Interested Article - Шлёцер, Павел Юльевич

Павел Юльевич Шлёцер (Поль де Шлёцер) (1841 или 1842—1898) — польский пианист и педагог немецкого происхождения. Он, вероятно, был также композитором, но известны только два произведения, приписываемые ему, и автором обоих мог быть польский композитор Мориц Мошковский .

Биография

О жизни Павла Шлёцера известно очень мало. Он был пианистом, аккомпаниатором испанского скрипача Пабло де Сарасате и собственного брата, также скрипача, Теодора (Фёдора) де Шлёцера. С 1879 года преподавал в Институте музыки в Варшаве, сменив вышедшего на пенсию Юлиуша Яноту . Польский композитор, пианист и впоследствии государственный деятель Игнаций Падеревский упоминает о Павле Шлёцере в своих письмах, иногда допуская пренебрежительные эпитеты, такие как «Мистер Поль» и «Паблито». Примерно в 1892 году Шлёцер стал профессором Московской консерватории , где среди наиболее известных его учеников был музыковед Леонид Сабанеев . 3 февраля 1894 он исполнял в зале консерватории « Сонату для виолончели и фортепиано» Шопена с участием чешского виолончелиста Гануша Вигана .

Его племянница Татьяна Фёдоровна Шлёцер стала второй (фактической) женой композитора Александра Скрябина . Племянник Павла Шлёцера, брат Татьяны, Борис де Шлёцер , стал известным музыкальным критиком.

Споры

Павел Шлёцер практически неизвестен как композитор за исключением двух этюдов, Op. 1 для фортепиано. В источниках распространено утверждение, что Сергей Рахманинов использовал Этюд No. 2 в Ля-бемоль мажоре Павла Шлёцера для ежедневной разминки , одна как минимум в одном источнике эта история названа легендой. Доступны несколько аудиозаписей этого этюда, например, в исполнении Хорхе Болета и Стивен Хафа . Запись Эйлин Джойс 1941 года считается непревзойденной . Самая ранняя известная запись, в исполнении Веры Тимановой , ученицы Ференца Листа , относится к 1907 году.

Некоторые исследователи полагают, что Павел Шлёцер не был автором этих этюдов. В любом случае, учитывая их виртуозность, очень интригует, почему ничего другого не появилось из-под его пера, и почему он не достиг признания как крупный пианист. Согласно циркулировавшим слухам, этюды были на самом деле написаны композитором Морицем Мошковским, проигравшим эти сочинения в карточной игре Шлёцеру, который затем опубликовал их под своим именем. Сходство между этюдом No. 2 Шлёцера и No.11 Мошковского из 15 Études de Virtuosité , Op. 72, также в ля-бемоль, несомненно. Однако нельзя исключать, что это сходство и породило легенду, будто произведения Шлёцера были написаны Мошковским .

Примечания

  1. Paul de Schlözer //
  2. Paul de Schlözer // (англ.) — 1952.
  3. Риман Г. // : Перевод с 5-го немецкого издания / под ред. Ю. Д. Энгель , пер. Б. П. Юргенсон М. : Музыкальное издательство П. И. Юргенсона , 1901. — Т. 3. — С. 1531.
  4. . Дата обращения: 16 декабря 2018. 8 июня 2011 года.
  5. ed. Dmitry Feofanov, Dover Publications, "Rare Masterpieces of Russian Piano Music", Introduction, p. ix
  6. . Дата обращения: 16 декабря 2018. 3 марта 2019 года.
  7. . Дата обращения: 16 декабря 2018. 25 июня 2018 года.


Ссылки

Источник —

Same as Шлёцер, Павел Юльевич