Interested Article - Минин, Сергей Константинович

Серге́й Константи́нович Ми́нин ( 29 июня 1882 , Дубовка , Саратовская губерния 8 января 1962 , Москва ) — революционер, политический деятель и публицист , автор работ по философии и атеизму .

Биография

Родился 29 июня 1882 года в семье протоиерея посада Дубовка Саратовской губернии . Окончил духовную семинарию . В 1909—1910 годы учился на юридическом факультете Венского и на историко-филологическом факультете Юрьевского университета .

Революционной деятельностью начал заниматься в 1903 году. Член РСДРП(б) с 1905 года. За революционную деятельность подвергался трёхлетнему тюремному заключению, арестам в 1910 и 1914 годах (ссылки, последняя из которых была в Сибирь) .

С приходом к власти Временного правительства и созданием Советов в регионах в феврале 1917 года возглавил комитет РСДРП(б) Царицына . Избирался председателем городского Совета рабочих и солдатских депутатов .

Подавал себя как «гражданин Минин». В начале весны 1917 года взял курс на союз с меньшевиками . С мая разорвал отношения с ними. В июле 1917 года пребывал под арестом. Являлся городским головой Царицына с 27 августа 1917 года. Выпустил местные деньги — боны. Являлся членом Учредительного собрания .

После Октябрьской революции стоял во главе взявших власть в Царицыне большевиков . Занимал должность председателя революционного военного совета , оставаясь главой города.

Один из организаторов обороны Царицына . В это время сблизился со Сталиным и Ворошиловым на позиции бойкота военных специалистов. В частности, выступал против назначения А. Е. Снесарева военным руководителем обороны Царицына. За отказ выполнять приказы Центра Троцкий пригрозил отдать Минина под трибунал (см. Царицынский конфликт ) . По настоянию Троцкого был снят с должности члена РВС Царицына за проведение «исключительно вредной политики» .

7 января 1925 года село Новоникольское было переименовано в посёлок имени Минина, который впоследствии стал ядром существовавшего с 1930 по 1933 год Мининского района Сталинграда .

С 1918 года являлся членом РВС Северо-Кавказского ВО , РВС 10-й армии РККА . Был помощником М. В. Фрунзе .

Являлся членом коллегии НКВД .

В 1918—1920 годах — член РВС ряда фронтов и армий, начальник управления НКВД РСФСР .

С мая 1920 года — член РВС 1-й Конной армии .

В 1923—1925 годах — член Северо-Западного бюро ЦК ВКП(б) .

С 1923 года — ректор Коммунистического университета .

В 1924—1926 годах занимал пост уполномоченного Народного комиссариата просвещения РСФСР по ВУЗам и рабочим факультетам Ленинграда .

С 23 мая 1925 года фактически возглавил Ленинградский государственный университет , дублируя полномочия с ректором Н. С. Державиным . Руководил присоединением Ленинградских Географического и Химико-фармацевтического институтов, с 1925 года ставшими отдельными факультетами при университете. С осени 1925 года уступил свои полномочия заместителю В. В. Покровскому.

Участник «военной оппозиции». Один из лидеров зиновьевской « новой оппозиции » (1925).

В 1927 году по состоянию здоровья (предположительно психическое расстройство) отошёл от общественной деятельности .

В 1929 году награжден орденом Красного Знамени .

С 1954 года персональный пенсионер .

Был женат. Жена - Ревекка Соломоновна Френкель (24.12.1894 — 1982), сын Леонид (06.02.1922 — 26.06.2001) — с 1945 года работал в МЭИ на кафедре сопротивления материалов, доцент. Внучка — Светлана Леонидовна Минина, окончила МГУ, работала на Первом канале телевидения .

Умер в Москве 8 января 1962 года. Похоронен в «большевистском зале» закрытого колумбария № 18 Нового Донского кладбища .

Идеи

В годы управления университетом выдвинул лозунг « философию за борт», утверждая, что философия, как и религия , враждебна пролетариату , и что пролетариат должен опираться в первую очередь на науку. Подобные взгляды разделяли многие деятели пролеткульта , но такая позиция вступила в противоречие с позицией ВКП(б), утверждавшей про «единственно верную научную философию» — марксизм-ленинизм .

В то же время философ П. В. Алексеев отмечал следующее :

В философии советского периода Минин известен более всего своей статьёй «Философию — за борт!» и репутацией «философского нигилиста », « позитивиста », лидера течения, названного в 20-е гг. «мининщиной».
Существо его точки зрения в следующем. Религия есть духовное оружие «земледельцев» (рабовладельцев, феодалов ), наука — орудие пролетариата. Философия же представляет собой метод, который берет на вооружение буржуазия . Подобно религии, философия враждебна пролетариату. Как не может быть «религии марксизма», так не может быть и «философии марксизма». Заниматься философией — значит изменять марксизму , скатываться к оппортунизму . У пролетариата должна остаться наука, только наука , но никакой философии. Тем не менее, судить о позиции Минина в отношении к философии только на основании статьи в том ее виде, в каком она была опубликована в журнале «Под знаменем марксизма» (1922. № 5, 6) нельзя. Как признавала редакция, «за недостатком места», были сокращены некоторые разделы; причем наиболее важные, разбирающие предмет и сущность философии были сокращены примерно на 2/3.
Минин протестовал против этого, заявляя, что редакция «статью без ведома автора сократила, да так, что кое-где получились искажения» ( Под знаменем марксизма . 1922. № 11-12. С.187). Для правильного понимания философской позиции Минина необходимо обращаться к той же, но несокращенной статье, опубликованной в журнале « Армия и революция » (Харьков, 1922. № 5), а также к другим его выступлениям. Но даже сокращенная статья Минина не дает достаточных оснований для квалификации его позитивистом. Она свидетельствует о том, что он подменял понятия. Говоря о «философии», Минин по существу имел в виду только идеалистическую натурфилософию . «Суть всякой философии: не отвергая науки, опираясь на нее, идти дальше науки, предлагая не просто гипотезы, а откровение, весьма похожее на религиозное» (Армия и революция. С. 22).
Минин не противопоставлял науку философии диалектического материализма , считая материалистическую диалектику наукой, но не в смысле «безостаточного» растворения диалектики в естествознании, а в смысле строгой научности. Вместе с тем, придерживаясь левых (даже в рамках большевизма ) взглядов в политике, он действительно нигилистически относился к идеалистической философской традиции. Его призыв «Философию — за борт!», вопреки субъективным желаниям автора, был использован подлинными позитивистами, считавшими себя последователями Минина. К тому же некоторые его формулировки и высказывания против «философии марксизма», сходство его схемы исторического развития форм мышления со схемами О. Конта , отсутствие прямых высказываний против позитивизма в статьях 1922 г., — всё это служило немаловажной причиной неправомерного зачисления его самого в разряд позитивистов.

Сочинения

Книги

  • Минин С. К. Религия и коммунизм. М., 1919;
  • Минин С. К. Город-боец. Шесть диктатур 1917 года (Воспоминания о работе в Царицыне). Л., 1925.

Статьи

  • Минин С. К. Философию за борт! // Под знаменем марксизма . — 1922. — № 5-6. (полностью опубликовано в журнале « Армия и революция ». Харьков, 1922. № 5);
  • Минин С. К. Коммунизм и философия // Под знаменем марксизма . — 1922. — № 11-12
  • Минин С. К. Искажатели марксизма // . — 1923. — № 5-6. — С. 63-73
  • Минин С. К. Ленинизм — боевая политика рабочего класса // Коммунистический университет на дому. 1925. Кн.1;

Пьесы

  • Город в кольце // Первые советские пьесы. — М., 1958

Примечания

  1. Минин Сергей Константинович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. .
  3. , с. 303.
  4. , с. 309.
  5. , с. 313.
  6. . Сайт volgograd.info. Дата обращения: 27 мая 2012. 9 января 2004 года.
  7. Минин: портрет на фоне эпохи / Будченко Л. И., Ю. Ф. Болдырев, О. А. Калашникова. — Волгоград: Принт, 2020. — С. 117-118. — 204 с. — ISBN 978-5-94424-5-267 -9.

Литература

Источник —

Same as Минин, Сергей Константинович