Никиш, Эрнст
- 1 year ago
- 0
- 0
А́ртур Ни́киш ( венг. Nikisch Artúr ; 12 октября 1855 , , Венгрия — 23 января 1922 , Лейпциг ) — немецкий дирижёр австро-венгерского происхождения, один из основоположников современной школы дирижирования.
Артур Никиш родился в семье отца- чеха и матери- венгерки . Проявив в раннем возрасте хорошие музыкальные способности, он обучался сначала частным образом, а затем в Венской консерватории по классам скрипки у Йозефа Хельмесбергера и композиции — у Дессофа . Никиш также достиг большого мастерства в игре на фортепиано и неоднократно получал различные награды за собственные сочинения, но основным его инструментом стала скрипка. Был скрипачом оркестра Придворной оперы , а с 1874 года, после окончания консерватории, скрипачом Придворной капеллы, — оркестров, которыми в разное время дирижировали Иоганнес Брамс , Ференц Лист , Джузеппе Верди , Иоганн Хербек и другие известные музыканты. Никиш принимал участие в первом исполнении Второй симфонии Антона Брукнера под управлением автора; в 1872 году в Байройте участвовал в исполнении Девятой симфонии Бетховена в связи с началом строительства Байройтского театра , дирижировал оркестром Рихард Вагнер .
В 1878 году Никиш получил место второго дирижёра в Лейпцигском театре , а год спустя стал его главным дирижёром . С этого времени началась дирижёрская карьера Никиша, принесшая ему мировую славу. В 1884 году состоялась премьера Симфонии № 7 Антона Брукнера с Лейпцигским оркестром Гевандхауса . В 1889 году он возглавил Бостонский симфонический оркестр и дал многочисленные концерты в США. Новые и свободные интерпретации Никишем известных произведений (в частности, Пятой симфонии Бетховена ) вызывали бурю противоречивых отзывов среди критиков и усиливали интерес к нему публики. В 1893 году он стал музыкальным директором Будапештской оперы, а через два года почти одновременно получил приглашения на пост главного дирижёра Лейпцигского Гевандхауз-оркестра и Берлинского филармонического оркестра . Никиш принял оба приглашения, позднее также возглавив Филармонические концерты в Гамбурге , и оставался на этих постах до конца жизни.
С Берлинским филармоническим оркестром Никиш объездил почти всю Европу, гастролировал в Москве . Как приглашённый дирижёр он работал также с амстердамским оркестром Концертгебау и Венским филармоническим оркестром . С 1904 по 1914 год Никиш часто вставал за пульт Лондонского филармонического оркестра, с которым в 1912 году совершил концертное турне по Америке. Работая в театре « Ковент-Гарден », Никиш осуществил ряд постановок, в том числе « Кольцо Нибелунга » Вагнера в 1913 году . Помимо дирижёрской деятельности, он был директором Лейпцигской оперы (в 1905—1906 годах) и Лейпцигской консерватории , где также преподавал дирижирование. Артур Никиш был знаком с музыкантами Беляевского кружка и посещал знаменитые «Беляевские Пятницы» в Санкт-Петербурге.
Никиш — один из наиболее известных и влиятельных дирижёров своего времени. Он прославился как выдающийся интерпретатор музыки романтизма — сочинений Шумана , Брамса , Брукнера , Чайковского , Вагнера , а также Бетховена . Именно после исполнения Никишем Седьмой симфонии Брукнера имя композитора получило широкую известность, а в 1888 году он триумфально исполнил в Петербурге Пятую симфонию Чайковского, хотя её премьера под управлением автора за некоторое время до того была принята публикой весьма прохладно. Сам Чайковский, слушавший Никиша за год до этого, писал о нём:
Господин Никиш спокоен и свободен от излишних движений, хладнокровен и в то же время очень строг. Кажется, что он не дирижирует, а производит какие-то магические пассы. Он не пытается привлечь к себе внимания, но чувствуется, что большой оркестр, подобно инструменту в руках умелого мастера, полностью подчиняется своему руководителю
По свидетельствам современников, Никиш всегда требовал от оркестрантов безукоризненного звучания и обладал очень гибким чувством темпа. Его искусство повлияло на последующие поколения дирижёров, в том числе на Вильгельма Фуртвенглера , возглавившего Лейпцигский и Берлинский оркестры после смерти Никиша, и Адриана Боулта . Никиш поддерживал современных ему композиторов — Густава Малера , Макса Регера , Рихарда Штрауса , часто исполняя в концертах их произведения.
Собственные сочинения Никиша по большей части вышли из репертуара.
Никиш был женат на певице Амели Хойснер, их сын Митя (1899—1936) был известным пианистом.
Артур Никиш упоминается в стихотворении В. Маяковского «Плюшкин. Послеоктябрьский скопидом обстраивает стол и дом» (1928) . В стихотворении высмеивается бухгалтер, который «в жадности и в алчи укупил двенадцать гроссов дирижёрских палочек». Автор обращается к нему со словами: «Что же вам в концертном гвалте? Вы ж не Никиш, а бухгалтер».