Лагун, Леонид Леонидович
- 1 year ago
- 0
- 0
Леони́д Леони́дович Сабане́ев ( 19 сентября ( 2 октября ) 1881 — 3 мая 1968 ) — русский музыковед , композитор , музыкальный критик .
Принадлежал к дворянскому роду Сабанеевых . Сын Леонида Павловича Сабанеева — известного зоолога и популяризатора охотничьего и рыболовного дела, и Юлии Павловны Дельсаль. Вместе с братом получил домашнее образование; в лицее в 16 лет получил аттестат зрелости.
В Московском университете он обучался на двух факультетах: физико-математическом, в котором был оставлен для подготовки к профессорской кафедре, и на естественном. Одновременно слушал лекции на историко-филологическом факультете. Защитил диссертацию на степень доктора чистой математики (1905), читал лекции на высших курсах университета в звании приват-доцента , а с 1918 года профессора . Написал четыре труда по математике и пять по зоологии.
В начале 1905 года преподавал математику в старших классах реального училища Ивана Фидлера — одном из центров декабрьского вооруженного восстания в Москве .
С пятилетнего возраста параллельно получал музыкальное образование сначала у Николая Зверева , а позднее у профессора Павла Шлёцера по фортепиано и Сергея Танеева по гармонии , композиции и контрапункту . По окончании Московской консерватории занимался по композиции и оркестровке у Н. А. Римского-Корсакова .
Первые музыкальные композиции появились в свет в 1902 году . Им написаны: фортепианная соната (памяти Скрябина , который был его другом) — 1916—1917; два трио для фортепиано, скрипки и виолончели — 1910 и 1924; «Трагическая эпопея» для оркестра — 1928; чакона для оркестра и органа — не позднее 1924 ; пассакалия для фортепиано — 1935; сюита для двух фортепиано — 1938; много мелких вещей для фортепиано, несколько романсов. С 1926 года до смерти работал над масштабным неизданным сочинением на латинский текст « Апокалипсиса », полностью закончил оркестровку; произведение находится в США на хранении.
Приобрёл большую известность как музыкальный критик. Им опубликованы следующие книги и трактаты: «Рихард Вагнер и синтетическое искусство» — 1914; «Скрябин», монография — 1916; «Музыка речи» — 1922; «История русской музыки» — 1924; «Этюды Шопена в освещении закона золотого сечения» — 1924; «Воспоминания о Скрябине» — 1925: «Дебюсси» — 1925; «Равель» — 1925: «Психология музыкально-творческого процесса» — 1925; «Modern Russian Composers» — 1927, New York; «Music in the cinema» — 1930, London; «Воспоминания о С. И. Танееве» — 1930, «Таир», Париж; «Еврейская национальная школа в музыке» — 1924 (переведенная на пять языков и переизданная в 1970 году в Тель-Авиве).
В ежедневной прессе писал в газетах «Голос Москвы», «Утро России», «Русское слово», «Вечерняя Москва», «Одесские новости». В периодической прессе писал в журналах «Музыка», «Музыкальный современник», «Мелос» и «Аполлон». Писал также в альманахе «Der blaue Reiter». В 1916 году оскандалился, написав рецензию на отменённое исполнение «Скифской сюиты» Сергея Прокофьева , не будучи знакомым с музыкой этого произведения, и в результате был уволен из издания «Новости сезона» и подвергся насмешкам в печати .
В 1919 году он женился вторым браком на выпускнице Петроградской консерватории Тамаре Кузнецовой, молодой пианистке, родилась дочь.
Был одним из основателей Государственного института музыкальных наук (ГИМН). С 1922 года состоял действительным членом Музыкальной секции Академии художественных наук в Москве и президентом Ассоциации современной музыки. Был председателем Центральной комиссии по улучшению быта учёных. Член правления Московского дома учёных (1924) .
С 1926 года жил в Париже , где был профессором Русской консерватории имени Рахманинова . Он сотрудничал в газете « Последние новости » по музыкальным вопросам, в журнале «Современные записки», а также в иностранной печати: «Musical Times» (London), «Musica», «Encyclopedia of Chamber Music», «Russian Review», «The Music Quateriy», «Psyche» (New York). Написал балет «Авиатриса», который был представлен в Театре Елисейских полей (1930).
В 1933 году с семьёй переехал в Ниццу , где писал музыку для фильмов киностудии «Gaumont» . Затем был сотрудником «Русской мысли» в Париже, «Нового русского слова» и «Нового журнала» в Нью-Йорке, «Мостов» в Мюнхене. Скончался 3 мая 1968 года в восемьдесят шесть лет, похоронен на русском православном кладбище в Ницце . Все литературные труды на музыкальные темы находятся в русском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке.
Долгое время после смерти композитора его музыка не исполнялась. Первое известное посмертное исполнение в России состоялось в 1992 году . В 2000 году пианистом Джонатаном Пауэллом была исполнена Соната «Памяти Скрябина» для фортепиано . В конце 2011 года пианист Марк Андре Амлен исполнил в качестве биса своего концерта Прелюдию Op. 10 № 5 Сабанеева .
В марте 2012 года состоялась мировая премьера двух фортепианных трио Сабанеева — на немецкой студии Genuin вышел CD с записями трио (исполнители Михаэль Шефер , и Ян Вэньсин ) . Запись была положительно воспринята критиками , один из которых написал, что это «несомненно, одна из самых важных записей камерной музыки… за последние 20 лет» .