Добрецов, Николай Леонтьевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Лео́нтьевич (Людо́викович) Бенуа́ ( 1 ( 13 ) июля 1813 , Санкт-Петербург — 11 ( 23 ) декабря 1898 , там же) — русский архитектор , академик и профессор архитектуры Императорской Академии художеств , главный архитектор Петергофа (c 1850), происходивший из семьи Бенуа . Действительный статский советник .
Отец Николая Бенуа Луи-Жюль Бенуа (1770—1822) был родом из крестьянской семьи из-под Парижа. Пойдя по стезе придворного служителя, он в конце концов оказался в России, где сделал успешную карьеру: стал придворным метрдотелем при дворе Павла I , а потом — вдовствующей императрицы. Женился на Анне-Катерине Гроппе , немке по происхождению, в браке с которой у Луи-Жюля Бенуа было 18 детей. Семеро умерли в младенческом возрасте, в живых осталось пятеро сыновей и шесть дочерей. Николай Бенуа родился 1 (13) июля 1813 года . С детства много рисовал.
Окончил известную немецкую школу святого Петра — Петришуле , затем — реформаторскую церковную школу. 1 декабря 1827 года, в возрасте 14 лет при поддержке вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны , которая была его крёстной матерью, был принят «для изучения архитектуры» в Академию художеств в число казённых воспитанников на полный пансион — причём сразу во второй возраст (класс) . Непосредственным наставником Николая Бенуа был адъюнкт-профессор И. Г. Гомзин . Первую награду «за успехи в науках» Николай Бенуа получил в июле 1829 года, в мае 1831 года он был награждён ещё раз . При распределении академистов по художественным мастерским в феврале 1831 года Николай Бенуа был назначен к академику В. А. Глинке , но проучился у него недолго, поскольку в июле того же года Глинка умер. После чего Бенуа перешёл к академику Х. Ф. Мейеру . За созданный в апреле 1834 года проект загородного дома для богатого помещика Николай Бенуа был награждён Малой серебряной медалью. за другие проекты Бенуа был дважды удостоен Большой серебряной медали — в декабре 1834 года и апреле 1835 года . В 1836 году в качестве выпускного проекта Бенуа выбрал проект «Училище правоведения», который получил высокую оценку. На торжественном собрании 27 сентября 1836 года Бенуа за проект училища правоведения была присуждена Большая золотая медаль , также он был награждён шпагой и выпущен из академии со званием художника четырнадцатого класса .
Окончание Академии художеств с Большой золотой медалью давало право на шестилетнюю стажировку за границей за казённый счёт. Однако, по правилам, воспользоваться ею можно было не раньше, чем через три года после окончании Академии, а до того надлежало получить строительную практику. Бенуа берёт своим помощником архитектор Константин Тон . Для начала молодой архитектор участвует в постройке церкви для лейб-гвардии Семёновского полка в Петербурге, Затем, в январе 1838 года, Тон переводит Бенуа в Москву — рисовальщиком при сооружении Храма Христа Спасителя . В конце мая 1840 года, получив награду в 1000 рублей ассигнациями «за труды по постройке храма во имя Христа Спасителя», Бенуа начинает готовиться к заграничной поездке. Перед отъездом отправляющиеся за границу были приняты императором Николаем I .
В 1840—1846 годах находился за границей. Зиму 1840—1841 года Николай Бенуа проводит в Риме, изучая архитектуру этого города. Весной 1841 года он отправляется в поездку по городам Северной Италии, Германии, Австрии и Швейцарии, посещая в частности Парму , Болонью , Пьяченцу , Венецию , Кёльн , Ахен . В конце 1842 года Николай Бенуа вместе А. И. Кракау , А. И. Резановым , А. К. Росси и Ф. И. Эппингером уезжают в Орвието , небольшой городок под Римом, где принимаются за весьма сложную работу — делают обмеры городского собора. Эта работа была отмечена общественностью города Орвието — в честь российских архитекторов была выбита памятная медаль с их фамилиями и изображением собора . В декабре 1845 года Италию посещает Николай I, который встречается c архитекторами, изучает их работы; с Бенуа и Резановым император имел продолжительную беседу и остался весьма доволен уровнем знаний и умений . В 1846 году зарубежная стажировка заканчивается, и Бенуа возвращается в Россию, посетив на обратном пути Францию и Англию. В ходе шести с половиной лет, проведённых за границей, Бенуа проникся идеями романтизма — нового веяния в архитектуре, набиравшего популярность — которые органично легли на его классическое образование , полученное в Академии художеств.
После возвращения в Россию 18 декабря 1846 года был принят на службу в Кабинет Его Императорского Величества с жалованием, «равным содержанию профессора II степени, то есть по 715 руб. серебром в год» . Николай I благоволил к молодому архитектору, и Бенуа получал небольшие заказы от царской семьи: католический алтарь из малахита, предназначенный в подарок королю Сардинии Карлу Альберту , бронзовые столы для Нового Эрмитажа и многое другое. В 1847 году получил звание академика. Свои первые архитектурные композиции на родине Бенуа делает по частным заказам: сохранились эскизы двух проектов церквей для малороссийских помещиков, в отчётах Академии художеств за 1847—1848 годы упоминаются также проект галереи для Петергофского дворца и постройка частного лечебного заведения в Петербурге .
1847 году Бенуа присваивается звание академика . В августе того же года он получает первый большой проект — строительство в Петергофе придворных конюшен в готическом стиле (так называемых Готических конюшен ). Молодой архитектор, вдохновлённый величественными готическими памятниками архитектуры, с которыми он познакомился во время европейской поездки, с энтузиазмом берётся за работу. В ходе строительства Николай Бенуа совершает смелый поступок. Согласно его задумке, яркой деталью этого архитектурного комплекса должна была стать перспектива, открывающая при въезде в конюшни через главные ворота. Для этого Николай Бенуа разместил во внутреннем дворе конюшен на оси центральных ворот ещё два аналогичных арочным проезда, что создавало впечатление широкого открытого пространства внутреннего двора . Николай I, который лично рассматривал проекты строившихся для императорского двора зданий, внёс изменения в проект, поместив здание кузницы по оси ворот. Бенуа, видя что решением императора его перспективная композиция рушится, делает эскиз, который с помощью иллюстрированный вклейки позволяет визуально представить два варианта архитектурного решения. Один вариант изображает свободную перспективу трёх арочных проездов, а другой — тот же самый вид, но заслонённый кузницей. Перечить решению императора считалось нарушением придворного этикета, крайне дерзким поступком, поэтому министр императорского двора Пётр Волконский , которому Бенуа принёс свои чертежи, даже не хотел нести их на представление Николаю I. Однако архитектор был настойчив, и Волконский, выйдя из царского кабинета, сказал: «Государь много смеялся твоей дерзости, но согласился сделать по твоему!…» .
В 1850 году Бенуа становится главным архитектором при Петергофском дворцовом управлении. В 1854 году, когда подходит к концу строительство придворных конюшен, архитектор удостаивается ордена Святого Владимира IV степени . В том же году он получает два новых заказа: от императорского двора — на постройку рядом с Большим Петергофским дворцом корпусов для размещения фрейлин и от барона Штиглица — на сооружение железнодорожного вокзала в Петергофе . Фрейлинские корпуса были выполнены в стиле барокко , с тем, чтобы здания органично вписались в ансамбль Большого дворца, а вокзал возведён в стиле неоготики . Одновременно с петергофским вокзалом Бенуа занимался строительством небольших железнодорожных станций возле Петербурга: в Стрельне (1856), Сергиево (1855—1857) и Красном Селе (1858) .
В 1850 году в Петергофе Николай Бенуа вместе с прославленным архитектором Альбертом Кавосом спроектировал и построил здание почты в готическом стиле. Бенуа в 1848 году женился на дочери Кавоса Камилле (1828—1891) и в дальнейшем два архитектора не раз работали вместе . Бенуа возвёл в Петергофе ещё ряд менее значительных объектов: Госпиталь со службами (1850—1857), Официантский дом (1856), Верхнесадский министерский дом (1861—1868) , каменную богадельню в Егерской слободе «в память императора Николая I» (1871—1876) . Кроме того, будучи главным архитектором Петергофского дворцового управления, Бенуа осуществлял руководство многочисленных преобразований и реконструкций Большого дворца и других сооружений дворцово-паркового ансамбля.
В 1875 году Николай Леонтьевич Бенуа покинул службу в Министерстве императорского двора, связанную с Петергофом.
В 1852—1862 годах работал в Лисинском учебном лесничестве . За заслуги по возведению лисинских построек архитектор Н. Л. Бенуа получил второй орден — Св. Станислава 2-й степени .
В 1863—1873 годах — главный архитектор императорских театров . С 1872 года становится во главе строительного отделения Городской управы Санкт-Петербурга . В 1880—1893 годах — председатель Петербургского общества архитекторов .
С 1877 года — гласный Санкт-Петербургской городской думы.
Н. Л. Бенуа умер 11 (23) декабря 1898 года в Санкт-Петербурге . Был похоронен в крипте сооружённого им католического храма Посещения .
(современный посёлок Лисино-Корпус )
Благодаря браку с Камиллой Кавос (27.07.1828—23.04.1891), дочерью архитектора венецианского происхождения Альберта Кавоса , выстроившего среди прочего Мариинский театр , Николай Бенуа оставил потомство, оставившее заметный след в русской художественной культуре.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Леонтий
(Луи Жюль) Бенуа (1770—1822) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Михаил
Леонтьевич Бенуа (1799—1867) |
|
(1801—1885) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(1813—1898) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Юлий
Леонтьевич Бенуа (1820—1898) |
|
Александр
Леонтьевич Бенуа (1817—1875) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Александр
Михайлович Бенуа (1862—1944) |
|
Алексей
Леонтьевич Бенуа (1838—1902) |
|
(1850—1933) |
|
Альберт
Николаевич Бенуа (1852—1936) |
|
Леонтий
Николаевич Бенуа (1856—1928) |
|
Михаил
Николаевич Бенуа (1862—1931) |
|
Александр
Николаевич Бенуа (1870—1960) |
|
Юлий
Юльевич Бенуа (1852—1929) |
|
(1852–1928) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Зинаида
Серебрякова (1884—1967) |
|
(1879—1930) |
|
Надежда
Леонтьевна Бенуа-Устинова (1895—1975) |
|
Константин
Михайлович Бенуа (1885—1950) |
|
Николай
Александрович Бенуа (1901—1988) |
|
|
|
|
|
Альберт
Александрович Бенуа (1888—1960) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Питер А.
Устинов (1921—2004) |
|
(1912—1955) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||