Септическая чума
- 1 year ago
- 0
- 0
«Чума́» ( фр. La Peste ) — роман французского писателя Альбера Камю ( 1947 ).
По словам автора, содержание «Чумы» — это борьба европейского сопротивления против нацизма и фашизма . Но этим содержание его не исчерпывается. Как отметил Альбер Камю, он «распространил значение этого образа (чумы) на бытие в целом». Это не только чума ( , как называли фашизм в Европе), а зло вообще, неотделимое от бытия, свойственное ему всегда. Чума — это и абсурд , что осмысливается как форма существования зла, это и трагическая судьба, которая уменьшает переход самого писателя от одинокого бунтарства к определению сообщества, чью борьбу надо разделять, эволюции в направлении к солидарности и соучастия.
Сюжет романа основывается на событиях чумного года в Оране (Алжир), ужасной эпидемии , которая толкнула горожан в пучину страданий и смерти. Рассказывает некий человек, который признаёт только факты. Стремится к точности их изложения, не прибегая ни к какому художественному украшению. По натуре, мировоззрением, характером занятий, ходом событий он ориентируется только на разум и логику , не признаёт двусмысленности, хаоса , иррациональности. Риэ выполняет свой долг врача, помогает больным, рискует собственной жизнью, ни разу не подвергнув сомнению свою роль в борьбе с конкретной болезнью, со злом вообще. Вокруг него собираются другие персонажи, такие как Тарру. Для них чума, зло — это нечто неотделимое от человека , и даже тот, кто не болеет, всё равно носит болезнь в своём сердце.
Люди доброй воли способны победить конкретное зло, но они не могут его уничтожить как категорию мироздания . И поэтому в финале романа под радостные возгласы горожан, которые празднуют освобождение от страшной болезни, доктор Риэ думает о том, что эта радость временная, он сознаёт, что «… возможно, наступит день, когда на горе людям, чума разбудит крыс и пошлёт их умирать на улице счастливого города».
Жанр романа-хроники предопределяет особенности стиля этого произведения. Подчёркнутая объективность определяет отбор лексики, лишённой яркой эмоционально-экспрессивной окраски, сдержанное изложение событий и комментариев к ним. Но общий смысл романа-притчи намного глубже. Он имеет «общечеловеческий» и вневременной подтекст . В философско-интеллектуальном понимании, его можно рассматривать как своеобразный авторский монолог . Отдельные персонажи, которые представляют его, воспроизводят разные стороны авторского мировоззрения. В этом смысле роман — это полилог и одновременно разговор с самим собой, что, однако не лишает персонажей индивидуальных черт, глубокой мотивации их поступков.
Особенности стиля романа подчёркивают последовательность развития творческой манеры у Альбера Камю, соблюдение традиций распространённого в новейшей интеллектуальной прозе жанра, который отмечается универсальностью содержания. «Чума» аллегорическая как древние мифы , как Библия , но в отличие от древних притч, которые тяготели к прямолинейным аллегориям, отмечается смысловой многозначностью. С этой точки зрения, роман Камю приближается к мифу, становится надкультурным явлением. «Чума» — одно из ярчайших повествований в этом жанре, наряду с « Моби Диком » Германа Мелвилла , « Процессом » Франца Кафки , « Котлованом » Андрея Платонова . Вместе с тем это — роман-предупреждение, роман-предостережение, что также делает его вневременным и общечеловеческим.
В 1992 году вышел фильм « Чума » итальянского продюсера Джона Р. Пеппера и аргентинского кинорежиссёра Луиса Пуэнсо с Уильямом Хёртом , Сандрин Боннер и Робертом Дювалем в главных ролях . Действие в фильме перенесено в 1990-е годы в один из городов Южной Америки .
|
Это
заготовка статьи
о
литературе
. Помогите Википедии, дополнив её.
|
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|