Interested Article - Украинское движение (книга)

«Украи́нское движе́ние» ( рус. дореф. Украи́нское движе́ніе: кра́ткій истори́ческій о́черкъ: преиму́щественно по ли́чнымъ воспомина́ніямъ , расширенное название : Украи́нское движе́ние: кра́ткий истори́ческий о́черк: преиму́щественно по ли́чным воспомина́ниям ) — книга, написанная в 1924 году по общепринятой в научном сообществе точке зрения русским эмигрантским историком и публицистом Андреем Стороженко , работавшим под псевдонимом Андрей Царинный. Издана в 1925 году в Берлине при участии князя Александра Волконского . Часто называется антиукраинским памфлетом . Содержала критику украинофильства , украинства , деятельности Михаила Грушевского . Переиздана в России в 1998 году в сборнике «Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола» в 1998 году .

История создания

Автор книги Андрей Стороженко (Андрей Царинный)
Автор предисловия и издатель, князь Александр Волконский

Предположительно в начале 1919 года Андрей Стороженко вынужден был эмигрировать за границу из-за прихода в Киев большевиков , в руки которых попал список членов Киевского клуба русских националистов с адресами, и по данному списку были начаты репрессии . После эмиграции дальнейшая судьба Стороженко исследователям остается неизвестной . Однако, по данным, содержащимся в самой работе, книга, приписываемая перу Стороженко, была завершена в ноябре 1924 года , и оказалась написана в условиях беженства «в одной из славянских стран» . Издателем этого труда выступил князь Александр Волконский , опубликовавший её в Берлине в 1925 году . Сам Волконский в своем обширном предисловии к этой работе говорит об Андрее Царинном как о «неизвестном» авторе .

Непосредственная причастность Андрея Стороженко к написанию работы, изданной под псевдонимом Андрей Царинный, была однозначно установлена исследователями позднее.

Переиздания

В 1998 году в России книга «Украинское движение» была переиздана в составленном Михаилом Смолиным сборнике «Украинский сепаратизм в России. Идеология национального раскола», заняв существенную часть объёма этого издания, вышедшего тиражом 5000 экземпляров в Москве .

Структура и содержание

В работе в негативном свете изображается украинское национальное движение и его лидеры .

В своем очерке малоросс Стороженко, которому русофобия «украинцев» в 1924 году ещё не является понятной, попытался обосновать её с позиций имеющей в те времена научную авторитетность и популярность расовой теории . Ввиду большого смешения разных народов в южной Руси, особенно влияния тюрков , в современных малоросах, как считает автор, существует значительный процент тюркской крови .

«Наблюдения над смешением рас показывают — пишет Стороженко, — что в последующих поколениях, когда скрещивание происходит уже только в пределах одного народа, тем не менее, могут рождаться особи, воспроизводящие в чистом виде предка чужой крови». По мнению автора, такие представители и становятся носителями украинства .

В работе Стороженко пытается дать собственное определение «украинца»:

«Украинцы» — это особый вид людей. Родившись русским, украинец не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою «русскость» и злобно ненавидит все русское. Он согласен, чтобы его называли кафром, готтентотом — кем угодно, но только не русским. Слова: Русь, русский, Россия, российский — действуют на него, как красный платок на быка. Без пены у рта он не может их слышать. Но особенно раздражают «украинца» старинные, предковские названия: Малая Русь, Малороссия, малорусский, малороссийский. Слыша их, он бешено кричит: «Ганьба!» («Позор!» От польск. hańba). Это объясняется тем, что многие из «украинцев» по тупости и невежеству полагают, будто бы в этих названиях кроется что-то пренебрежительное или презрительное по отношению к населению Южной России.

Андрей Царинный ( Стороженко А. В. ). Украинское движение. Краткий исторический очерк, преимущественно по личным воспоминаниям // / Вступительная статья и комментарии М. Б. Смолина.. — Москва, 1998. — С. 250–251. — 432 с. — (Пути русского имперского сознания). — 5000 экз. ISBN 5-89097-010-0 .

Отдельная часть книги посвящена критике научной, организационной и общественно-политической деятельности Михаила Грушевского . Он обвиняется автором в целенаправленной деятельности по расколу единого русского народа и Российской империи за деньги, полученные от враждебно настроенной к России Австро-Венгрии . Данная разрушительная деятельность, по убеждению Стороженко, осуществлялась в трёх основных направлениях:

  1. Искусственное создание украинского литературного языка, отличающегося от русского, но насыщенного при этом полонизмами .
  2. Исторический ревизионизм и пересмотр классической «обычной» схемы русского прошлого и истории Малороссии , и построения вместо него сепаратной украинской исторической модели .
  3. Работа по созданию слоя украинской интеллигенции, в среде которой царят представления о России как «тюрьме народов» и вынашиваются планы отрыва от России украинских земель .

С точки зрения Стороженко, труды Грушевского характеризуются «лютой ненавистью к России», названиям «Русь», «русский», проявлением отвращения к власти и предложением взамен её — культа революции. Также автор инкриминирует Грушевскому «необычайную симпатию к иностранному завоеванию России» .

Оценки

Русский философ Николай Лосский в 1958 году написал о работе Стороженко: «Фанатики — сепаратисты, желая доказать, что русские и украинцы — два разных народа, и преувеличивая значительность Украины, распространяют ложные представления о ней. Об этом сказано в книге, которую написал любящий Малороссию и Россию украинец А. Царинный (Стороженко), „Украинское движение“». Также Лосский придает большое значение «обстоятельному введению» князя Волконского к данной книге, в котором тот пишет «о четырёх неправдах движения украинских сепаратистов: „о неправде этнографической, филологической, хронологической и географической“» .

Критика

Сразу после выхода книги она, по определению украинского историка, доктора исторических наук Виталия Тельвака, была раскритикована в украинской публицистике «по обеим сторонам Збруча» за «безоглядное антиукраинство» . Среди критиков отметились В. Дорошенко ( Киев , « Литературно-научный вестник ») , В. Гнатович ( Париж , укр. «тризуб» ) , И. Айзеншток ( Харьков , журнал укр. «Червоний шлях» ) и др .

Виталий Тельвак назвал работу «красноречивым примером инсинуаций» о представлении Грушевского в качестве проповедника идеи политической самостоятельности украинского народа с целью раскола Российской империи .

Примечания

  1. Білокінь Сергій. Стороженко Андрій Володимирович // . — Випуск 3. — Київ: Інститут історії України Національної академії наук України., 2010. — С. 271-273. — 344 с. — (Українськи історики). — ISBN 978-966-02-5212-7 . 6 июня 2014 года.
  2. Тельвак Віталій. (укр.) // Голова редколегії В. А. Смолій; відп. ред. О. А. Удод. Історіографічні дослідження в Україні : наукове видання. — НАН України. Інститут історії України,, 2010. — Вип. 20 . — С. 131-154 . 22 января 2015 года.
  3. Копилов С. А. (укр.) // Наукові праці Кам’янець-Подільського національного університету імені Івана Огієнка. Історичні науки. : Фаховий збірник наукових праць. — Кам’янець-Подільський : Кам’янець-Подільський національний університет імені Івана Огієнка, 2009. — Т. 19 . — С. 140-152 . — ISBN 978-966-2187-16-8 .
  4. Царинный А. (Стороженко А. В.). . ukrstor.com. — Краткий исторический очерк: преимущественно по личным воспоминаниям. Дата обращения: 25 июля 2012. 7 августа 2012 года.
  5. Родин Сергей. // Русское слово : литературно-художественный и общественно-политический журнал. — 2008, июль. — Вып. 7 (64) . 27 июня 2015 года.
  6. Андрей Царинный ( Стороженко А. В. ). Украинское движение. Краткий исторический очерк, преимущественно по личным воспоминаниям // / Вступительная статья и комментарии М. Б. Смолина.. — Москва, 1998. — С. 133-252. — 432 с. — (Пути русского имперского сознания). — 5000 экз. ISBN 5-89097-010-0 .
  7. Кунгуров Александр. // Русский мир. Украина : всеукраинская газета. — 2010, 6 октября. 19 июля 2014 года.
  8. . // Константин Крылов. Вопросы национализма : журнал научной и общественно-политической мысли. — Москва, 2011. — Вып. 5 . 30 июня 2012 года.
  9. Бондаренко Д. Я. Украинская национальная идея как социальная утопия // / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин.. — СПб. : Санкт-Петербургский Центр истории идей, 200. — С. 359-370. — 430 с. 6 февраля 2016 года.
  10. Лосский, Николай Онуфриевич . «Грани» , 1958 год) // Русское слово : литературно-художественный и общественно-политический журнал. — 2008, декабрь. — Вып. 12 (69) . 4 марта 2016 года.
  11. Дорошенко Вол.: Царинный А. Украинское движение. Краткий исторический очерк, преимущественно по личным воспоминаниям. С введеним князя А. М. Волконскаго. Берлин, 1925 // ЛНВ. — 1926. — Т. XCI. — С. 284—287
  12. Гнатович В. «Фантастичні мрії» // Тризуб. — Париж, 1926. — Число 24. — С. 15-18
  13. Айзеншток І.: Царинный А. Украинское движение. Краткий исторический очерк, преимущественно по личным воспоминаниям. — Берлин, 1925 // Червоний шлях. — 1926. — № 9. — С. 260.
  14. «Очень ценный труд» // Українські вісті. — Париж, 1926. — №. 16. — С. 3

Ссылки

  • Андрей Царинный. = Украинское движеніе: краткій историческій очеркъ: преимущественно по личнымъ воспоминаніямъ / С введением князя А. М. Волконского .. — книга. — Берлин : Типография Зинабург, 1925. — 229 с.
  • Андрей Царинный ( Стороженко А. В. ). Украинское движение. Краткий исторический очерк, преимущественно по личным воспоминаниям // / Вступительная статья и комментарии М. Б. Смолина.. — Москва, 1998. — С. 133-252. — 432 с. — (Пути русского имперского сознания). — 5000 экз. ISBN 5-89097-010-0 .
  • Царинный А. (Стороженко А. В.). . ukrstor.com. — Краткий исторический очерк: преимущественно по личным воспоминаниям. Дата обращения: 25 июля 2012. 7 августа 2012 года.
Источник —

Same as Украинское движение (книга)