Курдов, Валентин Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Валентин Иванович Ку́рдов ( 1905 — 1989 ) — советский художник, плакатист, иллюстратор детской книги, мемуарист. Заслуженный художник РСФСР (1982).
Родился 7 ( 20 декабря ) 1905 года в посёлке Михайловский завод Красноуфимского уезда Пермской губернии (ныне — город Михайловск Нижнесергинского муниципального района Свердловской области ) в семье земского врача . Отец художника Иван Калустович Курдов (1867—1938) окончил Казанский университет , был знаком с В. И. Лениным , в университете отвечал за студенческую библиотеку нелегальных изданий.
В 1916 году учился в художественном училище в Екатеринбурге .
В 1918—1919 годах учился в студии при Пермском художественном техникуме.
В 1921 году занимался в Пермских высших художественно-промышленных мастерских .
В 1922 — 1923 годах учился на ювелирном отделении в Екатеринбургском художественно-промышленном училище .
В 1923 году приехал в Петроград , с которым оказалась в дальнейшем связана вся его жизнь.
В 1923 году поступил во ВХУТЕИН . Его учителями были Алексей Еремеевич Карев , Кузьма Сергеевич Петров-Водкин , Михаил Васильевич Матюшин и Александр Иванович Савинов . Познакомился с писателями Евгением Ивановичем Чарушиным и Виталием Валентиновичем Бианки . Посещал мастерскую Филонова во ВХУТЕИНе, был близок с художниками группы Мастера аналитического искусства .
Осенью 1926 года курс, на котором учился В. И. Курдов, было решено выпустить досрочно, без написания дипломной работы. Художник вспоминал: «Я кончал Академию художеств как живописец и намеревался стать в будущем живописцем» .
В 1926 году для продолжения занятий живописью художник поступил, вместе со своим соучеником Юрием Алексеевичем Васнецовым , на обучение в ГИНХУК к Казимиру Севериновичу Малевичу .
В течение года работал в ГИНХУКе практикантом в Отделе живописной культуры. Малевич называл основными «прибавочными элементами» искусства Курдова живописную технику и цвет. Изучал свойства различных живописных фактур; последовательно проработал пять стадий кубизма .
Выразил своё особое отношение к кубизму, сменив в своих работах присущую кубизму тёмную гамму на светлую, «русскую», и смягчив его форму. Художник определял свою задачу как создание «русского кубизма». Это сказалось даже в выборе предметов для натюрмортов — Курдов намеренно включал в композиции своих натюрмортов характерные русские вещи — самовар, балалайку и валенок.
В течение года обучения написал более десяти больших живописных работ, показывающих его талант живописца, в том числе живописные работы: «Балалайка» (1926), «Висячая лампа», «Китайский фонарик», «Валенок», «Кубизм», «Медный самовар» 1926—1927 и др. .
Супрематических работ Курдов не делал. В дальнейшем художник написал о себе: «..я не могу считать себя учеником Малевича, — я не разделил с ним все сложности жизни» .
Осенью 1927 года был призван в РККА , и кубистический период его творчества был навсегда закончен. В дальнейшем талант Курдова как живописца остался нереализованным.
С 1927 года Курдов начал работать как художник детской книги, в редакции Детгиза , у Владимира Васильевича Лебедева , который возглавлял (до 1933 ) художественную редакцию детского отдела Госиздата .
Наряду с другими художниками — Юрием Алексеевичем Васнецовым , Алексеем Фёдоровичем Пахомовым , Евгением Ивановичем Чарушиным — Валентин Иванович Курдов считается одним из художников «лебедевской школы» в детской книжной графике. Исключительное влияние Лебедева, как художника и редактора, на свою работу в книге сам художник отмечал неоднократно: «Лебедев из каждого художника с которым он сталкивался, как редактор, хотел извлечь то, что этот художник лучше всего знает и любит.. он был человеком холодной оценки, поэтому … его слово приобретало качественное свойство.» Среди работ Курдова 1930-х годов — иллюстрации к книгам Виталия Валентиновича Бианки , Александра Ивановича Введенского ( Конница Будённого , 1931 ; точнее, стихи поэта были написаны к рисункам художника), Джозефа Редьярда Киплинга , Вальтера Скотта ( Айвенго , 1936 ) и других авторов.
Член СХ СССР . Участник выставок с 1932 года .
С 1939 года работал в экспериментальной литографской мастерской в ЛОСХ .
В 1939—1940 годах — один из организаторов и создателей плакатов «Боевой карандаш» .
Во время войны оставался в блокадном Ленинграде. Ездил в творческую поездку на Волховский фронт . Создал серию литографий «По дорогам войны» ( 1942 — 1944 ).
После войны продолжил занятия иллюстрацией, оформил книги Виталия Валентиновича Бианки, Ивана Сергеевича Соколова-Микитова , Николая Ивановича Сладкова , карело-финский эпос « Калевала ». Сделал новые иллюстрации к сказкам Киплинга ( 1980 ), был награждён за них дипломом имени Х. К. Андерсена ( 1982 ).
Умер 9 ноября 1989 года . Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища . Оставил мемуары, опубликованные лишь после его смерти.
Жена (в 1920-е — 1960-е годы) — художница Герта Михайловна Неменова ; сын — Александр (1932—1999). Племянник — поэт Эдуард Аркадьевич Асадов .