Александер, Джейн
- 1 year ago
- 0
- 0
Герберт Александер Саймон ( англ. Herbert A. Simon ; 15 июня 1916 , Милуоки — 9 февраля 2001 , Питтсбург , США ) — американский учёный в области социальных, политических и экономических наук, один из разработчиков гипотезы Ньюэлла — Саймона .
Член Национальной академии наук США (1967) и Американской академии искусств и наук (1959). Лауреат премии по экономике памяти Альфреда Нобеля (1978) и премии Тьюринга (1975).
Примечательно, что Саймон был одним из пионеров нескольких современных научных областей, таких как искусственный интеллект , обработка информации , принятие решений , решение задач , теория организаций и сложные системы . Он был одним из первых, кто проанализировал архитектуру сложности и предложил механизм для объяснения степенного закона .
Герберт Саймон родился 15 июня 1916 года в Милуоки, штат Висконсин . Его отец, Артур Саймон (1881—1948), был еврейским инженером-электриком, приехавшим в Соединенные Штаты из Германии в 1903 году после получения степени инженера в . Артур также был изобретателем и независимым патентным поверенным. Мать Герберта, Эдна Маргарита Меркель (1888—1969) — выдающаяся пианистка, её предки были родом из Праги и Кёльна . Другие предки Саймона были ювелирами и виноделами .
Саймон посещал государственные школы Милуоки , где развил интерес к науке и зарекомендовал себя как атеист . Учась в средней школе, Саймон написал письмо «редактору журнала , защищающему гражданские свободы атеистов» . В отличие от большинства детей, семья Саймона познакомила его с идеей, что человеческое поведение может быть изучено научно; младший брат его матери, Гарольд Меркель (1892—1922), изучавший экономику в Университете Висконсина в Мэдисоне под руководством Джона Р. Коммонса , одним из первых оказал на него влияние. Изучая книги Гарольда по экономике и психологии, Герберт открыл для себя социальные науки . Среди своих ранних влияний Саймон называл Нормана Энджелла за его книгу « Великое заблуждение » и Генри Джорджа за его книгу « Прогресс и бедность ». Во время учебы в средней школе Саймон присоединился к команде дебатов, где он спорил «из убеждения, а не из упрямства» в пользу единого налога Джорджа .
В 1933 году Саймон поступил в Чикагский университет и, следуя своим ранним влияниям, решил изучать социальные науки и математику. Саймон был заинтересован в изучении биологии, но решил не заниматься этой областью из-за «дальтонизма и неловкости в лаборатории». В раннем возрасте Саймон узнал, что он дальтоник , и обнаружил, что внешний мир не то же самое, что воспринимаемый мир.
В 1936 Саймон получил степень бакалавра, а в 1943 степень доктора политологии в Чикагском университете , который также был первым местом его работы в должности научного сотрудника (1936—1938) . С 1942 он стал преподавателем в Иллинойсском технологическом институте , в 1947 стал там же профессором политологии . В 1949 начал преподавать в Университете Карнеги — Меллона в Питсбурге , сперва в качестве профессора управления и психологии (1949—1955), затем профессора компьютерных наук и психологии. Последнюю должность он занимал до ухода на пенсию в 1988 . После поступления на курс «Измерение муниципальных органов управления» Саймон стал научным сотрудником Кларенса Ридли, и в 1938 году они оба стали соавторами книги «Измерение муниципальной деятельности: Обзор предлагаемых критериев оценки администрации». Исследования Саймона привели его в область принятия организационных решений , которая стала предметом его докторской диссертации .
Окончив университет со степенью бакалавра, Саймон получил должность научного ассистента в муниципальном управлении.
С 1942 по 1949 год Саймон был преподавателем, затем профессором политологии, а также занимал должность заведующего кафедрой в Иллинойском технологическом институте в Чикаго . Там он начал участвовать в семинарах, проводимых сотрудниками , в которую в то время входили Трюгве Хаавельмо , Джейкоб Маршак и Тьяллинг Купманс . Таким образом, он начал углубленное изучение экономики в области институционализма . Маршак привлек Саймона к участию в исследовании, которое он в настоящее время проводит вместе с Сэмом Шурром «перспективные экономические эффекты атомной энергии » . С 1949 по 2001 год Саймон был преподавателем Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге , штат Пенсильвания . В 1949 году Саймон стал профессором администрации и заведующим кафедрой промышленного менеджмента в Технологическом институте Карнеги («Carnegie Tech»), который в 1967 году стал Университетом Карнеги-Меллона. Саймон позже также преподавал психологию и компьютерные науки в том же университете, иногда посещая другие университеты .
Значительный теоретический вклад Г. Саймона в науку управления получил достойное признание в 1978 году , когда ему была присуждена Нобелевская премия по экономике «за новаторские исследования процесса принятия решений в экономических организациях, фирмах».
Герберт Саймон не читал газет и не смотрел телевизор, поскольку считал, что если случится что-то действительно важное, ему об этом кто-то обязательно расскажет, так что не стоит зря тратить время на СМИ .
В 1992 году Герберт Саймон подписал « Предупреждение человечеству» .
Герберт Саймон оказал заметное влияние на развитие теории организации, менеджмента и управленческих решений. Его работы в области вычислительной техники и искусственного интеллекта оказали существенное влияние на развитие кибернетики.
Основные усилия Г. Саймона были направлены на фундаментальные исследования организационного поведения и процессов принятия решений . Он по праву считается одним из создателей современной теории управленческих решений (теория ограниченной рациональности ). Основные результаты, полученные им в этой области, изложены в таких книгах, как «Организации» (совместно с ), вышедшей в 1958 году , а также «Административное поведение» и «Новая наука управленческих решений» ( 1960 ).
Саймон стремился заменить сильно упрощённый классический подход к экономическому моделированию — основанный на концепции единого принятия решений, максимизирующего прибыль предпринимателя — подходом, который признает множество факторов, способствующих принятию решений. Согласно Саймону, эта теоретическая основа обеспечивает более реалистичное понимание мира, в котором принятие решений может влиять на цены и объёмы производства. Его организаторские и административные интересы позволили ему не только трижды занять пост председателя университетского отделения, но и сыграть большую роль в создании в 1948 году; административной команды, которая помогала осуществлению Плана Маршалла в США. Как член Научного консультативного комитета президента Линдона Джонсона , а также Национальной академии наук , Саймон внес большой вклад как в экономический анализ , так и в прикладные исследования. Благодаря этому его работы можно найти в ряде литературных работ в таких областях, как математическая экономика, человеческая рациональность, поведенческое исследование фирм, теорию случайного упорядочения и анализ в эконометрике .
Книга «Административное поведение» , впервые опубликованная в 1947 году и обновляемая на протяжении многих лет, была основана на докторской диссертации Саймона. Это послужило основой для работы всей его жизни. Центральное место в этой книге занимают поведенческие и когнитивные процессы человека, принимающего рациональные решения. По его определению, оперативное административное решение должно быть правильным, эффективным и практичным в реализации с помощью набора скоординированных средств .
Саймон признавал, что теория управления в значительной степени является теорией принятия решений человеком и как таковая должна основываться как на экономике, так и на психологии. Он заявляет:
«Если бы не было пределов человеческой рациональности, административная теория была бы бесплодной. Она будет состоять из одной заповеди: Всегда выбирай ту альтернативу из имеющихся, которая приведет к наиболее полному достижению твоих целей.»
Вопреки стереотипу « homo economicus », Саймон утверждал, что альтернативы и последствия могут быть частично известны, а средства и цели — несовершенно дифференцированы, не полностью связаны или плохо детализированы.
Правильность управленческих решений, таким образом, определяется:
Задача выбора была разделена на три обязательных этапа:
Саймон утверждал, что знание всех альтернатив или всех последствий, которые следуют из каждой альтернативы, невозможно во многих реалистичных случаях, поэтому человек или организация, пытающиеся реализовать эту модель в реальной ситуации, не смогут выполнить эти три требования.
Исходя из этого, учёный попытался определить методы и/или поведенческие процессы, которые человек или организация могли бы использовать для достижения приблизительно наилучшего результата с учетом ограничений на рациональное принятие решений. Саймон пишет:
«Человек, стремящийся к рациональности и ограниченный в пределах своих знаний, выработал некоторые рабочие процедуры, которые частично преодолевают эти трудности. Эти процедуры состоят в предположении, что он может изолировать от остального мира замкнутую систему, содержащую ограниченное число переменных и ограниченный диапазон последствий.»
Поэтому Саймон описывает работу в терминах экономических рамок, обусловленных когнитивными ограничениями экономического человека и административного человека. Он определил задачу рационального принятия решений как выбор альтернативы, которая приводит к более предпочтительному набору всех возможных последствий.
Саймон, придерживался мнения , который заявил, что «решения, которые человек принимает как член организации, совершенно отличаются от его личных решений». Личный выбор может определяться тем, присоединяется ли индивид к определенной организации и продолжает ли он делать это в своей внеорганизационной частной жизни. Однако как член организации этот индивид принимает решения не в связи с личными потребностями и результатами, а в безличном смысле, как часть организационных намерений, целей и результатов. Организационные стимулы, вознаграждения и санкции предназначены для формирования, укрепления и поддержания этой идентификации. Учёный видел два универсальных элемента человеческого социального поведения как ключа к созданию возможности организационного поведения в человеческих индивидах: Авторитет и Лояльность (Идентификация).
Авторитет — это хорошо изученный, первичный признак организационного поведения, прямо определяемый в организационном контексте как способность и право индивида более высокого ранга руководить решениями индивида более низкого ранга. Действия, отношения и отношения доминирующих и подчиненных индивидов составляют компоненты ролевого поведения, которые могут сильно различаться по форме, стилю и содержанию, но не различаются по ожиданию подчинения со стороны того, кто имеет более высокий статус, и готовности подчиняться со стороны подчиненного.
Лояльность определялась Саймоном как «процесс, в ходе которого индивид заменяет свои собственные цели организационными целями (обслуживания или сохранения) как ценностными показателями, определяющими его организационные решения».
Это повлекло за собой оценку альтернативных вариантов с точки зрения их последствий для группы , а не только для себя или своей семьи. Решения могут быть сложной смесью фактов и ценностей. Информация о фактах, особенно эмпирически доказанные факты или факты, полученные из специального опыта, легче передаются при осуществлении власти, чем выражения ценностей. Саймон в первую очередь заинтересован в поиске идентификации личности сотрудника с целями и ценностями организации. Вслед за Лассуэллом он утверждает, что «человек идентифицирует себя с группой, когда, принимая решение, он оценивает несколько альтернатив выбора с точки зрения их последствий для указанной группы». Человек может идентифицировать себя с любым количеством социальных, географических, экономических, расовых, религиозных, семейных, образовательных, гендерных, политических и спортивных групп. Действительно, их количество и разнообразие безграничны. Фундаментальная проблема для организаций состоит в том, чтобы признать, что личная и групповая идентификация может либо способствовать, либо препятствовать правильному принятию решений для организации. Конкретная организация должна сознательно определять и конкретизировать в соответствующих деталях и ясном языке свои собственные цели, задачи, средства, цели и ценности.
Также Герберт Саймон заново открыл диаграммы траекторий, которые первоначально были изобретены Сьюаллом Райтом около 1920 года .
Саймон был пионером в области искусственного интеллекта , создав вместе с Алленом Ньюэллом программы (1956) и General Problem Solver (GPS) (1957). GPS, возможно, является первым методом, разработанным для отделения стратегии решения проблем от информации о конкретных проблемах. Обе программы были разработаны с использованием языка , разработанного Ньюэллом, Клиффом Шоу и Саймоном. Дональд Кнут упоминает об обработке списков в IPL, причем связанный список первоначально назывался «памятью NSS» . В 1957 году Саймон предсказал, что компьютер превзойдёт человека в игре в шахматы в течение десяти лет, хотя на самом деле этот переход занял около сорока лет .
В начале 1960-х годов психолог Ульрик Найссер утверждал, что, хотя машины способны воспроизводить « », такое как рассуждение, планирование и принятие решений, они никогда не смогут воспроизвести « », такое как боль, удовольствие, желание и другие эмоции. Саймон откликнулся на взгляды Найссера в 1963 году, написав статью об эмоциональном познании , которую он обновил в 1967 году и опубликовал в журнале Psychological Review . Работа Саймона по эмоциональному познанию была в значительной степени проигнорирована исследовательским сообществом искусственного интеллекта в течение нескольких лет, но последующие работы и в области эмоций переориентировали внимание на статью Саймона, и в конечном итоге она стала очень влиятельной.
Вместе с Алленом Ньюэллом Саймон разработал теорию моделирования поведения человека при решении проблем с использованием производственных правил . Изучение решения человеческих проблем требовало новых видов оценки, и вместе с Саймон разработал экспериментальную методику анализа вербальных протоколов . Саймона интересовала роль знаний в экспертизе . Он сказал, что для того, чтобы стать экспертом по теме, требуется около десяти лет опыта, и он и его коллеги подсчитали, что опыт является результатом изучения примерно 50 000 частиц информации . Они пришли к выводу, что игрок в шахматы, чтобы стать экспертом, должен изучить около 50 000 расстановок шахматных фигур на доске .
В 1975 году они с Алленом Ньюэлом были награждены премией Тьюринга : «В совместных научных усилиях, продолжавшихся более двадцати лет, первоначально в сотрудничестве с Дж. Клиффом Шоу из корпорации RAND , а затем с многочисленными преподавателями и студентами Университета Карнеги-Меллона , они внесли основной вклад в искусственный интеллект, психологию человеческого познания и обработку списков» .
Также Саймон интересовался методами обучения людей, и вместе с Эдвардом Фейгенбаумом разработал теорию EPAM , одну из первых теорий обучения, которая была реализована в виде компьютерной программы. EPAM смог объяснить большое количество явлений в области вербального обучения. Более поздние версии модели были применены для объяснения формирования концепций и приобретения опыта. Вместе с Фернаном Гобе он расширил теорию EPAM до вычислительной модели , которая объясняет, как простые куски информации образуют строительные блоки схем, которые являются более сложными структурами . Работа Саймона оказала сильное влияние на Джона Майтона , разработчика программы, которая достигла значительных успехов в улучшении успеваемости по математике среди учащихся начальной и средней школы.
Саймону приписывают революционные изменения в микроэкономике . Учёный предложил концепцию принятия организационных решений в том виде, как она известна сегодня. Он был первым, кто тщательно изучил, как администраторы принимают решения, когда у них нет совершенной и полной информации . В главной целью Саймона было связать экономическую теорию с математикой и статистикой . Его основной вклад был в области общего равновесия и эконометрики . На Герберта оказали большое влияние маржиналистские дебаты, начавшиеся в 1930-х годах. Популярная работа того времени утверждала отсутствие эмпирических доказательств того, что предприниматели должны следовать маржиналистским принципам максимизации прибыли/минимизации затрат в управлении организациями. Далее в аргументации отмечалось, что максимизация прибыли не была достигнута, отчасти из-за отсутствия полной информации. Саймон считал, что при принятии решений агенты сталкиваются с неопределенностью относительно будущего и затратами на получение информации в настоящем. Эти факторы ограничивают степень, в которой агенты могут принимать полностью рациональное решение, поэтому они обладают только «ограниченной рациональностью» и должны принимать решения, выбирая те альтернативы, которые не являются оптимальными, но делает их достаточно счастливыми. Ограниченная рациональность — центральная тема в поведенческой экономике , которая описывает, как фактический процесс принятия решений влияет на принятие решений. Теория ограниченной рациональности ослабляет несколько допущений стандартной теории ожидаемой полезности .
Позже Саймон подчеркнул, что психологи ссылаются на «процедурное» определение рациональности, в то время как экономисты используют «субстанциональное» определение. Густаво Баррос утверждал, что концепция процедурной рациональности не имеет значительного присутствия в экономической области и никогда не имела такого веса, как концепция ограниченной рациональности . Саймон был также известен своими исследованиями в области промышленной организации . Он определил, что внутренняя организация фирм и их внешние деловые решения не соответствуют неоклассическим теориям «рационального» принятия решений. Саймон написал много статей на эту тему в течение своей жизни, в основном сосредоточившись на проблеме принятия решений в рамках поведения, которое он назвал « ограниченной рациональностью » . Саймон решил, что лучший способ изучить эти области — компьютерное моделирование . Поэтому у него развился интерес к информатике .
Также в юности Саймон увлекался земельной экономикой и джорджизмом , идеей, известной в то время как «единый налог» . Система предназначена для перераспределения незаработанной экономической ренты в пользу населения и улучшения землепользования. В 1979 году Саймон все еще придерживался этих идей и утверждал, что земельный налог должен заменить налоги на заработную плату .