Родопис
- 1 year ago
- 0
- 0
Гете́ра (от греч. ἑταίρα — подруга , спутница , иная, отличная) — в Древней Греции женщина , ведущая свободный, независимый образ жизни , публичная женщина высшего уровня.
Первоначально гетерами состояли рабыни, позже также и свободные женщины . Известные гетеры были, как правило, хорошо образованны . Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, а позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Элладе термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной гетере. Институт гетер не был классической проституцией, так как гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили. Параллельно с гетерами существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя эллин имеет трёх жен: супругу — для продолжения рода, рабыню — для чувственных утех и гетеру — для душевного комфорта. Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия , известная умом, образованностью и красотой, стала супругой известного военачальника Перикла . Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни: она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.
В VII — IV веках до нашей эры в Греции существовали женщины, по функциям во многом подобные гейшам Японии , но при этом ещё и способные снимать сексуальное напряжение мужчины. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Социальный статус гетер был достаточно высок [ источник не указан 4738 дней ] . Так, Ф. Энгельс указывал: « Спартанские женщины и лучшая часть афинских гетер были в Греции единственными женщинами, о которых древние говорят с уважением и высказывания которых они признают заслуживающими упоминания» .
Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский , известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставлял гетер как вульгарных блудниц, гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился.
В Афинах существовала специальная доска — Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания.
От проституток гетер отличает высокая образованность — они не столько оказывали сексуальные услуги (причём по своему выбору), сколько развлекали беседой, песней или танцем окружающих , выполняя примерно те же функции, которые в японской культуре возложены на ойран .
Слово «гетера» также часто используют в описании храмовой проституции , например в Древней Индии.
В Древней Индии гетеры, которые в силу возраста уже не могли исполнять свои функции, работали в царских прядильнях (Артхашастра ІІ.23).
В Древнем Шумере гетеры были посвящены богине Иштар . Важную роль в Эпосе о Гильгамеше играет храмовая проститутка Шамхат .