Лысенко, Николай Николаевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Вита́льевич Лы́сенко ( укр. Мико́ла Віта́лійович Ли́сенко ; 10 (22) марта 1842 , село Гриньки Кременчугского уезда Полтавской губернии (ныне — Глобинского района Полтавской области ) — 24 октября ( 6 ноября ) 1912 , Киев ) — украинский композитор, пианист, дирижёр, педагог; музыкальный этнограф, «отец украинской национальной музыки» ; общественный деятель.
Николай Лысенко был родом из старинного казацкого старшинского рода Лысенко . Отец Николая, Виталий Романович, был полковником Орденского кирасирского полка . Мать, Ольга Еремеевна, происходила из полтавского помещичьего рода Луценко. Брат А. В. Лысенко . Домашним обучением Николая занимались мать и известный поэт А. А. Фет . Мать учила сына французскому языку, изысканным манерам и танцам, а полковой товарищ отца Афанасий Фет — русскому языку. В пять лет, заметив музыкальное дарование мальчика, для него пригласили учительницу музыки. С раннего детства Николай увлекался поэзией Тараса Шевченко и народными песнями, любовь к которым ему привили двоюродные дед и бабушка — Николай и Мария Булюбаши. В девять лет Николай написал свое первое музыкальное произведение — достаточно грациозную и красивую «Польку» для фортепиано, которую отец издал в подарок ко дню рождения сына. По завершении домашнего воспитания, для подготовки к гимназии Николай переехал в Киев, где три месяца учился в пансионе Вейля, затем — в пансионе Гедуэна.
В 1855 году Николая отдали во , которую он окончил с серебряной медалью весной 1859 года. Во время обучения в гимназии частным образом занимался музыкой (педагог — Н. Д. Дмитриев ), став постепенно известным в Харькове пианистом. Его приглашали на вечера и балы, где он исполнял пьесы Бетховена , Моцарта , Шопена , играл танцы и импровизировал на темы малороссийских народных мелодий. В период обучения в харьковской гимназии также принимал участие в благотворительных концертах для поддержки бедных студентов. По окончании гимназии, поступил на естественный факультет Харьковского Императорского университета . Однако через год его родители переехали в Киев, и Н. Лысенко перевёлся на кафедру естественных наук физико-математического факультета Императорского университета Святого Владимира . В студенческие годы начинает собирать и обрабатывать народные песни, работает над «Словарём украинского языка» и переводами общедоступных учебников, исполняет народные песни в своих обработках вместе со студенческим хором Киевского университета, участвует в студенческих спектаклях, создав, в частности, в 1864 году музыкальное сопровождение к водевилю В. Гоголя (отца писателя) «Простак»; в 1863 году делает первую попытку написать вместе со М. Старицким оперу — народную музыкальную драму «Гаркуша» по повести Алексея Стороженко; участвует в акции памяти Т. Шевченко .
Окончив университет 1 июня 1864 года «по разряду естественных наук», Лысенко уже в мае 1865 года получил степень кандидата естественных наук после защиты диссертации на тему: «О половом размножении нитяных водорослей».
Среди украинского студенчества университета царила атмосфера патриотизма, что способствовало формированию Лысенко как общественного деятеля. Вместе со своими друзьями Михаилом Драгомановым , Михаилом Старицким , Петром Косачом он принадлежал к киевской « Громаде », работал в нескольких кружках, связанных с этнографической деятельностью, основал и проводил студенческий хор, организовывал концерты. Громадовцы открыли за свой счет воскресные школы и библиотеки, работали в них.
После окончания Киевского университета Лысенко решает получить высшее музыкальное образование за границей, однако средств на это у семьи не было. Поэтому в 1865 году он поступает на должность помощника мирового посредника в Таращанском уезде. В июне 1867 года Лысенко, как «оставленный вне штата по поводу сокращения участков в Киевской губернии», возвратился в Киев. В октябре 1867 года он поступил в Лейпцигскую консерваторию , считавшуюся одной из лучших в Европе . Преподавателями по фортепиано у него были К. Рейнеке , И. Мошелес и Э. Венцель , по композиции — Э. Ф. Рихтер , по теории — Паперитц . Именно там Н. Лысенко понял, что важнее собирать, развивать и создавать украинскую музыку, чем копировать западных классиков. В декабре 1867 года, по приглашению своего друга Николая Белозерского, Н. Лысенко отправляется в Прагу, где аккомпанирует известному российскому дирижеру и певцу Д. Агреневу , пропагандисту славянского песенного фольклора.
В июле 1868 года обвенчался с восемнадцатилетней Ольгой Александровной Де-Коннор, которая приходилась ему троюродной племянницей и была на десять лет младше. После бракосочетания молодые поехали в Лейпциг. Своей любимой жене Н. Лысенко посвятил романс «Как стихнет…», арию Оксаны из «Рождественской ночи». Однако после 12 лет совместной жизни Николай и Ольга, официально не оформляя развод, расстались из-за отсутствия детей. Благородство, человечность, тактичность, глубокое взаимоуважение сохранились между Ольгой Александровной и Николаем Витальевичем в их отношениях навсегда.
Закончив в 1869 году с большим успехом (за два года) четырёхлетний курс обучения в Лейпцигской консерватории, Н. Лысенко вернулся в Киев, где прожил, с небольшим перерывом (с 1874 по 1876 год он совершенствовал мастерство в области специальной симфонической инструментовки в Петербургской консерватории в классе Н. А. Римского-Корсакова ), чуть более сорока лет, занимаясь творческой, преподавательской и общественной деятельностью. В сезоне 1872—1873 года Лысенко был избран членом дирекции Киевского отделения Императорского Русского музыкального общества, но вскоре вышел из её состава. Летом 1873 года Н. Лысенко вместе с земским статистиком, этнографом и фольклористом Александром Русовым выехал за границу для сбора славянских песен и танцев, посетив Львов, Вену, Хорватию и Сербию. Вернувшись из этого путешествия, стал активным членом Юго-Западного отделения Императорского Русского географического общества . Он принимал участие в организации воскресной школы для крестьянских детей, позднее — в подготовке «Словаря украинского языка», в обработке народных мелодий для сборника Богогласник , в переписи населения Киева.
15 февраля 1875 года в Петербурге состоялся концерт в клубе Российского купеческого собрания «в пользу неимущих студентов Императорской медико-хирургической академии». Хор под управлением Н. Лысенко спел «Ой пущу я конечка», «Эй, не дивитесь, добрые люди», «Не топила, не варила». 3 апреля 1875 года состоялся второй славяно-этнографический концерт, на котором исполнялись русские и моравские народные песни в обработке Н. Лысенко.
Во время своего двухлетнего пребывания в Петербурге (1874—1876) Н. Лысенко, кроме работы над редакцией оперы «Рождественская ночь», сочинил несколько фортепианных миниатюр и пьес концертного типа, в частности, Первую рапсодию на украинские темы, работал над третьим выпуском «Сборника украинских народных песен» и полностью подготовил к печати сборник детских песен и игр «Младости».
В 1878 году занимает должность преподавателя по фортепиано в Институте благородных девиц . В том же году он вступает в гражданский брак с Ольгой Антоновной Липской, пианисткой и его ученицей. С ней композитор познакомился во время концертов в Чернигове . В этом браке были рождены пятеро детей: Екатерина (1880—1948), Галина (1883—1964), Остап (1885—1968), Марьяна (1887—1946), Тарас (1900—1921). Ольга Липская умерла в 1900 году после рождения сына Тараса. Незаконнорожденные дети Н. Лысенко и О. Липской были с согласия законной жены О. Де-Коннор, которая предоставила для этого все необходимые документы, записаны на неё.
В 1890-х годах, кроме преподавания в институте и частных уроков, работал в музыкальных школах и Н. Тутковского .
В начале 1901 года Н. Лысенко организовал концерт хора в пользу сосланных в солдаты 183 студентов Киевского университета. С 1892 по 1902 год он, подготовив хоровые коллективы (студенческие, общие, мужские, женские, смешанные), четыре раза устраивает знаменитые «хоровые путешествия» (1893, 1897, 1899, 1902) по Украине — гастрольные концерты, в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Т. Шевченко и обработки украинских песен.
Осенью 1904 года в Киеве начала работать Музыкально-драматическая школа (с 1913 года — имени Н. В. Лысенко), организованная Н. Лысенко . Это учебное заведение давало высшее музыкальное образование по программе консерватории . На организацию школы Н. Лысенко использовал средства, собранные его друзьями во время празднования 35-летия деятельности композитора в 1903 году для издания его произведений и покупки для него и детей дачи. В школе Лысенко преподавал фортепиано. И школа, и Н. Лысенко как её директор находились под постоянным надзором полиции. В феврале 1907 года Н. Лысенко арестовали, но уже на следующее утро отпустили.
В 1908 году в составе комитета ( М. Грушевский , Олена Пчилка , Д. Дорошенко , С. Ефремов) возглавил « Киевский украинский клуб » и был бессменным председателем совета старейшин клуба; по случаю открытия клуба написал фортепианное произведение «На новоселье». Именно для Киевского украинского клуба Н. Лысенко написал свою маленькую оперу «Ноктюрн» на либретто Людмилы Старицкой-Черняховской . Возглавлял Центральный комитет по празднованию 50-й годовщины смерти Т. Шевченко, действовавший при Клубе. Был членом основанного в 1906 году «Объединённого комитета по сооружению памятника Т. Шевченко в Киеве», содействовавшего сооружению памятника Т. Шевченко к 50-й годовщине со дня смерти поэта.
Вследствие полицейского «Дела о закрытии Киевского украинского клуба» и «привлечения членов совета старейшин во главе с учителем музыки Николаем Витальевичем Лысенко к уголовной ответственности за антиправительственную деятельность» клуб был закрыт, а Лысенко вскоре, 6 ноября 1912 года, скончался от сердечного приступа .
Отпевание было совершено во Владимирском соборе . Хор, шедший впереди траурной процессии, состоял из 1200 человек. По старинному казацкому обычаю его гроб был накрыт китайкой — суконным полотном алого цвета .
На похороны Н. Лысенко прибыли депутации из Львова, Москвы, Варшавы, Екатеринослава, Одессы, Полтавы, Харькова, Лубен и других городов; из Галиции — от музыкального института им. Н. Лысенко во Львове доктор Станислав Людкевич , от «Львовского Бояна» профессор Филарет Колесса , певец и музыкальный критик Михаил Волошин , фольклорист и этнограф Владимир Шухевич . Похоронен Н. В. Лысенко в Киеве на Байковом кладбище .
В декабре 1903 года во Львове стараниями известного и авторитетного галицко-украинского композитора, педагога и общественного деятеля Анатолия Вахнянина был основан Высший Музыкальный институт им. Н. Лысенко.
Уже 14 сентября 1913 года в Полтаве состоялось чествование памяти Н. В. Лысенко по случаю первой годовщины его смерти. К этой дате полтавской общиной было издано жизнеописание композитора (В. Будинець «Славный музыка Николай Виталиевич Лысенко»; издание Полтавского украинского книжного магазина, 1913 ).
Во время обучения в Киевском университете, стремясь приобрести как можно больше музыкальных знаний, Николай Лысенко изучал оперы А. Даргомыжского, М. Глинки, А. Серова, знакомился с музыкой Рихарда Вагнера и Роберта Шумана. Именно с этого времени он начинает сбор и обработку малорусских народных песен, так, например, записал свадебный обряд (с текстом и музыкой) в Переяславском уезде. Кроме того, являлся организатором и руководителем студенческих хоров, с которыми выступал публично.
Во время обучения в Лейпцигской консерватории в октябре 1868 года Лысенко издал «Сборник украинских песен для голоса с фортепиано» — первый выпуск своих обработок сорока украинских народных песен, которые, помимо практического назначения, имеют большую научно-этнографическую ценность. В том же 1868 году он написал своё первое значительное произведение — «Завет» на слова Т. Г. Шевченко, к годовщине со дня смерти поэта. Это произведение открыло цикл «Музыка к Кобзарю», который включал более восьмидесяти вокально-инструментальных произведений разных жанров, изданных семью сериями, последняя из которых вышла в 1901 году.
Н. В. Лысенко находился в центре музыкальной и национально-культурной жизни Киева . Входил в 1872—1873 годах в состав дирекции Русского музыкального общества и принимал участие в его концертах, проводимых по всей Малороссии; руководил хором из 50 певцов, организованным в 1872 году при «Филармоническом обществе любителей музыки и пения»; работал в «Кружке любителей музыки и пения», «Кружке любителей музыки» Я. Спиглазова. В 1872 году кружок, руководимый Н. Лысенко и М. Старицким, добился разрешения на публичные постановки пьес на малороссийском наречии. В том же году Лысенко написал оперетты «Черноморцы» и «Рождественская ночь» (позднее переработана в оперу), которые вошли в театральный репертуар, став основой украинского национального оперного искусства. В 1873 году была издана его первая музыковедческая работа об украинском музыкальном фольклоре — «Характеристика музыкальных особенностей малорусских дум и песен, исполняемых кобзарем Остапом Вересаем». В этот же период Николай Витальевич пишет много фортепианных произведений, а также симфоническую фантазию на украинские народные темы — «Казак-Шумка».
В петербургский период Лысенко участвовал в концертах Русского географического общества, руководил хоровыми курсами. Совместно с В. Н. Пасхаловым устраивал концерты хоровой музыки в «Соляном городке», в программу которых входили украинские, русские, польские, сербские песни и произведения самого Лысенко. У него завязываются дружеские отношения с композиторами «Могучей кучки». В Санкт-Петербурге Лысенко написал первую рапсодию на украинские темы, первый и второй концертные полонезы, сонату для фортепиано. Там же он начал работу над оперой «Маруся Богуславка» (неокончена) и сделал вторую редакцию оперы «Рождественская ночь». В Петербурге вышел его сборник девичьих и детских песен и танцев «Молодощи» («Молодые годы»).
В 1880 году начал работу над самым значительным своим произведением — оперой «Тарас Бульба», по одноименной повести Н. В. Гоголя на либретто М. Старицкого, которую завершил лишь спустя десять лет. В 1880-х годах Лысенко пишет такие произведения, как «Утопленница» — лирико-фантастическая опера по повести «Майская ночь» Н. Гоголя, либретто М. Старицкого; «Радуйся, ниво неполитая» — кантата на стихи Т. Шевченко; третью редакцию «Рождественской ночи» (1883). В 1889 году Лысенко аранжировал вокальные номера к опере «Наталка Полтавка» по произведению И. Котляревского, в 1894 году написал музыку к феерии «Волшебный сон» на текст М. Старицкого, а в 1896 году — оперу «Сапфо».
Среди авторских достижений Н. Лысенко необходимо также отметить создание нового жанра — национальной детской оперы. С 1888 по 1893 год он написал три детские оперы по мотивам народных сказок на либретто Днипровой Чайки (Л. Василевской): « », «Пан Коцький (Котский)», «Зима и Весна, или Снежная Королева». «Коза-Дереза» стала своеобразным подарком Николая Лысенко своим детям.
С 1892 по 1902 год Николай Лысенко четырежды устраивал гастрольные турне по Украине, так называемые «хоровые путешествия», в которых исполнялись преимущественно его собственные хоровые произведения на тексты Шевченко и обработки украинских песен. В 1892 году вышло искусствоведческое изыскание Лысенко «О торбане и музыке песен Видорта», а в 1894-м — «Народные музыкальные инструменты на Украине».
В 1905 году Н. Лысенко совместно с А. Кошицем организовал хоровое общество «Боян», с которым устраивал хоровые концерты украинской, славянской и западноевропейской музыки. Дирижёрами концертов были он сам и А. Кошиц. Однако из-за неблагоприятных политических условий и отсутствия материальной базы общество распалось, просуществовав немногим более года. В начале XX века Лысенко пишет музыку к драматическим спектаклям «Последняя ночь» (1903) и «Гетман Дорошенко», в 1905 году написал произведение «Эй, за наш родной край». В 1908 году написал хор «Тишайший вечер» на слова В. Самойленко, в 1912 году — оперу-минутку «Ноктюрн», создал лирические романсы на тексты Леси Украинки , Днипровой Чайки, А. Олеся . В последние годы жизни Лысенко написал ряд произведений духовной музыки, продолживших основанный им ещё в конце XIX века «Херувимский» цикл: «Пречистая Дева, мать русского края» (1909), «Камо пойду от лица Твоего, Господи» (1909), «Дева днесь Пресущественного раждает», «Крестным древом»; в 1910 году на текст Т. Шевченко был написан «Давидов псалом».
В 1880 году, уже зрелым композитором, Николай Лысенко выступил в Елисаветграде (ныне — Кропивницкий ) с большим концертом, который прошёл с ошеломляющим успехом, о чём сообщала тогдашняя пресса. В концерте звучали увертюра к «Рождественской ночи», украинская рапсодия «Думка-Шумка», романсы.