности как истине (нравственно всё, что служит революции, и только это). В этом произведении поэт провозглашает анафему «абстрактному гуманизму», которая стала надоедливым лейтмотивом всей последующей партийной идеологии. Ещё сильнее эта тема звучит в « Трилогии страсти » (1933), поэт с ненавистью истребляет в себе всё, что мешает ему стать тем, чего требует время — бойцом централизованной классовой морали. Победа над гуманизмом в себе давалась нелегко [ источник не указан 4269 дней ] . Тяжёлые сомнения, болезненные размышления души, загнанной в подземелье сознания, звучат в поэмах « Слепцы » (1931) и « Гетто в Умани » (1930).
После 1933 года из-под пера Бажана выходит преимущественно партийная патетика — изобретательная, мастерски выполненная, но вымученная, хотя и под маской [ источник не указан 4269 дней ] искренности: поэмы « Бессмертие » (1937), « Мать » (1938), « Отцы и сыновья » (1939). Традицию барочного одописания, литературно близкую поэту, продолжает « Товарищ стоит в звездоносном Кремле » (1932).
Настоящий Бажан прорывается там, где поэту удается уклониться [ источник не указан 4269 дней ] от прессинга политических императивов, пусть и внутренне усвоенных. Прежде всего в культурологических стихотворениях, обращении к духовному наследию народов СССР, интерпретации явлений мирового искусства, сциентизме — научной поэзии: поэма « Число » (1931).
Особый период в жизни и творчестве Бажана — годы войны с немецко-фашистскими захватчиками. Произведения этих лет остро отражают беду народа, опасность, нависшую над ним, патриотический подъём, общесоветские формы которого вмещают и чисто национальные переживания: « Клятва » (1941), « Даниил Галицкий » (1942), « Сталинградская тетрадь » (1943).
В первые послевоенные годы Бажан создает « У Спасской башни » (1952), в борьбе против украинского национализма стремится громить не только произведения Грушевского [ источник не указан 4269 дней ] , но и коллег-писателей, в том числе своего друга Ю. И. Яновского [ источник не указан 4269 дней ] , развенчивать «загнивающий» империалистический Запад (« Английские впечатления », 1949).
Бажан создаёт сборники « Мицкевич в Одессе » (1957), « Итальянские встречи » (1961). Цикл « Перед статуями Микеланджело » из последнего сборника заставляет вспомнить барочную резьбу его ранних « Зданий », но уже во всей зрелости мастера. Глубокий философский трагизм звучит в стихотворениях и поэмах сборника « Уманские воспоминания » (1972).
Оттепель дала возможность Бажану вспомнить о многих мрачных страницах прошлого. В своём выступлении на вечере памяти Миколы Кулиша он впервые открыто вспоминает о подвалах Октябрьского дворца в Киеве, где расстреливали писателей [ источник не указан 4269 дней ] . О преступлениях прошлого, его репрессивной тяжести, но и об уроках нравственного, духовного противостояния им говорится в поэме « Полет сквозь бурю » (1964).
Вершиной творчества позднего Бажана стали восемь « Ночных концертов » из сборника « Знаки » (1978). Они ещё раз подтвердили его уникальную способность конгениального переживания и претворения в слове шедевров искусства, на этот раз музыкального.
В 1970-е годы Бажан обратил внимание на молодого поэта М. А. Фишбейна , который стал его литературным секретарём, а в дальнейшем — известным поэтом Украины.
Бажан — выдающийся мастер художественного перевода. Крупнейшим достижением является его перевод поэмы « Витязь в тигровой шкуре » Шота Руставели (1935; премия Грузинской ССР, 1937). Среди мастерски выполненных Бажаном переводов — « Буря » Шекспира , произведения Данте , Гёте , Гейне , Гёльдерлина , Мицкевича . Особую роль для молодой украинской поэзии сыграли его переводы из Рильке . Также Бажан является автором перевода гимна СССР на украинский язык .
В 1941 году выступал с отчетным докладом на Всеукраинской конференции КП(б)У. В период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов — в действующей армии, был редактором газеты «За Советскую Украину». В 1943–1948 годах — заместитель Председателя Совета Министров Украинской ССР, советник представительства Украины в ООН . В 1946–1962 годах — депутат ВС СССР . В 1953–1959 годах — председатель СП Украинской ССР . Член ВКП(б) с 1939 года .
В 1957–1983 годах являлся главным редактором Украинской советской энциклопедии . Под его руководством были изданы Украинские советские энциклопедии в 17 томах (1959–1965) и в 12 томах (1977–1985), «История украинского искусства» в 6 томах (1966–1968; Государственная премия УССР, 1971), «Шевченковский словарь» (1976–1977). Академик АН УССР ( 1951 ).
Н. П. Бажан умер 23 ноября 1983 года . Похоронен в Киеве на Байковом кладбище .
В честь Н. П. Бажана названы проспект в Киеве , а также улицы в Хмельницком и Харькове .
В столице Украины на ул. Терещенковской действует Киевский литературно-мемориальный музей-квартира Миколы Бажана , открытый в 2004 году в помещении квартиры, где около сорока лет проживал поэт.
В Соломенском районе Киева имя Миколы Бажана носит библиотека литературы по вопросам искусств.