Древс, Берта
- 1 year ago
- 0
- 0
Кристиан Генрих Артур Древс ( нем. Christian Heinrich Arthur Drews ; 1 ноября 1865 , Итерзен , Германия — 19 июля 1935 , Ахерн , Германия ) — немецкий философ , писатель и значительный представитель немецкого монизма . Профессор философии Университета Карлсруэ . Известен работами, которые вызывали бурные полемики: неортодоксальные взгляды на религию, инструментальная база немецкого неоязычества, критика философии Ницше .
Кристиан Генрих Артур Древс стал профессором философии и немецкого языка в Высшей технической школе в Карлсруэ. Он приобрел международную известность благодаря своей книге «Миф о Христе», опубликовав тезис, который отрицает историчность Иисуса. Последние несколько лет своей жизни он был участником движения свободной религии для вдохновения на более либеральную форму поклонения.
Артур Древс, ученик Гартмана , наряду с Бруно Бауэром и принадлежит к известным немецким полемистам, отрицающим реальность существования Иисуса Христа в истории. Его произведение Миф о Христе ( нем. Die Christusmythe ; 1909 ) вызвало многочисленные открытые дискуссии, широкие протесты христианской общественности и уничтожающую критику со стороны историков, богословов, экзегетов всех конфессий, исследователей Нового Завета : И. Вайса , Г. Зодена , А. Юлихера , С. Булгакова , С. Зарина , Д. Хвольсона , М. Гогеля и других.
Альберт Швейцер в «Истории исследования жизни Иисуса» ( нем. Geschichte der Leben-Jesu-Forschung ; 1913 ) разбирает тезисы Древса в отдельной главе . Николай Бердяев объясняет выступление Древса против историчности Христа «религиозным антисемитизмом» и приверженностью арианству .
В течение более десятилетия «Миф о Христе» не сходил с книжного рынка. Только в Германии к 1924 г. вышло 14 его изданий. Книга была переведена на многие языки, в том числе и на русский, но в дореволюционной России она не увидела света: по решению царской цензуры перевод был сожжен .
В соответствии с методологическим указанием В. И. Ленина работы Древса с купюрами неоднократно издавались в СССР в 20-х годах как произведения, частично отвечающие задачам советской антирелигиозной пропаганды.
«Миф о Христе» оказал существенное влияние на советскую историографию раннего христианства и формирование взгляда на данную проблему ряда советских ученых, сделав их приверженцами мифологической теории происхождения христианства. Аргументация Древса против историчности Иисуса Христа была в дальнейшем повторена и поддержана такими его советскими последователями, как Н. В. Румянцев , А. Б. Ранович , Р. Ю. Виппер , С. И. Ковалёв , Я. А. Ленцман , И. А. Крывелев .
По характеристике И. А. Крывелёва : «Древс стремился отнюдь не к разоблачению религии, а к замене скомпрометировавших себя религиозных предрассудков новыми, более утонченными. Но независимо от своих субъективных побуждений он выполнил объективно полезное и прогрессивное дело — собрал все материалы, свидетельствующие против исторического существования Иисуса Христа, и изложил в систематизированном виде всю аргументацию сторонников мифологической школы» .
В настоящее время произведение Древса «Миф о Христе» оказалось в забвении в Германии, так же как перевод в англоязычных странах, и более не переиздается; в настоящее время большинство религиоведов на основании многих новых данных отвергают мифологическую теорию происхождения христианства . В настоящее время мифологическая школа оказалась полностью несостоятельной (см. Деревенский, Борис Георгиевич. Иисус Христос в документах истории . СПб.: « Алетейя ». 6-е изд.: 2014. — 576 с., 2 с. цв. вкл. — (Серия «Античное христианство. Источники»). — ISBN 978-5-91419-817-3 — .
В последние годы жизни Древс вносит вклад в развитие «Движения за немецкую веру», занимается одной из форм немецкого неоязычества с возможностью объединения различных немецких языческих организаций . В этот период Древс пишет книгу Немецкая религия ( нем. Deutsche Religion ), которую характеризует как «работа о 'новой' немецкой религии, совмещающей веру и нацистский мистицизм» .
Он критикует философию Ницше в статье «Ницше как философ национал-социализма?» ( нем. Nietzsche als Philosoph des Nationalsozialismus? ) , где называет Ницше «врагом всего немецкого», индивидуалистом с идеями, прямо противоположными национал-социализму.
Умер 19 июля 1935 года в психиатрическом заведении около Ахерна в возрасте 69 лет.