Interested Article - Диотима

Диоти́ма или Диоти́ма из Мантине́и ( греч. Διοτίμα ) — жрица, жившая в древней Мантинее ( греч. Μαντίνεια , древний город в Аркадии или Аркадах ( греч. Αρκάδες ) — области Древней Греции ), которая играет важную роль в Платоновом диалоге « Пир » ( греч. «Συμπόσιο» — дословно: «Симпозиум»). Её идеи — происхождение понятия Платонической любви . Так как единственный источник относительно неё — Платон, неясно, была ли она настоящим историческим персонажем или просто вымышленным созданием. Однако почти все персонажи диалогов Платона соответствовали реальным людям, жившим в древних Афинах .

Роль в Пире Платона

На Пире Платона его участники обсуждают значение любви . Сократ — самый важный оратор. По его словам, в его юности ему преподавала «философию любви» некая Диотима, которая была провидицей или жрицей . Сократ также утверждает, что Диотима успешно победила эпидемию чумы в Афинах , бушевавшую там примерно в 429 г. до н. э.

В диалоге Сократ также рассказывает, будто Диотима дала ему генеалогию Любви ( Эрос ), заявляя, что он — сын «Богатства и Нужды» ( греч. Ο γιος των πόρων και των αναγκών ). По её мнению, любовь — средство достижения Блага и Бессмертия. Для Диотимы и для Платона вообще, самое правильное использование любви к другим людям должно направить ум к Любви и Мудрости.

Будучи проникнут подлинной «платонической» любовью, красивый (прекрасный) человек вдохновляет ум и душу и направляет внимание к вещам неизменным и вечным, не отказываясь от земной жизни. Любовь — это стремление к благу и бессмертию, которым «беременен» каждый человек. Но есть обычное разрешение этого состояния. Когда человек готов к тому, чтобы произвести роды он встречает возлюбленную и даёт начало новой жизни, таким образом обеспечивая бессмертие роду. Но есть и второй способ родов — когда человек стремится к Благу и обретению бессмертия. И это другой путь.

Личность Диотимы

В переводе с греческого имя Диотима (Διοτίμα ← Δίας (Зевс) + τιμή (честь)) обозначает « честь Зевса » или «уважаемый (-ая, -ое) Зевсом». Платон, как полагали некоторые учёные большей части XIX — начала XX веков, использовал в качестве прототипа Диотимы Аспасию , вторую жену Перикла , настолько он был впечатлён её интеллектом и остроумием . Идентичность Диотимы и Аспасии опровергает диалог Платона «Μενέξενоς» (Menexenos), где Аспасия выступает под своим именем. Таким образом появился вывод, что Платон не использовал вымышленные имена, и Диотима — реальная историческая фигура .

Использование её имени

Её имя часто использовалось в качестве прозвища для философских или художественных произведений, журналов, эссе, и т. д. Имя Диотима в XVIII веке в Европе традиционно давалось возлюбленной или музе философа, поэта.

  • Польская поэтесса Ядвига Лущевская ( польск. Jadwiga Łuszczewska ; 1834—1908) использовала псевдоним Diotima (Диотима).
  • Немецкий поэт Фридрих Гёльдерлин скрыл за именем Диотимы свою возлюбленную , которая вдохновила его написать роман «Гиперион, или Отшельник в Греции». В этой работе некий вымышленный персонаж под именем Гиперион встречается с Диотимой и влюбляется в неё. Также Диотиме посвящён ряд стихотворений Гёльдерлина.
  • Голландский философ Тибериус Гемстергёйс так называл княгиню А. Голицыну.
  • Итальянский композитор Луиджи Ноно использовать её имя как часть названия в одной из своих наиболее важных работ — струнного квартета «Fragmente-Stille, an Diotima», в котором он также использовал фрагменты писем Гипериона Фридриха Гёльдерлина .
  • Диотима — прозвище одной из главных героинь в романе « Человек без свойств » Роберта Музиля , кузины Ульриха Эрмелинды («Гермины») Туцци.
  • Диотима — символ Лени Рифеншталь в немом кино «Святая Гора» ( нем. Der Heilige Berg ).
  • Диотима появляется в коротком стихотворении «Лето» Бориса Пастернака .
  • В роли Диотимы выступает Лидия Зиновьева-Аннибал на так называемых «Вечерах Гафиза» .
  • В честь Диотимы назван астероид (423) Диотима , открытый в 1896 году.

Примечания

  1. Ruby Blondell «The Play of Character in Plato’s Dialogues», Cambridge University Press, 2002, p.31 (Руби Блонделл «Игра Характера в Диалогах Платона» // Издательство Кембриджского университета, 2002, стр. 31)
  2. Wider, Kathleen. «Women philosophers in the Ancient Greek World: Donning the Mantle». Hypatia vol 1 no 1 Spring 1986. Part of her argument focuses on the point that all scholars who argued 'for' a fictitious Diotima were male, and most used as a starting point Smith’s (Smith, Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology, 1870) uncertainty of her actual existence.
  3. от 8 ноября 2011 на Wayback Machine

Библиография

  • Навиа, Луис Э., Сократ, человек и его философии, стр. 30, 171 // Университетское издательство Америки ISBN 0-8191-4854-7
Источник —

Same as Диотима