Interested Article - Карпентьер, Алехо
- 2021-07-27
- 2
Але́хо Карпентье́р-и-Вальмóнт ( исп. Alejo Carpentier y Valmont , 26 декабря 1904 , Лозанна — 24 апреля 1980 , Париж ) — кубинский писатель, журналист, музыкант и музыковед.
Биография и творчество
Сын русской преподавательницы Лины Вальмонт и французского архитектора, по материнской линии — дальний родственник Константина Бальмонта . Вырос на Кубе. В 12-летнем возрасте приехал с семьей в Париж, изучал там теорию музыки. Вернувшись на Кубу, учился архитектуре, но курса не закончил. В 1923 году вошёл в авангардное объединение «Группа меньшинства», фактически руководителем которого был историк Эмилио Роиг де Леучсенринг . В 1924 году начал публиковаться в левой прессе. В том же 1924 году стал главным редактором литературно-публицистического журнала «Картелес», а в 1927 году возглавил журнал «Revista de avance» . Был связан с Коммунистической партией Кубы , в 1927 году за выступление против диктатуры Мачадо был на семь месяцев заключен в тюрьму, затем в 1928 году при поддержке Робера Десноса , с которым познакомился в Гаване , тайно эмигрировал во Францию .
Во Франции Карпентьер познакомился с
сюрреалистами
, публиковался в
бретоновском
журнале «
Сюрреалистическая революция
», был близок с такими крупными композиторами, как
Дариус Мийо
и
Эйтор Вила-Лобос
.
В 1930 году подписал антибретоновский
памфлет
«Труп».
В
1933 году
закончил свой первый роман «¡Ecué-Yamba-Ó!» и в скором времени уехал из Франции в
Мадрид
. Сблизился с
Мигелем Анхелем Астуриасом
, чей интерес к
доколумбовой мифологии
Латинской Америки глубоко повлиял на Карпентьера.
В
1937
участвовал в
антифашистском
конгрессе писателей в Мадриде (в это время в стране
шла гражданская война
).
В 1939 году Карпентьер снова вернулся на Кубу, занимался журналистикой и изучением кубинской ритуальной и фольклорной музыки .
В 1943 году Карпентьер посетил Гаити . Впечатления от этой поездки легли в основу исторического романа «Царство земное». Роман воскрешает эпизоды правления на Гаити Анри Кристофа , бывшего раба, сражавшегося за освобождение страны от французских колонизаторов и провозгласившего себя королём. Роман — под несомненным влиянием афрокубинской мифологии и искусства барокко , с одной стороны, и сюрреалистов, их философии чудесного в повседневном, с другой, — обозначил приход « магического реализма » в латиноамериканскую словесность. Этот феномен (активным соратником Карпентьера здесь был Астуриас) во многом определил в 1950—1960-х годах взрыв мирового интереса к латиноамериканскому роману .
В 1945—1959 годах Карпентьер жил в Венесуэле . В этой стране происходит действие его романа «Потерянные следы» ( 1953 ), герой которого, современный композитор , совершает путешествие в сельву в поисках музыкальных инструментов и в результате коренным образом меняет свою жизнь.
В
1962 году
Карпентьер издал исторический роман «
», действие которого происходит в годы
Великой Французской революции
на Кубе, на Гаити, во Франции, на Гваделупе, во Французской Гвиане, в Испании. Герои романа, Эстебан, Карлос и София — трое молодых кубинцев из Гаваны. В основе романа лежат подлинные факты из жизни
— комиссара якобинского
Конвента
на Гваделупе, агента
Директории
во Французской Гвиане.
Габриэль Гарсиа Маркес
после прочтения романа Карпентьера полностью переработал свои «
Сто лет одиночества
».
Карпентьер вернулся на Кубу после победы революции , принял деятельное участие в культурной жизни страны. Стал профессором Гаванского университета , а в 1962 году — директором Национального издательства . С 1966 года занимал пост атташе по культуре посольства Кубы в Париже.
Роман «Превратности метода» ( 1974 ) — один из портретов латиноамериканского диктатора , наряду с романами «Сеньор Президент» Астуриаса , « Осень патриарха » Гарсиа Маркеса , «Я, Верховный» Роа Бастоса .
Последний роман Карпентьера «Весна священная» ( 1978 ) назван по имени балета И. Стравинского . Роман представляет собой широкую эпопею , охватывающую события XX века, от гражданской войны в Испании до революции на Кубе.
Карпентьер, бывший ценителем и знатоком музыки, также написал эссе «Музыка Кубы», в которой особое внимание уделяется афрокубинским компонентам культуры острова.
Скончался 24 апреля 1980 года в Париже. Похоронен в Гаване на кладбище Колон .
Признание
Лауреат Премии Чино дель Дука ( 1975 ), Премии «Мигель де Сервантес» ( 1977 ), французской Премии Медичи за иностранный роман ( 1979 ).
В октябре 1981 года на Кубе был открыт культурный центр имени А. Карпентьера .
В честь Карпентера названа французская школа в Гаване .
Произведения
- Ecue-yamba-o! /Экуэ Ямба-О! (1933, роман)
- La música en Cuba /Музыка на Кубе (1946, эссе )
- El reino de este mundo /Царство земное ( 1949 )
- Los Pasos perdidos /Потерянные следы ( 1953 )
- Guerra del Tiempo /Война времен ( 1958 )
- El siglo de las luces /Век Просвещения ( 1962 )
- La ciudad de las columnas /Город колонн ( 1970 , эссе)
- Право политического убежища ( 1972 )
- El recurso del método /Превратности метода ( 1974 )
- Concierto barroco /Концерт барокко (1974)
- La consagración de la primavera /Весна священная ( 1978 )
- El arpa y la sombra /Арфа и тень ( 1979 )
Сводные издания
- Obras completas: Т. 1—9 / Ed. al cuidado de М. L. Puga. México: Siglo XXI, 1983—1985
- Crónicas: En 11 t. La Habana: Arte y Literatura, 1975—1976
Публикации на русском языке
- Музыка Кубы. / Москва: МузГИЗ , 1962
- Избранные произведения в 2 тт. / М.: Художественная литература , 1974
- Весна священная. / М.: Радуга , 1982
- Мы искали и нашли себя: Художественная публицистика. / М.: Радуга, 1984
- Превратности метода. / М.: Прогресс , 1987
- Царство земное; Век Просвещения; Концерт барокко; Арфа и тень. / М.: Радуга, 1988 («Мастера современной прозы»)
Литература
- Энциклопедический словарь сюрреализма / М.: ИМЛИ РАН , 2007, с.231-232
- Зюкова Н. Алехо Карпентьер / Л.: Художественная литература, 1982.
- Пискунова С.И., Пискунов В. Алехо Карпентьер и проблема необарокко в культуре XX века. – В кн.: Литература в контексте культуры. М., 1986
- Осповат Л. Человек и история в творчестве Карпентьера. – В кн.: Приглашение к диалогу. Латинская Америка: размышления о культуре континента. М., 1986
- Лисандро Отеро. Плавание через века. – «Культуры. Диалог народов мира», 1986, № 4
- Земсков В. Новая земля Алехо Карпентьера. – В кн.: Алехо Карпентьер. Избранное. М., 1988
- Mazziotti N. Historia y mito en la obra de Alejo Carpentier. Buenos Aires: F. García Cambeiro, 1972
- González Echevarría R. Alejo Carpentier, the pilgrim at home. Ithaca: Cornell UP, 1977
- Márquez Rodríguez A. Lo barroco y lo real-maravilloso en la obra de Alejo Carpentier. México: Siglo Veintiuno Editores, 1982
- Zamora L.P., Faris W.B. Magical realism: theory, history, community. Durham: Duke UP, 1995
- Padura L. Un camino de medio siglo: Alejo Carpentier y la narrativa de lo real maravilloso. México: Fondo de Cultura Económica, 2002
- Millares S. Alejo Carpentier. Madrid: Editorial Síntesis, 2004
- Birkenmaier A. Alejo Carpentier y la cultura del surrealismo en América Latina. Madrid: Iberoamericana; Frankfurt/Main: Vervuert, 2006
Ссылки
- // Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- (фр.)
- (исп.) /вебархив/
Примечания
- (англ.) — 2000.
- ↑ — статья из энциклопедии «Кругосвет» . Береника Веснина
- Кутейщикова В. , Осповат Л. Новый латиноамериканский роман / М.: Художественная литература, 1983
- Куба // Ежегодник Большой Советской Энциклопедии , 1982 (вып. 26). М., «Советская энциклопедия», 1982. стр.296-297
- Карпентьер А. Весна священная. — перевод Р.Сошиной и Н. Трауберг — М.: Радуга , 1982. — 480 с.
- 2021-07-27
- 2