Interested Article - Иоанн Лествичник

Иоа́нн Ле́ствичник ( греч. Ἰωάννης τῆς Κλίμακος ; 525 595 ( 605 ) или 579 649 ) — христианский богослов , византийский философ , игумен Синайского монастыря . Почитается святым Православной лике преподобных , память в 4-е воскресенье Великого поста и 30 марта [ 12 апреля ]) и Католической (память 30 марта ) церквями.

Автор крупного богословского произведения, называемого « Лествицей », по которому и получил прозвание "Лествичника".

Жизнеописание

Родился в Константинополе и получил хорошее образование в юности. В 16 лет переехал в Египет на Синайскую гору и предал себя в повиновение старцу Мартирию . Через четыре года послушания принял монашеский постриг . После смерти старца Мартирия, в послушании у которого Иоанн прожил около девятнадцати лет, святой избрал отшельническую жизнь и провёл ещё сорок лет в пустыне Фола. Впоследствии в возрасте 65 лет Иоанн Лествичник был избран братией игуменом Синайской обители и управлял монастырём четыре года. Святой умер, по данным из некоторых источников, в 649 году в возрасте 70 лет. Местонахождение мощей Иоанна неизвестно .

Однако детали традиционной версии оказываются исторически неправдоподобными . Хитрые риторические фигуры в трудах Иоанна, а также философские формы мышления указывают на солидное академическое образование, которое было привычным для профессии в администрации и праве в его эпоху. Такое обучение не могло быть приобретено на Синае . Кроме того, биографические наблюдения показывают, что он, вероятно, жил у моря, вероятно в Газе, и, по-видимому, занимался там юридической практикой. Только после смерти жены, в возрасте около сорока лет, он вошёл в Синайский монастырь. Эти находки также объясняют горизонт и литературное качество его произведений, которые имеют четкую философскую подоплеку. Таким образом, легенда о его отречении от мира в возрасте шестнадцати лет основана на мотиве изображения его как не затронутого светским образованием, что можно найти в других биографиях святых. Их корни в богословских и философских образовательных традициях намеренно размыты.

Житие Иоанна было составлено спустя несколько лет после его смерти иноком Даниилом, его другом и современником. Отрывочные сведения о жизни Иоанна оставил его анонимный ученик, чей рассказ дополняет повествование Даниила, в котором Иоанн называется «новым Моисеем ».

Литературное наследие

Лествица Иоанна Лествичника
(икона из монастыря Святой Екатерины , XIII век)

Иоанн Лествичник объединил духовные и аскетические традиции египетских монастырей. Он является автором «Лествицы» (от ст.-слав. « лестница ») (варианты  названия книги — "Лествица райская", "Скрижали духовные"). Книга написана в середине VI века по просьбе Иоанна, игумена Раифского монастыря :

«Преподай нам невежественным то, что ты видел в боговидении, как древний Моисей, и на той же горе; и изложи это в книге, как на богописанных скрижалях, в назидание новых Израильтян» .

Представляет собой руководство к нравственному самосовершенствованию. Образ «Лествицы» заимствован из Библии , где описано видение Лестницы Иакова , по которой восходят и нисходят ангелы ( Быт. ). Сочинение относится к разряду духовной аскетической литературы.

Иоанн написал также книгу «К пастырю» об обязанностях духовных пастырей . Сочинения Иоанна Лествичника включены в 88-й том собрания патристической литературы "Patrologia Graeca" .

Иконография

Для иконографического облика Иоанна Лествичника характерны такие черты, как худое аскетическое лицо, высокий лоб, иногда с обозначением глубоких складок-морщин и небольшими залысинами, клиновидная борода, обычно доходящая до груди или до пояса, хитон , мантия , схима с куколем на плечах или на голове и аналав , в руках крест , свиток или книга: «…подобием сед, брада доле Власиевы , в схиме, риза преподобническая» .

См. также

Примечания

  1. .
  2. Будур Н. В. Православный словарь. — М., 2003. — ISBN 5-224-04052-3 — C. 139.
  3. A. Louth. // The Journal of Theological Studies. — 2008-11-12. — Т. 60 , вып. 1 . — С. 303–305 . — ISSN . — doi : .
  4. John M. Duffy. (англ.) // Journal of Early Christian Studies. — 2010. — Vol. 18 , iss. 1 . — P. 145–146 . — ISSN . — doi : .
  5. Хохлова И. Л. от 23 марта 2016 на Wayback Machine // Вест. Костромск. гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. — № 3 (13). — 2007. — С. 242—247.
  6. Иоанн Лествичник. от 18 ноября 2012 на Wayback Machine . Предисловие к книге, именуемой Скрижали Духовные.

Литература

  • // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. VII: Март, День 30.
  • Дионисий (Шлёнов) , игум., Герасименко Н. В., Кордочкин Андрей, свящ., Лукашевич А. А., Орецкая И. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2010. — Т. XXIV : « Иоанн Воин Иоанна Богослова Откровение ». — С. 404—431. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-044-8 .
  • Henrik Rydell Johnsén: Reading John Climacus: Rhetorical Argumentation, Literary Convention and the Tradition of Monastic Formation. Lund University Press, Lund 2007.
  • John Duffy: Reading John Climacus: Rhetorical Argumentation, Literary Convention and the Tradition of Monastic Formation (review). In: Journal of Early Christian Studies. Band 18, Nummer 1, 2010, S. 145—146, doi:10.1353/earl.0.0303

Ссылки

Источник —

Same as Иоанн Лествичник