Полесский округ (II Речь Посполитая)
- 1 year ago
- 0
- 0
Надгробная речь Перикла — речь афинского политика и стратега Перикла 431 года до н. э. Она была произнесена в рамках поминальных мероприятий в честь погибших афинян первого года Пелопоннесской войны со Спартой . Сама речь дошла до современников в « Истории » Фукидида . Она приобрела широкую известность. К поднятым в ней темах неоднократно обращались философы и политики Нового и Новейшего времени. Среди прочего современные учёные находят параллели между Надгробной речью Перикла и Геттисбергской речью Авраама Линкольна 1863 года.
В Древних Афинах существовал обычай проведения общественных похорон погибших в войне граждан. Когда и кем он был введен достоверно неизвестно. Древние свидетельства называют основателем обычая Солона . Диодор Сицилийский и Дионисий Галикарнасский относят его появление к эпохе Греко-персидских войн . Уже само начало речи Перикла свидетельствует об установлении обычая задолго до 431 года до н. э.
Фукидид в деталях описывает траурные мероприятия в таких случаях. За три дня до похорон в Афинах сооружали помостки с десятью коробками. В них клали кости погибших. Каждый желающий мог принести дары мёртвым. Траурная процессия двигалась к кладбищу. Там останки погибших предавали земле, после чего наиболее видный, предварительно избранный государственным советом , гражданин произносил надгробную речь. В 431 году до н. э. эту обязанность возложили на Перикла .
Если место действия и характер речи не вызывают сомнения, то относительно её аутентичности возможны различные трактовки. Фукидид писал свой труд не в начале войны со Спартой, а уже после поражения Афин. В ситуации, когда Афины капитулировали, Фукидид стремился сохранить память о «золотом веке» своего родного города. Патриотический пафос Перикла мог выглядеть, несмотря на повод, чрезмерным. На первом году войны афиняне не сомневались в могуществе своего государства. Современные историки не могут с полной уверенностью вычленить в тексте «Надгробной речи» слова Перикла и дополнения Фукидида, оценить насколько дошедший до современников текст соответствует первоначальной речи .
Задача Перикла при произнесении речи состояла в восхвалении доблести и мужества погибших, представить их героями, которые пожертвовали собой ради защиты Отечества. Вокруг этой центральной мысли располагались остальные утверждения, которые лишь усиливали главный тезис .
Свою надгробную речь Перикл начал с короткого вступления. В нём он сослался на существовавшую традицию достойно почтить павших и одновременно указал на трудность этой задачи. Перикл подчеркнул, что может не найти необходимые слова . Далее следовала основная часть речи. Перикл хвалит предков, благодаря которым афиняне живут на своей родной земле. Именно благодаря предкам в Афинах сложились соответствующие государственное устройство, нравственные приоритеты и культурные достижения, вознесшие Афины на первые роли среди других греческих полисов. После похвалы в сторону Афин и её граждан Перикл переходит к собственно похвале погибших. Именно благодаря таким героям Афины существуют и будут существовать. Их жертва не бесцельна, а представляет выполнение долга, благодаря чему каждый из граждан чувствует себя в безопасности. «И вот за подобный город отдали доблестно свою жизнь эти воины, считая для себя невозможным лишиться родины, и среди оставшихся в живых каждый, несомненно, с радостью пострадает за него» . Завершалась надгробная речь утешением родственников, призывами чтить память погибших героев и подражать их примеру при выполнении своего долга .