Interested Article - Прометей (Поэма огня)
- 2020-06-14
- 1
Прометей (Поэма огня) Op. 60 — музыкальная поэма (продолжительность 20 — 24 мин.) Александра Скрябина для фортепиано , оркестра (включая орган ), голосов ( хора ad libitum ) и партии света Luce ( итал. tastiera per luce ) .
В «Прометее» утверждается новая ладогармоническая система, в которой опорным аккордом, устоем и центральным элементом становится диссонирующее начальное созвучие ( Холопов Ю ). Аккорд позднее назвали « прометеевским » .
О симфонической поэме «Прометей»
«Прометей» («Поэма огня») — не античный миф о герое Прометее. Скрябинская поэма не имеет программы — программа «Симфонии света» — абстрактно-философского содержания, а оригинальная авторская программа вообще отсутствует. Произведение сочинялось в 1908 — 1910 гг. и было впервые исполнено 2 (15) марта 1911 года в Москве оркестром под управлением Сергея Кусевицкого . Премьера прошла без световой партии, поскольку аппарат не подходил для исполнения в большом зале.
О замысле «Поэмы огня» конкретных документальных данных сохранилось немного. Существует информация, что в «Поэме экстаза» Скрябин намеревался использовать идею «световой симфонии» . В письме к М. Морозовой от 4.09.1907 г. говорится, что М. Альтшулер (дирижер Русского симфонического оркестра в Нью-Йорке) хочет поставить «Поэму экстаза» и применить в первый раз световые эффекты. Существуют свидетельства, что в 1907 году Скрябин разговаривал со своими современниками о намерении включить в «Мистерию», наряду с синтезом музыки и хореографии, и «гамму световых эффектов».
Замысел «Прометея» имеет много общего с идеей «Мистерии». В символическом виде в «Прометее» отразились ключевые вехи концепции «Мистерии». В соответствии с объемностью и многоплановостью замысла сочинения — необычен состав исполнителей: большой состав симфонического оркестра, фортепиано, орган, хор и цветовая клавиатура, сопровождающая музыкальное развитие сменой цветовых волн, освещающих зал
Партия света "Luce"
Это было видение поющих падающих лун. Музыкальных звездностей, арабесок, иероглифов и камней, изваянных из звука. Движение огня. Порывы Солнца… сочетание света именно с музыкой Скрябина неизбежно, ибо вся его музыка световая…
.
Как пишет Асафьев : «Скрябин мыслил параллельными цветомузыкальными образами», «К пламени», «Гирлянды», «Темное пламя» - предвестники музыки с реальным светом. В «Прометее» Скрябин решается на «визуализацию» собственных цвето-тональных представлений, и как воплощение этого, им была придумана так называемая «световая строка».
В 1907 году для Скрябина проблема световых эффектов уже существовала. В «Поэме экстаза» справа от нотных линеек, на которых были эскизы её будущих тем и гармоний, Скрябин написал: б/ж/кр/зел/черн… Но что конкретно означают эти записи из-за неполноты сведений неизвестно.
Световая строка Luce содержит условные обозначения цветов, записанные обычными нотами. Но эти цвета могли быть обозначены и другими символами (например, цифрами, как у Гидони , или другими знаками). В партитуре «Прометея» Luce записана обычными нотами в двухголосии (исключение составляют такты с 305 по 308, т.е. цифры 29-30 партитуры), изложена в пределах одной октавы – от фа# 1 октавы до фа# второй.
Luce – является индикатором тональности. Т.к. на протяжении всего произведения (исключение составляют 12 тактов и 606) эта нотная запись совпадает с основными тонами звучащей гармонии (каждая из которых трактуется композитором как новая тональность). Скрябин обладал цвето-тональным слухом . Именно цветовая визуализация тонального плана лежит в основе замысла «Прометей». Скрябин вносит в Luce основные тоны гармонии в качестве «опознавательного знака» этих гармоний, чтобы исключить возможность в разночтениях классификации и звучащих аккордов.
Форма симфонической поэмы "Прометей"
«Прометей» - одночастное симфоническое произведение, в котором объединены признаки симфонической поэмы, фортепианного концерта, кантаты.
По поводу границ разделов существует несколько мнений: Анализ структуры «Прометея», сделанный Ю. Рагсом и Е. Назайкинским :
Раздел формы | Такты |
---|---|
Вступление | 1 - 26 |
Экспозиция | 27 - 183 |
Разработка | 184 - 370 |
Реприза | 371 - 511 |
Кода | 512 |
Ю. Дельсон считает началом разработки 240 такт (цифра 9 партитуры).
Сам Скрябин считал началом экспозиции не тему Разума (цифра 1 партитуры), а тему Движения (цифра 3 партитуры) . Этого же мнения придерживается С. Павчинский Сам Скрябин считал, что побочная партия начинается не в цифре 7 партитуры (это для Скрябина заключительный раздел хода), а цифру 9 партитуры.
Об исполнении "Прометея"
Со световой партией «Прометей» впервые был исполнен 20 марта 1915 года в нью-йоркском Карнеги-Холле Оркестром Русского симфонического общества под управлением Модеста Альтшулера . Для этой премьеры Альтшулер заказал инженеру Престону Миллару новый световой инструмент, которому изобретатель дал название «хромола» ( англ. chromola ); исполнение световой партии вызвало многочисленные проблемы и было холодно встречено критикой. По сообщениям тогдашней прессы, публичной премьере предшествовало приватное исполнение 10 февраля в узком кругу избранных ценителей, среди которых были Анна Павлова , Айседора Дункан и Миша Эльман .
В 60-
70-е
гг. к исполнению произведения Скрябина со световой партией вновь возник интерес.
В
1962
г., по сообщению режиссёра
Булата Галеева
, полная версия «Прометея» была исполнена в
Казани
,
а в
1965
г. на музыку Скрябина был снят светомузыкальный фильм
.
В
1972 году
исполнение поэмы
Государственным академическим симфоническим оркестром СССР
под управлением Е. Светланова было записано на фирме «
Мелодия
».
4 мая
1972 года в лондонском
Альберт-холле
«Прометей» был исполнен, со световой партией,
Лондонским симфоническим оркестром
под управлением Элиакума Шапиры
.
24 сентября
1975 года
Симфонический оркестр
Университета Айовы
под управлением
Джеймса Диксона
впервые исполнил поэму в сопровождении
лазерного
шоу, установка для которого была сконструирована
(этот концерт был заснят и смонтирован в виде документального фильма, а в
2005 году
перевыпущен на DVD).
Среди наиболее заметных записей «Прометея» — исполнения Берлинского филармонического оркестра под управлением Клаудио Аббадо (партия фортепиано Марта Аргерих ), Чикагского симфонического оркестра (под управлением Пьера Булеза , солист ), Филадельфийского оркестра (под управлением Рикардо Мути , солист Дмитрий Алексеев ), Лондонского филармонического оркестра (под управлением Лорина Маазеля , солист Владимир Ашкенази ).
Миф Скрябина вылился в величественную космогонию, полностью выраженную «Прометеем»
— А. Альшванг
Примечания
- Luce представляла собою «диск, на который были установлены по кругу двенадцать цветных лампочек с таким же количеством выключателей, соединённых проводами. При исполнении музыки лампочки мигали разными цветами»
- // « Компьютерра », № 46, 16 ноября 1999.
- . slovari.yandex.ru. Дата обращения: 5 декабря 2011. Архивировано из 10 апреля 2012 года.
- Замысел «Прометея» относится ещё к 1908 году, а окончательный вариант датирован 1910 годом
- Галеев Б. Светомузыка. Становление и сущность нового искусства. К., 1976 г.
- Скрябин А. Письма Составитель и редактор Кашперов А., М., «Музыка», 1965 г.
- Композитор сделал замечание: «Исполнение „Прометея“ возможно без хора и световой клавиатуры!»
- Римский-Корсаков Г. Расшифровка световой строки в скрябинском «Прометее». В книге «De musica вып.2 Л., 1926г.
- Мазель Л. Строение музыкальных произведений М.,1979 г.
- Бэлза И.Ф. Jбраз Прометея в творчестве Скрябина. Античная культура и современная наука. М., 1985г.
- от 15 июля 2011 на Wayback Machine // Leonardo: Journal of the International Society for the Arts, Sciences and Technology, vol. 21, no. 4 (1988). — P. 402—403.
- от 5 марта 2016 на Wayback Machine // « День и ночь », 2006, № 5.
- (недоступная ссылка)
- The Musical Times, # 113 (1972), p. 682.
- от 18 июня 2009 на Wayback Machine // Официальный сайт Лоуэлла Кросса (англ.)
Литература
- Bentham F. The art of stage lighting. L., 1968y. (art. “Color music”).
- Klein A. Colour music. The art of light. L., 1926y.
- Laszlo Z. Die Farblichtmusic. Leipzig, 1925y.
- Scholes P. Color and music – in: The Oxford companion to music. L., 1956y.
- Альшванг А. А.Н. Скрябин М.,1946г.
- Альшванг А. О философской системе Скрябина. Сб. к 25-ти летию со дня смерти. М., Л., 1940г.
- Альшванг А. Место Скрябина в истории русской музыки. Советская музыка. 1961г. №1.
- Бальмонт К. Д. . — М. : Российское музыкальное издательство, 1917. — 24 с.
- Барас Эзотерика «Прометея» Н-Н 1995 г.
- Берков В. Гармония и музыкальная форма М., 1962 г.
- Берков. Об относительной ладотональной неопределенности. Музыка и современность вып.№5 М., 1967 г.
- Бутовский Я. «Прометей А.Н. Скрябина с «партией света» - Техника кино и телевидения, 1972 г. №8.
- Бэлза И.Ф . Образ Прометея в творчестве Скрябина. Античная культура и современная наука. М., 1985 г.
- Ванечкина И.Л. – Галеев Б.М. «Поэма огня» («Прометей») Казань, 1981 г.
- Ванечкина И.Л. О светомузыкальных записях К., 1972 г.
- Ванечкина И.Л. Партия «LUCE», как ключ к поздней гармонии Скрябина. Советская музыка. 1977 г. №4.
- Вольтер Н. Символика «Прометея» А.Н. Скрябина. Сборник к 25-летию со дня смерти М., Л., 1940 г.
- Галеев Б. Светомузыка. Становление и сущность нового искусства. К., 1976 г.
- Галеев Б. Скрябин и развитие идеи видимой музыки, сб. «Музыка и современность», в.6, М., «Музыка», 1969г., стр.77-141.
- Галеев Б.М. Свет и музыка «Советская музыка», 1976г., №1.
- Данилевич Л. Скрябин А.Н. История русской музыки Ш выпуск.
- Дейкун Л. Скрябин и стиль модерн 1991г.
- Дельсон В. Очерк жизни и творчества А.Н.Скрябина М., 1971г.
- Дельсон В. Фортепианные сонаты Скрябина М.,1961г.
- Демешко. Принципы сонатности Скрябина М., 1978г. вып.36 РАМ
- Дернова В. Гармония Скрябина Л.,1968г.
- Житомирский Скрябин А.Н. энциклопедия в 6т, т.5 М., 1981г.
- Записи А. Н. Скрябина «Русские пропилеи», материалы по истории мысли и литературы. Т.6. М., 1919г., стр.128, 121.
- Записная книжечка (1913-1915); ОФ 26098, №3.
- Карасев П. А. К вопросу об акустических основах гармонии Скрябина. Музыка 1911г. №6
- Корсунская С. А. Озаренные идеей мистерии от Орфея к Скрябину. Дипломная работа.
- Косякин Логические аспекты творческого процесса Скрябина
- Котлер Эволюция образов в сонатах Скрябина Совр. муз. 1940г. №4
- Ласкова А. Б. Одночастная симфония в советской музыке. Истоки и состояние жанра. Дипломная работа
- Левая Т. Скрябин История русской музыки т.10А
- Леонтьев К. музыка и цвет. М., 1961г.
- Леонтьев К. цвет «Прометея». М., 1965г.
- Мазель Л. Строение музыкальных произведений М.,1979г.
- Материалы Всесоюзной школы молодых ученых по проблеме «Свет и музыка». К.,1975г.
- Материалы третий конференции «Свет и музыка». Казань, КАИ, 1975г.
- Михайлов М. А.Н.Скрябин Монография Л.,1984г.
- Музыкальная энциклопедия в 6-ти томах, тои5 стр. 570
- Николаева А. Особенности фортепианного стиля Скрябина М.,1983г.
- Павчинский С. Сонатная форма произведений Скрябина М., 1979г.
- Павчинский С.Э. Произведения Скрябина позднего периода. М., Музыка, 1961г.
- Римский-Корсаков Г. Расшифровка световой строки в скрябинском «Прометее». В книге «De musica вып.2 Л., 1926г.
- Рубцова В.В. А.Н. Скрябин М.,1989г.
- Сабанеев Л. А.Н. Скрябин. Госиздательство вып.2, 1923г.
- Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М., Музсектор Госиздательства, 1925г.
- Скрябин А. «Прометей» I, II, и III черновые партитуры. Автограф – ГЦММК ф.31, №№32, 33, 34.
- Скрябин А. «Прометей» Партитура. Автограф. – ГЦММК, ф.31, №27
- Скрябин А. «Прометей». Партитура. Авторская корректура. – ГМС, №227.
- Скрябин А. «Прометей». Черновые наброски. Автограф. – ГЦММК, ф.31, №№29, 30, 31, 35, 100
- Скрябин А. Автограф карандашом и чернилами. Отдельные листы. «№1 – натуральный звукоряд, дальше сочетания аккордов с применением звуков 7 и 11 обертонов». ГЦММК, ф.31, №130
- Скрябин А. Наброски «Поэмы Экстаза» Автограф – ГЦММК, ф.31 №118
- Скрябин А. Таблица цветного слуха. Рукопись Автограф – ГМС №236
- Собчик Л.М. Методы цветовых выборов. Модифицированный цветовой тест Люшера. М., 1990г., вып.2. серия Методы психологической диагностики.
- Статьи о Скрябине (Берков, Евдокимова, Скребков)
- Фадеева Е.В. Фактурно-гармоническая система позднего Скрябина. Киев, 1995г.
- Холопов Ю. Мировое признание «Советская музыка», 1978г., №10
- Холопов Ю. Об эволюции европейской тональной системы. –В книге «Проблемы лада». М., «Музыка», 1972г.
- Холопов Ю. Очерки современной гармонии. М., «Музыка», 1974г.
- Холопов Ю. Теоретические проблемы музыки XX века
- Юрьев Ф. Музыка света. 1971г.
- 2020-06-14
- 1