Interested Article - Бюлов, Ханс фон

Барон Ханс Гви́до фон Бю́лов ( нем. Hans Guido Freiherr von Bülow ; 8 января 1830 , Дрезден 12 февраля 1894 , Каир ) ― немецкий дирижёр , пианист , педагог и композитор .

Биография

Ханс фон Бюлов происходил из мекленбургского дворянского рода. Учился игре на фортепиано с девяти лет у Фридриха Вика , затем у и , композицию осваивал под руководством Морица Гауптмана . В 1846―1848, находясь в Штутгарте , познакомился с Иоахимом Раффом и другими известными музыкантами. В 1849 Бюлов присутствовал на концерте, которым дирижировал Рихард Вагнер , а год спустя ― на веймарской премьере « Лоэнгрина » под управлением Ференца Листа . Эти события оказали на Бюлова большое впечатление, и он принял решение бросить начатую было юридическую карьеру и серьёзно заняться музыкой. Он консультировался с Листом и брал частные уроки у Вагнера, по рекомендации последнего продирижировал в Цюрихе оперой Доницетти « Дочь полка ». Отсутствие должных навыков, однако, привело к скорой отставке Бюлова, и он стал дирижёром небольшого оперного театра в Санкт-Галлене , где дебютировал с оперой К. М. Вебера « Вольный стрелок ». Публика приняла Бюлова весьма хорошо, не в последнюю очередь благодаря тому, что он дирижировал на память, без партитуры.

В 1851 Бюлов стал учеником Листа в Веймаре, прекратив на время дирижёрскую карьеру. Он усердно совершенствовал своё мастерство, начал сочинять музыку и писать статьи. Лист называл Бюлова одним из величайших музыкальных феноменов, которые ему приходилось встречать. В 1855―1864 Бюлов преподавал в Берлине , выступал как пианист и вскоре получил место придворного капельмейстера в Мюнхене , где дирижировал премьерами опер Вагнера « Тристан и Изольда » и « Нюрнбергские мейстерзингеры ». Именно Бюлов заложил основы современных традиций разучивания и постановки опер: индивидуальная подготовка певцов, прослушивание их по отдельности и в ансамблях, затем с фортепианным аккомпанементом, групповые репетиции оркестра, наконец, полные сценические «прогоны» (например, перед постановкой «Тристана» их было одиннадцать).

В 1869 году Бюлов покинул свой мюнхенский пост. Одной из причин стал разрыв с женой ― дочерью Листа Козимой , ушедшей к Вагнеру, другой ― проблемы при постановке « Золота Рейна », в которую постоянно вмешивался баварский король Людвиг II . Несмотря на натянутые отношения с Вагнером, Бюлов всегда уважал его как музыканта (однако никогда не приезжал на фестиваль в Байройт ). С 1872 года Бюлов выступал как пианист, в частности, в Британии (1873) и США (1875―1876), где дал 139 концертов, включая премьеру Первого фортепианного концерта Чайковского в Бостоне . Бюлов стал одним из первых западноевропейских музыкантов, пропагандировавших творчество русского композитора.

1878―1880 годы Бюлов провёл на должности придворного капельмейстера в Ганновере , но ушёл с этого поста после ссоры с тенором Антоном Шоттом . В 1880―1885 годах он работал в Майнингене , где вывел местный оркестр на уровень одного из лучших в Германии. Близкий друг и почитатель творчества Брамса , Бюлов руководил первым исполнением его Четвёртой симфонии с этим оркестром. Бюлову принадлежит ряд реформаторских идей, в том числе введение в оркестр пятиструнных контрабасов и педальных литавр . Он был первым музыкантом, исполнявшим фортепианный концерт (Первый Брамса) и одновременно дирижировавшим оркестром. В 1882 он женился на актрисе Марии Шанцер, которая впоследствии написала его биографию и отредактировала переписку.

В последние годы жизни Бюлов много гастролировал (в том числе в Глазго в 1878 году и в Лондоне в 1888), преподавал в Консерватории Раффа в Гамбурге и Фортепианной школе Клиндворта в Берлине, выступал как приглашённый дирижёр. Начавшееся в начале 1890-х душевное расстройство вынудило его поселиться в частном пансионе, а из-за проблем с физическим здоровьем он отправился в Египет , где и умер в 1894 году. Похоронен на Ольсдорфском кладбище ( Гамбург ).

Творчество

Бюлов ― один из наиболее выдающихся музыкантов XIX века. Его пианистическое искусство характеризовалось критиками как интеллектуальное, основанное на анализе и тщательном расчёте (за что Бюлова часто упрекали), однако не лишённое выразительности и страсти. Бюлов обладал огромной исполнительской энергией, так, в 1880 он несколько раз исполнял в одном концерте сразу пять поздних сонат Бетховена , а в 1889 в Нью-Йорке ― 22 сонаты за 11 дней. Наследие Бюлова-композитора включает в себя оркестровые и фортепианные пьесы, романсы, редакции фортепианных сочинений Баха , Бетховена, Вебера, Крамера и других композиторов.

Примечания

Литература

Ссылки

  • Бюлов Ханс Гвидо // А — Гонг. — М. : Советская энциклопедия : Советский композитор , 1973. — Стб. 631—633. — (Энциклопедии. Словари. Справочники : Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973—1982, т. 1).
  • // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 474. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
  • Бюлов, Ханс фон // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • . Музыкальный словарь . Яндекс. Словари. Дата обращения: 4 мая 2014. (недоступная ссылка)
  • (англ.) на сайте AllMusic (проверено 4 мая 2014) .
  • на International Music Score Library Project
  • (англ.) на сайте Find a Grave
Источник —

Same as Бюлов, Ханс фон