Interested Article - Витгенштейн, Людвиг
- 2021-07-06
- 1
Лю́двиг Йо́зеф Иога́нн Витгенште́йн ( нем. Ludwig Josef Johann Wittgenstein ( немецкий: [ˈluːtvɪç ˈjoːzɛf 'joːhan ˈvɪtɡn̩ʃtaɪn] ); 26 апреля 1889 , Вена , Австро-Венгрия — 29 апреля 1951 , Кембридж , Великобритания ) — австрийско - британский философ , который работал в основном в области логики , философии математики , философии разума и философии языка . Считается одним из величайших философов XX-го столетия .
С 1929 по 1947 год Витгенштейн преподавал в Кембриджском университете .
По словам друга и литературного душеприказчика Георга Хенрика фон Вригта , он считал, что:
Его идеи, как правило, неправильно понимались и искажались даже теми, кто называл себя его учениками. Он сомневался, что в будущем его лучше поймут. Однажды он сказал, что ему казалось, что он пишет для людей, которые будут думать иначе, дышать другим воздухом жизни, чем современные люди .
Биография
Родился 26 апреля 1889 года в Вене в семье сталелитейного магната еврейского происхождения ( нем. ; 1847—1913) и Леопольдины Витгенштейн (урождённой Кальмус, 1850—1926), был самым младшим из восьми детей. Родители его отца, Герман Христиан Витгенштейн (1802—1878) и Фанни Фигдор (1814—1890), родились в еврейских семьях соответственно из Корбаха и Киттзе , но приняли протестантство после переезда из Саксонии в Вену в 1850-х годах, успешно ассимилировавшись в венские протестантские профессиональные слои общества. Мать по мужской линии происходила из известного пражского еврейского семейства Кальмус, — была пианисткой; её отец перед женитьбой принял католичество . Бабушка по материнской линии была католичкой австрийско-словенского происхождения, приходилась тётей нобелевскому лауреату по экономике Фридриху фон Хайеку . Среди его братьев ― пианист Пауль Витгенштейн .
К концу XIX века Витгенштейны были одной из самых богатых семей Австрии. Особняк Витгенштейнов был одним из центров культурной жизни Вены: его посещали, например, Густав Малер , Иоганнес Брамс и Густав Климт , в 1905 году написавший портрет сестры Людвига, Маргариты . В доме находилось семь роялей , и все дети в семье занимались музыкой. Сам Людвиг обладал абсолютным музыкальным слухом и в подростковом возрасте собирался стать дирижёром. Ещё подростком он начал интересоваться философией, по совету сестры прочитав работы Аврелия Августина , Бенедикта Спинозы , Георга Кристофа Лихтенберга , Артура Шопенгауэра , Сёрена Кьеркегора . Несмотря на то, что дом Витгенштейнов был наполнен искусством, обстановка в семье была тяжёлой: отец семейства, Карл Витгенштейн, обладал жёстким авторитарным характером и хотел превратить своих сыновей в капитанов промышленности; их не отправляли в школу, чтобы они не приобрели вредных привычек, и обучали дома, чтобы подготовить их к работе в промышленной империи Карла . Трое из пяти братьев позже покончили с собой, и самого Людвига мысли о самоубийстве преследовали практически всю жизнь.
Существует версия, изложенная в книге австралийца Кимберли Корниша ( англ. ), согласно которой Витгенштейн учился в одной школе и даже в одном классе с Адольфом Гитлером . Это могло быть в 1903 году, когда оба посещали второй класс K.k. Staats-Realschule.
В 14 лет Витгенштейн покинул родительский дом, чтобы получить образование. Закончив реальное училище в Линце , с 1906 по 1908 год он учился в Высшей Технической школе в Берлине , а с 1908 года продолжил учёбу в Манчестере. Начав изучать инженерное дело, он познакомился с работами Готлоба Фреге , которые повернули его интерес от конструирования летательных аппаратов (занимался конструированием авиационного пропеллера ) к проблеме философских оснований математики. По совету Фреге, в 1911 году Витгенштейн отправился в Кембридж , где стал учеником Бертрана Рассела . Со временем их отношения переросли в дружеские и сотруднические. Рассел признавал влияние Витгенштейна на собственные идеи и разработки. Об ученике он писал: «Его интерес к философии более страстный, чем у меня; по сравнению с лавиной его мыслей мои — какие-то жалкие снежки» .
В 1913 году вернулся в Австрию. В этом же году умер его отец, и, получив наследство, Витгенштейн стал одним из самых богатых людей Европы. Он анонимно пожертвовал крупные суммы австрийским архитекторам, художникам и писателям, в числе которых были Райнер Мария Рильке , Оскар Кокошка , Георг Тракль и Адольф Лоос .
В 1914 году, после начала Первой мировой войны , несмотря на освобождение по состоянию здоровья, он добровольцем отправился на фронт в действующую армию (в своём дневнике он писал: «Близость смерти наполнит мою жизнь светом» , а позже одному из друзей он объяснил своё стремление попасть на фронт желанием самоубийства). В марте 1916 года он был направлен в боевую часть на передовой линии русского фронта в составе 7-й австрийской армии, где его подразделение участвовало в самых тяжёлых боях, защищаясь от наступления Брусилова . На протяжении всей войны Витгенштейн поддерживал переписку с Бертраном Расселом; то есть, будучи офицером австро-венгерской армии, переписывался с подданным враждебного государства: работа над решением логических проблем была для него куда важнее политики или патриотизма. За время боевых действий и пребывания в лагере для военнопленных Витгенштейн практически полностью написал «Логико-философский трактат» , впоследствии ставший одним из самых значительных произведений для философии XX века. Ненадолго вернувшись с фронта летом 1918-го, Витгенштейн предпринял попытку опубликовать «Трактат», но издательство отказалось печатать книгу. Он вернулся на итальянский фронт , где в ноябре 1918 года попал в плен.
Вернувшись в Австрию в 1919 году, Витгенштейн отказался от своей доли наследства в пользу братьев и сестёр , так как счёл деньги помехой для философской деятельности. В этом же году он встретился с Расселом, чтобы обсудить рукопись «Трактата». Эта встреча стала для него разочарованием: Витгенштейн пришёл к выводу, что Рассел работу не понял. Чтобы помочь с изданием «Трактата», Рассел согласился написать к нему предисловие, однако Витгенштейну предисловие не понравилось. «Трактат» был опубликован в 1921 году на немецком языке, и в 1922 году — на английском. Его появление произвело сильнейшее впечатление на философский мир Европы и вызвало многочисленные дискуссии, однако, сам Витгенштейн не был заинтересован в дальнейшем обсуждении своей работы, так как полагал, что в «Трактате» уже предоставлено решение всех философских проблем.
Он отошёл от философской деятельности почти на десять лет. С 1920 по 1926 год он работал учителем в сельской начальной школе, после — садовником при монастыре, а также архитектором — по заказу своей сестры он спроектировал и построил дом в Вене. Увлекался фотографией .
В конце 1920-х годов Витгенштейн вернулся к занятиям философией и переехал в Кембридж. «Ну что ж, Бог приехал, я встретил его в 5.15 на вокзале», — писал Кейнс . Несмотря на известность, Витгенштейн не мог стать преподавателем в Кембридже, — он не имел учёной степени, и Рассел предложил ему подать «Трактат» в качестве диссертации . Работа была рассмотрена в 1929 году Расселом и Муром : защита диссертации больше напоминала разговор старых друзей, а в конце Витгенштейн похлопал двух экспертов по плечу и сказал: «Не волнуйтесь, я знаю, что вы никогда этого не поймёте» . В отчёте эксперта Мур написал: «Я считаю, что это работа гения; но, даже если я полностью ошибаюсь, и это совсем не так, эта работа намного выше стандарта, необходимого для получения степени доктора философии». Витгенштейн был назначен лектором и стал членом Тринити-колледжа . С 1929 года он жил в Великобритании, а с 1939 по 1947 год работал в Кембридже в должности профессора философии . В 1935 году посетил СССР .
Постепенно Витгенштейн одна за одной отказывался от идей «Логико-философского трактата». Примерно с 1936 года началась работа над текстом « Философских исследований » (1953). Витгенштейн не успел завершить книгу, и она была издана посмертно его учениками. Философию Витгенштейна делят на «раннюю», представленную «Трактатом», и «позднюю», изложенную в «Философских исследованиях», а также в «Голубой» и «Коричневой книгах» (публикация — в 1958 году).
Во время Второй мировой войны Витгенштейн прервал преподавательскую деятельность в Кембридже, чтобы работать санитаром в .
Умер в Кембридже 29 апреля 1951 года от рака простаты . Похоронен по католическому обряду на местном кладбище у часовни Святого Эгидия.
Витгенштейн был квиром и в основном состоял в отношениях с мужчинами .
Философия
Философию Витгенштейна часто делят на ранний период, примером которого является «Трактат», и более поздний период, изложенный в «Философских исследованиях» . «Ранний Витгенштейн» интересовался логическими отношениями между пропозициями и миром, и он считал, что, изложив логику, лежащую в основе этих отношений, он решил все философские проблемы. Однако «поздний Витгенштейн» отверг многие предположения «Трактата», утверждая, что значение слов лучше всего понимается как их использование в определённой языковой игре .
Логико-философский трактат (1921)
Оказавшие влияние
В предисловии к «Логико-философскому трактату» Витгенштейн упоминает только два имени: Готлоб Фреге и Бертран Рассел :
Я не привожу никаких источников, поскольку мне совершенно безразлично, приходило ли на ум другим то, о чём думал я. Хочу упомянуть лишь выдающиеся труды Фреге и работы моего друга сэра Бертрана Рассела, которые послужили источником для большей части моей книги.
Основные работы, идеи которых Витгенштейн развивает в «Трактате», — это «Исчисление понятий, или подражающий арифметике формальный язык чистого мышления» (1879) Фреге и « Principia Mathematica » (1911—1913) Рассела и Альфреда Уайтхеда . Также, в тексте «Трактата» Витгенштейн упоминает «Основные законы арифметики» (1893, 1903) Фреге.
Структура и содержание
Структурно «Логико-философский трактат» представляет собой семь афоризмов, сопровождаемых разветвлённой системой поясняющих предложений. Работа почти не содержит аргументов; скорее, она состоит из декларативных утверждений или отрывков, которые должны быть самоочевидными. Все утверждения иерархически пронумерованы. Всего «Трактат» содержит 526 утверждений.
Главные семь положений Трактата таковы:
- Мир есть всё то, что имеет место.
- То, что имеет место, что является фактом, — это существование атомарных фактов.
- Логический образ фактов есть мысль.
- Мысль есть осмысленное предложение.
- Предложение есть функция истинности элементарных предложений. (Элементарное предложение — функция истинности самого себя.)
- Общая форма функции истинности есть: [p, x, N(x)]. Это есть общая форма предложения.
- О чём невозможно говорить, о том следует молчать.
Трактат предлагает метод решения основных философских проблем через призму отношения языка и мира. Язык и мир — центральные понятия всей философии Витгенштейна. В «Трактате» они предстают как «зеркальная» пара: язык отражает мир, потому что логическая структура языка идентична онтологической структуре мира. Мир состоит из фактов, а не из объектов, как полагается в большинстве философских систем. Мир представляет весь набор существующих фактов. Факты могут быть простыми и сложными. Объекты суть то, что, вступая во взаимодействие, образует факты. Объекты обладают логической формой — набором свойств, которые позволяют им вступать в те или иные отношения. В языке простые факты описываются простыми предложениями. Они, а не имена, являются простейшими языковыми единицами. Сложным фактам соответствуют сложные предложения. Весь язык — это полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Язык допускает также описание возможных фактов. Так представленный язык целиком подчиняется законам логики и поддаётся формализации. Все предложения, нарушающие законы логики или не относящиеся к наблюдаемым фактам, полагаются Витгенштейном бессмысленными. Так, бессмысленными оказываются предложения этики , эстетики и метафизики . Витгенштейн отнюдь не намеревался тем самым лишить значимости области, которые его самого волновали чрезвычайно, но только утверждал бесполезность в них языка.
Интерпретации
Трактат привлёк внимание философов Венского кружка (1921—1933), в особенности Рудольфа Карнапа и Морица Шлика . Группа провела много месяцев, работая над текстом вслух, строка за строкой. Хотя философы Венского кружка высоко оценили «Трактат», они утверждали, что последние несколько отрывков, включая завершающее, седьмое положение, запутаны. В их интерпретации «бессмысленное» стало тождественным «подлежащему элиминации». Основной ценностью «Трактата» философы Венского кружка считали то, что было сделано Витгенштейном в области логики.
Существует и другое прочтение «Трактата», предложенное в 2000 году в книге « .
Философские исследования (1953)
Текст философских исследований не имеет определённой структуры; он состоит из коротких пронумерованных заметок. Как пишет сам Витгенштейн в предисловии, «иногда они образуют относительно длинные цепи рассуждений об одном и том же предмете, иногда же их содержание быстро меняется, перескакивая от одной области к другой».
В «Философских исследованиях» Витгенштейн обсуждает многочисленные проблемы и загадки в области семантики , логики , философии математики , философии психологии , философии действия и философии сознания , высказывая мнение, что в основе большинства философских проблем лежат концептуальные путаницы, связанные с использованием языка. В отличие от «Логико-философского трактата», в «Философских исследованиях» язык понимается как подвижная система контекстов , « языковых игр ». Значение знака не статично, и смысл ему придаёт языковая игра — практическая ситуация, в которой знак употребляется:
Вот, например, человек испытывает страшную боль, скажем, когда что-то в очередной раз происходит в организме, и кричит: «Прочь, прочь!», хотя нет ничего, что он хотел бы от себя отогнать; можно ли тогда сказать: «Эти слова употребляются неправильно»? Никто бы такого не сказал. Аналогично если, например, человек сделает «защитный» жест или даже упадет на колени и сложит руки на груди, то можно было бы резонно утверждать, что это неправильные жесты. Он просто так действует в такой ситуации. Здесь не может быть что-то «правильно» или «неправильно».
Новая философия Витгенштейна представляет собой скорее набор методов и практик, чем теорию . Он сам полагал, что только так и может выглядеть дисциплина, постоянно вынужденная приспосабливаться к своему меняющемуся предмету.
Взгляды позднего Витгенштейна нашли сторонников прежде всего в Оксфорде и Кембридже, дав начало лингвистической философии .
Другие работы
Помимо «Философских исследований», основные работы «позднего» Витгенштейна — это «Голубая» и «Коричневая» книги (1958), «Замечания по основаниям математики» (1956), «О достоверности» (1969), «Культура и ценность» (1980). Все эти произведения были изданы посмертно и, в отличие от текста Философских исследований, их текст уже не был подготовлен к печати самим автором: они были составлены учениками и последователями Витгенштейна из его неизданных заметок и фрагментов его лекций в Кембридже
Влияние
Значение идей Витгенштейна огромно, однако их интерпретация, как показали несколько десятилетий активной работы в этом направлении, представляет большую трудность. Это в равной мере относится и к его «ранней», и к «поздней» философии. Мнения и оценки значительно расходятся, косвенно подтверждая масштабность и глубину творчества Витгенштейна [ источник не указан 1853 дня ] .
В философии Витгенштейна были поставлены и разработаны вопросы и темы, во многом определившие характер новейшей англо-американской аналитической философии. Известны попытки сближения его идей с феноменологией и герменевтикой, а также с религиозной философией (в частности, восточной). В последние годы на Западе опубликованы многие тексты из его обширного рукописного наследия. Ежегодно в Австрии (в городке Кирхберг-на-Векселе ) проводятся Витгенштейновские симпозиумы, собирающие философов и учёных со всего мира .
Библиография
При жизни Витгенштейна была опубликована только одна его книга по философии (относительно небольшой 75-страничный « Логико-философский трактат » в 1921 году), статья «Некоторые замечания о логической форме» (1929 год), рецензия на книгу и детский словарь . Его объёмные рукописи были отредактированы и опубликованы посмертно. Опубликованная в 1953 году книга « Философские исследования » считается одной из самых важных книг по философии 20-го века, она выделяется как «единственный перекрёстный шедевр философии 20-го века, обращающийся к различным специализациям и философским направлениям» .
В 2020 году вышла книга Zettel – коллекция заметок Людвига Витгенштейна, написанных с 1929 по 1948 год и отобранных им лично в качестве наиболее значимых для его философии. Автор книги - В.В.Анашвили (главный редактор журнала "Логос" ) По мнению автора, возможно, коллекция предназначалась для дальнейшей публикации или использования в других работах.
" Заметки касаются всех основных тем, занимавших Витгенштейна все эти годы и до самой смерти. Формулировки ключевых вопросов и варианты ответов – что такое язык, предложение, значение слова, языковые игры, повседневность, машина, боль, цвет, обучение употреблению слов и многое другое – даны в этом собрании заметок ясно настолько, насколько это вообще возможно для Витгенштейна, многогранно и не без литературного изящества. Zettel – важнейший источник понимания его философии и заложенного в ней потенциала для философской работы сегодня " .
Книги
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Пер. с нем. Добронравова и Лахути Д. ; Общ. ред. и предисл. Асмуса В. Ф. — М.: Наука, 1958 (2009). — 133 с.
- Витгенштейн Л. Философские работы / Пер. с нем. М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. Ч. I. — М.: Гнозис, 1994. — ISBN 5-7333-0468-5 .
- Витгенштейн Л. Философские работы. Ч. II. Замечания по основаниям математики. — М.: 1994.
-
Витгенштейн Л.
Дневники, 1914—1916: С прил. Заметок по логике (1913) и Заметок, продиктованных Муру (1914) / Пер., вступ. ст., коммент. и послесл. В. А. Суровцева. — Томск: Водолей, 1998. —
ISBN 5-7137-0092-5
.
- Др. изд.: Витгенштейн Л. Дневники 1914—1916 (Под общей редакцией В. А. Суровцева). — М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2009. — 400 с. — ISBN 978-5-88373-124-1 .
- Витгенштейн Л. Голубая книга / Пер. с англ. В. П. Руднева . — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 127 с. — ISBN 5-7333-0232-1 .
-
Витгенштейн Л.
Коричневая книга / Пер. с англ. В. П. Руднева. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — 160 с. —
ISBN 5-7333-0212-7
.
- Др. изд.: Витгенштейн Л. Голубая и Коричневая книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям» / Пер. с англ. В. А. Суровцева, В. В. Иткина. — Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2008. — 256 с. — ISBN 978-5-379-00465-1 .
- Витгенштейн Л. Лекции и беседы об эстетике, психологии и религии / Пер. с англ. В. П. Руднева. — М.: Дом интеллектуальной книги, 1999. — ISBN 5-7333-0213-5 .
- Витгенштейн Л. Заметки по философии психологии. — М.: 2001.
- Витгенштейн Л.
- Витгенштейн Л. Культура и ценность. О достоверности. — М.: АСТ, Астрель, Мидгард, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-17-066303-3 , ISBN 978-5-271-28788-6 .
Статьи и журнальные публикации
- Витгенштейн Л. «О достоверности» [фрагменты] / Пред. А. Ф. Грязнова // Вопросы философии . — 1984. — № 8. — С. 142—149.
- Витгенштейн Л. Философские исследования // Новое в зарубежной лингвистике . Вып. XVI. — М., 1985. — С. 79—128.
- Витгенштейн Л. Лекция об этике // Историко-философский ежегодник. — М., 1989. — С. 238—245.
- Витгенштейн Л. Лекция об этике // Даугава. — 1989. — № 2.
- Витгенштейн Л. / Перевод З. А. Сокулер // Историко-философский ежегодник. — М: 1990. — С. 251—263.
- Витгенштейн Л. Дневники. 1914—1916 (сокращённый перевод) // Современная аналитическая философия. Вып. З. — М., 1991. — С. 167—178.
- Витгенштейн Л. «Голубая книга» и «Коричневая книга» (сокращённый перевод) // Современная аналитическая философия. Вып. 3. — М., 1991. — С. 179—190.
- Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. — 1991. — № 2. — С. 67—120.
- Витгенштейн Л. Культура и ценности // Даугава. — 1992. — № 2.
- Витгенштейн Л. Заметки о философии психологии / Пер. В. Калиниченко // Логос. — 1995. — № 6. — С. 217—230.
- Витгенштейн Л. / Пер. В. Руднева // Логос. — 1995. — № 6. — С. 194—209.
- Витгенштейн Л. / Перевод и примечания Ю. Артамоновой // Логос. — 1995. — № 6. — С. 210—216.
- Витгенштейн Л. Лекции о религиозной вере / Предисл. к публ. З. А. Сокулер // Вопросы философии. — 1998. — № 5. — С. 120—134.
- Витгенштейн Л. Логико-философский трактат / Перевод и параллельный философско-семиотический комментарий В. П. Руднева // Логос. — 1999. — № 1, 3, 8. — С. 99—130; 3 °C. 147—173; 8 °C. 68—87. — , , .
- Витгенштейн Л. ( PDF ) / Предисловие и перевод В. А. Суровцева и И. А. Эннс // Логос. — 2004. — № 3—4 (43). — С. 279—322.
См. также
Примечания
- (англ.) — 1997.
-
↑
Dennett, Daniel (1999-03-29).
.
Time
. Архивировано из
16 октября 2007
. Дата обращения:
21 января 2022
.
{{ cite news }}
: Указан более чем один параметр|archivedate=
and|archive-date=
( справка ) ; Указан более чем один параметр|archiveurl=
and|archive-url=
( справка ) - Melvin Bragg, «In Our Time» BBC Radio 4, (4 December 2003). от 18 декабря 2021 на Wayback Machine .
- Biletzki, Anat; Matar, Anat (May 2, 2018) [First published Friday, Nov 8, 2002]. . The Stanford Encyclopedia of Philosophy . . Дата обращения: 21 января 2022. Архивировано 25 августа 2020 года.
- Hallett, Garth. : [ англ. ] . — Cornell University Press, 1977. — P. 66. — ISBN 978-1-5017-4340-5 . . Дата обращения: 21 января 2022. Архивировано 21 января 2022 года.
- Chatterjee, Ranjit. . — 2005. — P. 178. — ISBN 9780820472560 . . Дата обращения: 3 сентября 2020. Архивировано 17 апреля 2021 года.
- Gottlieb, Anthony (2009-04-09). . The New Yorker . из оригинала 23 июня 2014 . Дата обращения: 3 сентября 2020 .
- .
- . mt.ccnmtl.columbia.edu . Дата обращения: 16 февраля 2018. 6 мая 2016 года.
- . Wittgenstein archive . University of Cambridge. Дата обращения: 2 сентября 2010. 18 декабря 2008 года.
- Waugh, Alexander. The House of Wittgenstein: A Family at War. — NY: Anchor, 2008. — ISBN 9781408842027 .
- Айдиноу, Джон и Эдмондс, Дэвид. . — NY: Ecco, 2001. 16 июля 2021 года.
- ↑ Monk, Ray. Ludwig Wittgenstein: The Duty of Genius. — NY: The Free Press, 1990. — ISBN 9781448112678 .
- от 30 августа 2011 на Wayback Machine — статья Вадима Руднева на сайте философско-литературного журнала Логос
- ↑ Витгенштейн Людвиг // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, А. Ф. Грязнов
- Эдвард Кантерян. Людвиг Витгенштейн. — М. : Ad Marginem, Музей современного искусства «Гараж», 2016.
- Monk, Ray. Ludwig Wittgenstein: The Duty of Genius. — NY: Free Press, 1990. — С. 71. — ISBN 9781448112678 .
- Не случайно именно на фронте мировой войны и в плену замысел «Трактата» был окончательно приведён в исполнение.( от 6 января 2010 на Wayback Machine )
- . Goethe Institute . — «Когда в 1913 году умер его отец и Людвиг унаследовал значительное состояние... Затем, после Первой мировой войны , в которой он воевал добровольцем в австро–венгерской армии, он раздал всё своё состояние своим братьям и сестрам и, мучимый из-за депрессии, искал убежища в Нижней Австрии, где работал учителем начальных классов.» Дата обращения: 21 января 2022. Архивировано 2 марта 2011 года.
- Duffy, Bruce (1988-11-13). . The New York Times . p. 4/10. из оригинала 21 января 2022 . Дата обращения: 21 января 2022 .
- от 17 ноября 2021 на Wayback Machine // Московский книжный журнал
- Alan Wood. Bertrand Russell: The Passionate Sceptic. — London: Allen and Unwin, 1957. — С. 156.
- G. E. Moore. Essays in Retrospect / Alice Ambrose, Morris Lazerowitz. — London: Allen & Unwin, 1970.
- Витгенштейн Людвиг / И. С. Добронравов, В. С. Швырев. // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- от 11 сентября 2016 на Wayback Machine // Горький
- Игорь Дубровский. // Вокруг Света : журнал. — 2005. — № 11 (2782) . 12 мая 2012 года.
- Nikhil Krishnan. (англ.) . The New Yorker (9 мая 2022).
- Его наставник Бертран Рассел, вероятно, был первым, кто ввел это различие в работах Витгенштейна.
- . Дата обращения: 21 января 2022. 20 августа 2018 года.
- О его публикациях при жизни см. , с. 5
- Количество слов, опубликованных при его жизни, см.
- Lackey, Douglas P. (1999). "What Are the Modern Classics? The Baruch Poll of Great Philosophy in the Twentieth Century". The Philosophical Forum (англ.) . 30 (4): 329—346. doi : . ISSN .
Литература
Книги
- Анашвили В.В. // Предисл. и пер. с нем. В. Анашвили. М.: Ad Marginem, 2020. — 240 с.
- Баллаева Е. А. Витгенштейнова концепция мира как «микрокосма»: О мировоззренческих идеях «Логико-философского трактата» // Человек. Общество. Познание. — М., 1981.
- Беляев Е. И. Людвиг Витгенштейн. Обновление философии. — Саратов: Научная книга, 2007. — 167 с.
- Бибихин В. В. Витгенштейн: смена аспекта. — М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского , 2005. — 576 с. ISBN 5-94242-011-4
- Вригт Г. Х. фон. Людвиг Витгенштейн: Человек и мыслитель. — М.: 1993. (недоступная ссылка) ( PDF )
- Галинская И. Л. Эстетика Л. Витгенштейна и искусство модернизма // Современная аналитическая философия. Выпуск 2. — М.: ИНИОН , 1989. — С. 109—133.
- Григорян Г. П. Витгенштейн и Стросон о проблеме чужих сознаний // Историко-философский ежегодник / Отв. ред. Н. В. Мотрошилова . — М., 1986. — С. 191—207.
- Грязнов А. Ф . Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна: Критический анализ. — М., 1985. — 172 с. — ( История философии ).
- Грязнов А. Ф. Язык и деятельность: критический анализ витгенштейнианства / Предисл А. Ф. Зотова. — Изд. 2-е, доп. — М. : Либроком , 2009. — 152 с. — (История лингвофилософской мысли). — ISBN 978-5-397-00775-7 .
- Издательский дом «Дело» РАНХиГС , 2018. — 624 с. ISBN 978-5-7749-1315-2 Людвиг Витгенштейн. Долг гения / Перевод с англ. А. Васильевой. — М.:
- Руднев, В. П. [yanko.lib.ru/books/cultur/rudnev-bozh_ludvig.htm Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни.] — М.: Прагматика культуры, 2002. — 256 c. ISBN 5-7333-0242-9
- Сокулер, З. А. — Долгопрудный, 1994.
- Хареньо Аларкон Х. Религия и релятивизм во взглядах Людвига Витгенштейна / Пер. с исп. Ю. В. Василенко. Екатеринбург: УрО РАН, 2011. — 278 с. — ISBN 5-7691-2202-6 (ошибоч.) .
- Хинтикка Я. О Витгенштейне / Хинтикка Яаакко. Из «лекций» и «заметок» / Людвиг Витгенштейн / Сост. и ред. В. А. Суровцева. — М.: Канон+, 2013. — 272 с.
- Эдмондс Д., Айдиноу Дж. / Пер. с англ. Е. Канищевой. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 352 с — (Библиотека журнала «Неприкосновенный Запас»). ISBN 5-86793-332-6
- McGuinness, Brian. . — University of California Press, 1988. — ISBN 9780520064966 .
- Monk, Ray. . — W.W. Norton & Company, 2005. — ISBN 9781862077249 .
- Stern, David and Szabados, Béla , (eds.), Wittgenstein Reads Weininger, Cambridge University Press, 2004, 206pp
Статьи
- Аксенова А. А. Понятие объекта у Фреге, Гуссерля и Витгенштейна // Людвиг Витгенштейн: pro et contra. — Издательство: РХГА, 2017. С. 817—823.
- Козлова М. С. Концепция философии в трудах позднего Витгенштейна // Природа философского знания. — М., 1975. — С. 218—263.
- Цыркун Н. А. Эстетические аспекты философии Л. Витгенштейна // Вопросы философии . — 1981. — № 10. — С. 83—94.
- Кузнецов В. Г. Проблема понимания языковых выражений в логико-семантической концепции Л. Витгенштейна // Вопросы философии. — 1985. — № 9. — С. 137—146.
- Сокулер 3. А. Проблема «следования правилу» в творчестве Л. Витгенштейна и её интерпретации // Современная аналитическая философия / ИНИОН РАН — М., 1988. — Вып. 1. — С. 127—155.
- Козлова М. С. Размышления о феноменах сознания в работах позднего Витгенштейна // Проблема сознания в современной западной философии. — М., 1989. — С. 190—212.
- Рорти Р. Витгенштейн, Хайдеггер и гипостазирование языка. Пер. И. В. Борисовой // Философия Мартина Хайдеггера и современность. — М., 1991. — С.121-133.
- Руднев В. Витгенштейн: — вскользь, по касательной // Художественный журнал . — 1995. — № 8.
- . / Перевод А. Ф. Грязнова // Логос . — 1995. — № 6. — С. 231—247.
- Уиздом Дж. / Предисловие и перевод В. Руднева // Логос. — 1995. — № 6. — С. 260—271.
- Руднев В. // Логос. — 1997. — № 9. — С. 117—129.
- Руднев В. // Логос. — 1999. — № 1. — С. 84—98.
- Руднев В. // Логос, Логос # 1 1999 (11), С. 99-100.
- Друри, Морис О’Кон. / Перевод В. Руднева // Логос. — 1999. — № 1. — С. 131—150.
- Крипке С. А. / Перевод В. Руднева // Логос. — 1999. — № 1. — С. 151—185.
- Козлова М. С. Витгенштейн: новый образ философии // Вопросы философии. — 2001. — № 7. — С. 25—32.
- Вригт Г. Х., фон . Витгенштейн и двадцатый век // Вопросы философии. — 2001. — № 7. — С. 33—46.
- Блур Д. / Перевод А. Веретенникова // Логос. — 2002. — № 5—6 (35). — С. 47—64.
- Муфф Ш. / Перевод Артёма Смирнова // Логос. — 2003. — № 4—5 (39). — С. 153—165.
- А. Ф. Грязнов. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Thurman R. A. F. Philosophical Nonegocentrism in Wittgenstein and Candrakīrti in Their Treatment of the Private Language Problem // Philosophy East and West, Vol. 30, No. 3 (Jul., 1980), pp. 321–337
- Stern, David (September 2010). . European Journal of Philosophy . 18 (3): 455—467. doi : . ISSN .
Ссылки
- Витгенштейн Л.
- Сутер Р.
- Сокулер З. А. ( PDF )
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|
- 2021-07-06
- 1