Interested Article - Кесария Палестинская
- 2020-03-27
- 1
Кеса́рия ( ивр. קֵיסָרְיָה , Кейса́рья ; греч. Καισάρεια ; лат. Caesarea Maritima или Caesaraea Palaestina ) — древний город, располагавшийся на средиземноморском побережье современного Израиля .
Название города
Город был назван Кесарией царём Иудеи Иродом Великим в честь римского императора Цезаря Августа , передавшего ему ранее утерянные иудеями земли.
Чтобы отличить Кесарию Ирода от других городов, носивших то же название и построенных в те же годы, вне Иудеи город называли Caesarea maritima ( Кесария Приморская ), а после утраты Иудеей своего суверенитета и её превращения в римскую провинцию Палестина, в употребление вошло ещё одно название — Caesarea Palestina ( Кесария Палестинская ) . В русской традиции в качестве имени города также использовались названия Цезария и Кесария Стратонийская (от названия находившегося на месте города поселения Башня Стратона ).
История города
История города ведёт свой отсчёт с конца периода персидского владычества (середина IV в. до н. э. ), когда финикийцы основали возле гавани небольшое поселение, названное ими Башней Шаршона (Башня Стратона на греческий лад). В 96 году до н. э. Кесария была завоёвана царём Иудеи Александром Яннаем и тем самым превращена в еврейское поселение. После завоевания Иудеи римским полководцем Помпеем в 63 г. до н. э. Башня Стратона вновь становится нееврейским поселением.
В 30 г. до н. э. римский император Август вернул поселение иудейскому царю Ироду , который к 10 году до н. э. полностью перестроил его, превратив в крупный портовый город. Город был назван Иродом Великим Кесарией в честь кесаря Августа. После смерти Ирода он стал административным центром Римской провинции Иудея, а также был основной базой римских легионов. В течение первого века н. э. большую часть жителей составляли сирийские греки . Также в городе жило много евреев. Отсюда арестованного римлянами апостола Павла отправили в Рим. Кесария стала основным портом Палестины и часто упоминается в Новом Завете . После падения и разрушения Иерусалима ( 70 год н. э. ) Кесария стала столицей провинции , и её епископы пользовались значительным влиянием. В 198 г. там состоялся поместный церковный собор. Позднее Кесария становится одним из главных церковных центров провинции Палестина Прима .
Статус метрополии, столицы провинции, крупнейшего города Палестины, сохранение муниципальной организации, наличие высших школ, деятельность здесь крупных писателей ( Ориген , Евсевий Кесарийский , переводчик Библии на латинский язык св. Иероним , Прокопий Кесарийский ) делало Кесарию местом сохранения многих античных традиций.
В церковной жизни Востока епископ Кесарии и его кафедра занимали второе место после Антиохии . В III—IV вв. н. э. отцы христианской церкви преподавали в школе Кесарии и создавали библиотеку . В этой библиотеке находилась « Гексапла » – главный труд Оригена , который представлял параллельный свод текстов Ветхого Завета на иврите и 4 греческих перевода. Эта рукопись хранилась в Кесарийской библиотеке до 600 г. н. э., когда погибла вместе с библиотекой при пожаре. В IV веке епископом кесарийским был отец церковной истории Евсевий . В окрестностях города находилось много монастырей. Напряжённая теологическая работа и традиции школы Оригена привели к довольно сильной позиции оригенизма в городе.
Во 2-й четверти V века здесь в ходе христианизации был разрушен основной языческий храм города — храм богини Ромы и Августа, но в течение нескольких лет он был восстановлен, и окончательно погиб в пламени лишь в конце V в. Это было установлено раскопками полевого сезона 2002 года. Около 500 года здесь возведена восьмигранная церковь со стенами из великолепного камня, с мраморными коринфскими капителями. Процесс замены главного храма города христианским в процессе христианизации в Кесарии был более мирным, чем в Газе при сокрушении культа Марны.
Помимо христиан и язычников, в городе жили этноконфессиональные группы иудеев и самаритян . Иудеи, будучи, по выражению Хагит Сиван, «подвижным меньшинством», основали в городе синагоги, школы и даже талмудическую академию .
Многие из самаритян служили в администрации губернатора и пользовались, вследствие этого, определенным влиянием в городе. Но занимали они лишь низшие должности провинциальной администрации в Кесарии. Самаритянин по имени Фаустин, уроженец Палестины, стал проконсулом Кесарии после 536 г., но при этом приняв христианство. Самаритяне-«бандиты» довольно часто нападали на христианских паломников. Поселения самаритян составляли значительную часть сельской округи Кесарии, отгораживая город от более дальней языческой сельской округи.
В 555 году произошло восстание самаритян, жестоко подавленное византийской властью.
В городе процветало общественное строительство, финансируемое по-прежнему муниципальной знатью. Так, из надписи 2-й пол. VI в. известен Флавий Стратегий, обновивший стены и монументальные сооружения города. В VI в. жизнь в городе была не очень спокойной. Хорикий Газский в Панегирике Маркиану сообщает о пожаре на агоре Кесарии, когда на ней находилось множество людей (III, 39-43). В 541-542 гг. Кесарию охватила эпидемия чумы, нанесшая городу значительный ущерб.
В 640 году город был захвачен арабами-мусульманами , что положило предел его ранневизантийской истории.
Во время крестовых походов Кесария играла важную роль как одна из твердынь страны, но с XIII века началось её падение, и после её завоевания и разрушения мамлюками султана Бейбарса ( 1265 ) от неё остались одни развалины.
В 1940 году в южной части развалин Кесарии был основан кибуц Сдот-Ям , а в 1977 году к северу от древнего города был заложен современный израильский город Кесария .
Хронология
- IV век до н. э. — 96 год до н. э. — финикийское поселение Башня Стратона (первое упоминание — в ( 259 год до н. э. )).
- с 96 года до н. э. — в составе Иудейского Царства Хасмонеев .
- 22 — 10 год до н. э. — строительство города Кесария царём Иудеи Иродом Великим .
- 6 — 639 годы н. э. — столица римской провинции Иудея (за исключением трехлетнего правления внука Ирода, царя Агриппы I ), затем — провинции Сирия Палестинская , позднее — византийской провинции « Палестина Прима » (Палестина I)
- 26 — 36 — наместник Иудеи Понтий Пилат находится в Кесарии.
- 44 — в Кесарии умирает царь Агриппа I.
- 60 — 62 — апостол Павел находится в Кесарии под арестом.
- 66 — конфликт между эллинизированной частью населения города и евреями, ставший формальным поводом для начала Иудейской войны .
- 135 — римляне казнят рабби Акиву в амфитеатре Кесарии.
- 314 — Евсевий поставлен епископом Кесарии Палестинской.
- 640 год — арабские завоевания , утрата городом политического и экономического статуса.
- 1101 — завоевание города крестоносцами .
- 1187 — завоевание города Саладином .
- 1191 — город завоеван Ричардом I Львиное Сердце .
- 1220 — Кесария атакована эль-Маликом эль-Муаззамом Исой и полностью разрушена.
- 1251 — город восстановлен Людовиком IX Святым .
- 1265 — завоевание и полное разрушение города мамлюками во главе с султаном Бейбарсом I
- 1884 — на месте Кесарии возникает сельскохозяйственное и рыболовецкое поселение босняков - мусульман под покровительством властей Османской империи .
- 1940 — основание кибуца Сдот-Ям в южной части развалин Кесарии.
Национальный парк Кесария
На территории древнего города в наши дни располагается Национальный парк-заповедник Кесария, в котором до настоящего времени проводятся широкие и активные археологические раскопки. В силу изменения уровня моря часть из них производится под водой.
Сохранились древнейший из обнаруженных на территории Израиля театр, развалины великолепного дворца Ирода Великого («Дворец на рифе»), ипподром (стадион) царя Ирода , перестроенный в амфитеатр , участки городских улиц римского и византийского периодов, комплекс византийских бань с великолепной отделкой, большой искусственный порт времён Второго Иудейского Храма и укрепленный город-порт арабского периода, руины храмового комплекса, в котором смешались постройки римского , византийского , арабского периодов и эпохи крестоносцев , фрагменты городской стены. Интересны также «Улица статуй» византийского периода, украшенная римскими статуями, развалины синагоги византийского времени, остатки римской крепостной стены, ипподром ( II век н. э. ) и фрагменты акведуков . Среди археологических находок – плита с посвятительной надписью Пилата императору Тиберию (оригинал хранится в Музее Израиля ).
Городские сооружения
Сооружения иродианской эпохи
Город Ирода был выстроен на развалинах финикийского поселения Башня Стратона, впервые упомянутого в папирусе Зенона, чиновника птолемеевского Египта, посетившего эти места около 258 г. до н. э. Зенон путешествовал на судне, и в папирусе уже упоминается тот факт, что место было пригодно для швартовки. По мнению историка древней Иудеи Иосифа Флавия , Ирод увидел в этом равнинном участке потенциал для осуществления своих грандиозных архитектурных и градостроительных планов. Правитель нуждался в дополнительной гавани между Яффой и Дором , и в Кесарии был возведён огромный городской порт , быстро превративший город в один из центров средиземноморской торговли и мореплавания.
Здания в городе строились из местного жёлтого песчаника – куркара, однако камни затем покрывали белой штукатуркой, и Иосиф Флавий описывает Кесарию как город, построенный из белого камня.
Иродианская Кесария отличалась продуманной планировкой, под улицами города располагалась целая система сточных каналов. Городской театр также был отличительной чертой города: в то время, когда были распространены деревянные театры, театр Ирода был выстроен из камня.
Порт
Городской порт — уникальная рукотворная гавань, построенная Иродом, он обеспечивал защиту от штормов и высоких волн. В ходе постройки было применено новое изобретение — римский бетон : в заранее приготовленные на берегу полые формы засыпали камни, известь и пуццолан . При соприкосновении с водой пуццолан застывал и вся смесь превращалась в один большой бетонный блок. Около 24000 м 3 пуццолана были заказаны Иродом в Италии (из окрестностей Поццуоли ) для того, чтобы выстроить пятисотметровый южный мол, и северный мол длиной в 275 м.
Созданные таким образом большие бетонные молы сами явились строительной площадкой — на их поверхности также были возведены сооружения.
Порт Кесарии имел одну из самых впечатляющих гаваней того времени. Она была сооружена на побережье, не имевшем изначально никаких природных гаваней, и между тем, приобрела огромное коммерческое значение: она даже соперничала с гаванью в Александрии . Иосиф Флавий писал:«Хотя местоположение было неблагоприятным, (Ирод) так успешно одолел все трудности, что прочность конструкции не могла быть преодолена морем, а её красота казалась сотворённой безо всяких усилий».
Театр
Один из самых древних театров, построенных на территории Израиля. Обнаружен итальянской археологической экспедицией под руководством Антонио Фрова (Antonio Frova), проводившей раскопки в 1959-1964 годах. Построен при Царе Ироде и действовал на протяжении пятисот лет. Здание было построено на тщательно подобранном участке, рассчитано примерно на 3000 зрительских мест. Изначально театр был построен только из местного песчаника – куркара, покрытого штукатуркой, однако во времена императора Септимия Севера , здание перестроили: добавили третий ярус, благодаря которому число зрительских мест увеличилось до 5000, и украсили колоннами из мрамора и порфира .
В 1961 г. в развалинах театра была обнаружена известняковая плита с надписью-посвящением, в ней говорится, что Понтий Пилат построил храм (святилище) в честь императора Тиберия . Сегодня плита выставлена в Музее Израиля в Иерусалиме.
В наши дни в отреставрированном театре, вмещающем около 3800 зрителей, проводятся поп- и рок-концерты различных исполнителей. Выступление в кесарийском театре считается важным этапом в карьере многих израильских музыкантов.
Дворец Ирода
Был обнаружен археологами на рифе, вдающемся в море. Дворец состоял из двух уровней. В нижнем (западном) дворце были обнаружены мозаичные полы с геометрическими узорами и остатки высеченного в камне бассейна. Лучше всего сохранилась северная часть верхнего дворца — там находился большой зал (возможно, тронный), с трёх сторон окружённый рядом комнат. После смерти Ирода дворец служил резиденцией римских прокураторов.
Ипподром
Также построен во времена Ирода, расположен вдоль морского побережья. Позднее его перестроили в амфитеатр, где проводились гладиаторские бои и травли зверей. Арену окружают каменные сиденья для зрителей. На стенах, отгораживающих её от зрителей, были обнаружены фрески с изображениями животных (сцены звериной травли ) и росписью под мрамор. В северной части арены можно видеть остатки стартовых ворот, из которых выезжали колесницы.
Храм Августа и Ромы
Здание было возведено в честь Октавиана Августа и богини Ромы . Храм находился в центре участка, окружённого стенами, само здание имело типичный римский портик. На основании анализа находок археолог Эхуд Нецер предположил, что храм имел типичное для эпохи эллинизма строение: рядом с каждой стеной шёл ряд колонн, подпиравших крышу.
Здание было построено из местного песчаника-куркара, покрытого качественной штукатуркой под мрамор, создающей ощущение красоты и монументальности; в позднеримскую эпоху в отделку храма были добавлены также детали из мрамора. На развалинах языческого храма в византийскую эпоху была возведена восьмигранная церковь, которая простояла вплоть до захвата города арабами в VII веке. Новые хозяева разрушили церковь и возвели на её месте новое здание (возможно, мечеть).
Сооружения римской и византийской эпох
После того, как Иудея стала римской провинцией и перешла под управление прокураторов , Кесария стала её столицей. За это время город значительно расширился, в нём были построены различные общественные здания, рынки. Храм Августа и Ромы продолжал свою работу, теперь он назывался «Себастион». К той же эпохе относится и возникновение многочисленных складских помещений. Дворец Ирода стал использоваться как резиденция римских прокураторов, к нему были пристроены рабочие помещения. Кроме того, недалеко от дворцового комплекса были построены бани, в пол которых были вмонтированы кирпичи с оттисками печатей десятого легиона «Фретензис» .
Южнее дворца был расположен район вилл, принадлежавших богатым землевладельцам Шаронской долины . Севернее каждой из вилл находился участок со складами, принадлежавшими хозяевам имений. Были найдены также подземные амбары для зерна.
Термы
В Кесарии существовал целый комплекс терм — римских бань, построенный в византийскую эпоху. Эти бани с искусно украшенным мозаичным полом также являлись городской гордостью. Перед входом в банные помещения располагалась палестра — помещение, в котором горожане занимались спортом перед купанием. Там можно было также получить массаж, умаститься маслами, или просто, помывшись, отдохнуть перед уходом. До наших дней дошли мраморные колонны и цветной мозаичный пол, украшавший палестру.
Здание налогового управления
Находилось в центре города, восточнее ипподрома, являлось частью византийского административно-торгового квартала. Сердцем здания был большой прямоугольный зал, к которому со всех сторон примыкали комнаты поменьше. При раскопках была обнаружена мозаичная надпись, окружённая каменными скамейками — очевидно, это место служило залом ожидания. Надпись представляет собой цитату из « послания к римлянам » апостола Павла: «Хочешь не бояться власти? Делай доброе и будешь иметь похвалу от неё».
Само строение построено на возвышении, что, возможно, свидетельствует о желании строителей уменьшить уровень влажности в помещениях, призванных хранить важные документы.
В целом, здание даёт представление о значительном уровне развития бюрократического аппарата, характерном для Византии.
Система водоснабжения
До времён царя Ирода Башня Стратона была относительно небольшим поселением, и имевшиеся в городе колодцы обеспечивали его жителей достаточным количеством воды. Но по мере того, как Кесария расширялась и повышался уровень жизни горожан (в частности, с постройкой бань, общественных туалетов, нимфеума и т. д.), возникла необходимость в доставке в город большого количества воды из отдалённых источников. Для этого были построены две системы водоснабжения: «высокий» и «низкий» акведуки .
«Высокий» акведук состоял из трёх водоводных линий, построенных в разное время.
- Первая линия была построена до 66 года н. э., вероятно, во времена Ирода (I век до н. э.) или римских наместников: она доставляла в город воду из источников Шуни, находившихся в 7 км к северо-востоку от Кесарии, возле современной Биньямины . Акведук опирался на систему арок и хорошо сохранился до наших дней; на подходах к городу с севера, он пересекал небольшую гряду из песчаника по специально прорубленному в породе небольшому туннелю. Конечный участок первой линии шёл параллельно морю и входил в город с севера. На этом участке водный канал акведука был закрыт сверху каменным потолком-сводом, видимо, для того, чтобы ветер не засорял воду прибрежным песком.
- Для увеличения количества подаваемой в город воды параллельно первой была возведена вторая линия, которая также брала начало у источников Шуни. Она строилась во времена императора Адриана, около 135 г., силами солдат X легиона Фретенсис, квартировавших в Кесарии, о чём свидетельствуют надписи, оставленные на каменных табличках вдоль акведука. Почти во всех этих надписях упоминается император Адриан.
- Третья линия появилась в начале византийского периода. Со временем открытый участок второй линии акведука, построенный на болотистой почве, значительно просел. Чтобы возобновить доступ воды, поверх уже существующих первой и второй линий акведука была надстроена новая, более высокая водоносная линия, а находящаяся под ней старая, просевшая линия была засыпана.
«Низкий» акведук относится к византийскому периоду (V—VII век). Во времена Византии город продолжил свой рост, в связи с чем потребовалось построить дополнительную водную артерию. Новый акведук доставлял воду из источников у слияния Крокодильей речки и речки Ада. Так как эти источники расположены ниже уровня города, строителям пришлось возвести плотины, поднимавшие воду на достаточный для дальнейшей транспортировки уровень. Вода текла по вырытому в песчанике каналу, закрытому каменным сводом на близких к берегу моря участках. В непосредственной близости к городу канал проходил прямо под арками более древнего «высокого» акведука и доходил до порта.
Персоналии
Примечания
- — Центральное статистическое бюро Израиля .
- Иосиф Флавий. Иудейские древности
- Эхуд Нецер. Дворец на рифе в Кесарии (иврит) // Сборник "Ариэль" №200-201. — 2012. — Декабрь. — С. 207-214 .
Ссылки
- от 4 июля 2014 на Wayback Machine
Литература
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Levine L. Caesarea under Roman Rule. Leiden: Brill, 1975.
- Schemmel F. Die Schule von Caesarea in Palästina // Philologische Wochenschrift. 45. 1925. S. 1277-1280.
- Downey G. Caesarea and the Christian Church // Studies in History of Caesarea Maritima. Missoula: Scholar Press, 1975. P. 23-42.
- Holum K. Identity and the Late Antique City: The Case of Caesarea // Religious and Ethnic Communities in Later Roman Palestine. Bethesda, 1998. Р. 157-177.
- Holum K. The End of Classical Urbanism at Caesarea Maritima // Studia Pompeiana and Classica in Honour of W.F. Jashemsky. New Rochell: Karatzas, 1989. P. 92-100.
- Raban A. The History of Caesarea’s Harbors // Qadmoniot. 37. 2004.
- Sivan H. Palestine in Late Antiquity. Oxford; New York, 2008.
- Holum K.G. Andreas Philoktistes, A Proconsul of Byzantine Palestine // Israel Exploration Journal. 36. 1986. Р. 61-64.
- Ващева И. Ю. Кесария Палестинская в III - первой половине VII вв. // Вестник ННГУ им. Н. И. Лобачевского. Серия История. Вып. 1(4). 2005. С. 13-25.
- Ващева И. Ю. Образование в Кесарии Палестинской в III – первой половине VII вв. // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С. И. Архангельского. Н. Новгород, 2005. С. 72–80.
- Болгов Н. Н., Болгова А. М., Агаркова Ю. Н. К истории Кесарии Палестинской в ранневизантийское время // Кондаковские чтения - IV. Белгород, 2013. С. 78-83.
- 2020-03-27
- 1