Златогоров, Павел Самойлович
- 1 year ago
- 0
- 0
Генна́дий Само́йлович Гор (настоящее имя Гдалий Самуилович Гор ; 15 (28) января 1907 — 6 января 1981 ) — русский советский прозаик, поэт, писатель-фантаст.
Родился в 1907 году в городе Верхнеудинске (ныне Улан-Удэ ) в еврейской семье. Первый год жизни провёл в читинской тюрьме, куда были заключены за революционную деятельность его родители. Впоследствии Гор вспоминал о детстве, прошедшем среди бурятов и эвенков: «Куперовой и Майнридовой Америки уже давно не существовало, и только мне повезло в двадцатом веке каждый день видеть край, еще более первобытный, чем исчезнувшие миры Купера и Майна Рида ».
В 1923 году переехал в Петроград, где поступил на литературное отделение факультета языка и материальной культуры Ленинградского государственного университета и примкнул к литературной группе «Смена». В 22 года написал «сверхлевый» роман «Корова» , после чего был отчислен из университета и полностью посвятил себя литературной деятельности.
В 1933 году в Ленинграде вышла первая книга его рассказов «Живопись», навлёкшая на молодого автора обвинения в пристрастии к кубизму и экспрессионизму . После покаяния Гор был принят в Союз советских писателей (1934). В последующие годы ездил в редакционные командировки на Сахалин , Алтай и Крайний Север , собирая материалы для рассказов об ужасах Гражданской войны в несоветизированной Сибири.
В начале Великой Отечественной войны вступил в народное ополчение . В первую блокадную зиму находился в Ленинграде. После войны занялся коллекционированием живописи авангардистов и северных примитивистов . «Это благообразный, коротко остриженный лысеющий человек в очках, очень-очень-очень культурных пристрастий в области литературы, живописи и вообще искусства; был за это столь часто и строго наказываем, что вид имеет всегда неуверенный, глаза вопрошающие», — писал о нём Евгений Шварц .
В 1960-е годы возглавлял Центральное литературное объединение Ленинграда и способствовал формированию нового поколения ленинградских модернистов. Сергей Довлатов вспоминал:
Центральное ЛИТО возглавил Геннадий Гор, писатель огромной культуры, владелец одной из лучших в Ленинграде библиотек. По складу своему это был человек довольно робкий, раз и навсегда запуганный сталинскими репрессиями, так что протекции он оказывать не умел, но его духовное и культурное влияние на своих, так сказать, воспитанников было очень значительным. Достаточно сказать, что из его литобъединения вышел самый, быть может, яркий писатель-интеллектуал наших дней — Андрей Битов . В этом же ЛИТО, в очень насыщенной культурной атмосфере формировались такие писатели, как Борис Вахтин и Валерий Попов . .
Кавалер ордена «Знак Почёта» (09.02.1967). Похоронен на Комаровском кладбище ( фото могилы ). Могила является памятником культурно-исторического наследия ( Объект культурного наследия № 7802626000 ).
Творческая манера Гора складывалась в 1920-е годы под влиянием ленинградской «остранённой» прозы ( К. Вагинов , Л. Добычин ). Ряд рассказов того периода, имеющих фантастический характер, вошёл в сборник «Живопись» (1933), подвергшийся жесткой критике за «формализм» . Рассказы о Гражданской войне часто «оборачиваются каскадами немотивированного насилия» . Центральное произведение довоенного периода — экспериментальный роман «Корова» (1929): «повествование о коллективизации , написанное по следам газетных передовиц и затрагивающее все насущные вопросы политики и хозяйства: обострение классовой борьбы, искоренение религиозных пережитков, строительство нового быта — вплоть до проблем свиноводства и пчеловодства» .
В 1942—1943 годах в эвакуации (после зимы, проведенной в блокадном Ленинграде ) Гор написал большой цикл стихотворений, отмеченных влиянием поэтики ОБЭРИУ и опосредованно отразивших состояние человека, живущего в постоянном ожидании смерти . В XXI веке запоздалая публикация этих стихов «для многих моментально изменила картину русской поэзии XX века» . В частности, Полина Барскова заявила, что у блокады появился свой Пауль Целан .
После войны Гор продолжал писать жанрово и тематически разнообразную прозу (хотя существенно более традиционную, чем радикальные рассказы конца 1930-х). В нормативистском романе «Университетская набережная» (1959) сложно переплетены судьбы трех представителей науки: физика-атомщика, химика и агронома-опытника. В повести «Пять углов» (1977) художник Петров-Водкин сопоставляется с писателем, в образе которого проявляются черты автора, ставится проблема взаимосвязи между стилем и биографией художника.
Наиболее полное издание Гора в XXI веке вышло в 2021 году в Издательстве Ивана Лимбаха. Онлайн презентация книги доступна на YouTube
Начиная с 1960-х годов Гор приобрел известность как автор фантастических произведений . Эти произведения представляют собой характерный пример , затрагивающей «вечные темы» литературы: человек и Время, творец и его искусство, поиски истины и определение своего места в мироздании. По характеристике Андрея Муждабы:
Гор едва ли был мастером увлекательных историй. Его письмо по преимуществу строится как последовательности сцен, «картин» или кадров, которые связываются достаточно схематичными взаимодействиями достаточно условных персонажей, — и всё самое интересное случается там, где недостаток нарратива не приходится так или иначе компенсировать .
В повести «Докучливый собеседник» выдержки из дневника застрявшего на доисторической Земле космического пришельца позволяют автору столкнуть представителей различных исторических эпох и наблюдать психологическую ломку основных понятий и критериев; реальный слой повествования соединяется с утопическим и с романом о романе . Тот же приём — земная жизнь, увиденная глазами живущего на Земле инопланетного ребёнка, — использован в повести «Мальчик» (1965). Через год появилось её продолжение — повесть «Глиняный папуас».
В повести «Странник и время» (1962) традиционный научно-фантастический мотив «спящий просыпается» , вопреки традиции советской фантастики, не влечёт за собой экскурсии по коммунистической утопии. В ней, как и в повести «Уэра» (1964), картины далекого будущего нужны автору прежде всего для исследования духовного мира наших потомков. В рассказе «Ольга Нсу» (1965) и повести «Гости с Уазы» (1963) обсуждаются, соответственно, проблемы бессмертия и продления памяти человека. В сознании героя повести «Электронный Мельмот» (1964) сосуществует бессмертная искусственная личность, синтезированная в машине.
Тесное переплетение реальности и фантастики, различных эпох и соответствующих им психологий составляет фон таких повестей Гора, как «Минотавр» (1967) и «Синее окно Феокрита» (1968). Важное место в фантастическом творчестве Гора занимает тема художника и его творения, создания творцом новой реальности, а также различных философских парадоксов, связанных с взаимодействием её с реальностью «старой». Герой рассказа «Великий актёр Джонс» (1966), «перевоплотившийся» в личность Эдгара По , посещает Санкт-Петербург XIX века. Художник, герой повести «Геометрический лес» (1973), силой мысли также переносится в прошлое и будущее, сливается, переходит в своё творение. Аналогичные темы подняты в повести «Имя» (1968) и рассказах — «Художник Вайс» (1966), «Сад» (1968).
Новая история Пигмалиона и Галатеи, богатая философскими и поэтическими аллегориями, составляет сюжет единственного крупного по объёму фантастического произведения писателя — романа «Изваяние» (1971), герой которого — инопланетянин, живущий на Земле, путешествует из далекого будущего в 1920-е годы, постоянно встречая (и теряя) загадочную женщину — музу, символ романтического творчества.
Произведения Геннадия Гора переведены на английский, болгарский, венгерский, грузинский, китайский, корейский, монгольский, немецкий, польский, румынский, сербскохорватский, словацкий, французский, чешский, японский языки .