Кант, Иммануил
- 1 year ago
- 0
- 0
Иммануил Великовский ( англ. Immanuel Velikovsky ; 29 мая [ 10 июня ] 1895 год , Витебск — 17 ноября 1979 год , Принстон , штат Нью-Джерси , США ) — российский эмигрант еврейского происхождения, израильский и американский врач и психоаналитик ; создатель псевдонаучных теорий в области истории , геологии и астрономии ; в частности, автор «ревизионистской хронологии», пересматривающей ряд положений древней истории , в особенности Ближнего Востока . Работы Великовского часто цитируются как канонический пример псевдонауки и использовались в качестве примера проблемы демаркации . Автор бестселлера (1950) и десятка других книг.
В его книгах используются сравнительная мифология и древние литературные источники (включая Ветхий завет ) для обоснования идей, что Земля испытала катастрофические тесные контакты с другими планетами (главным образом Венерой и Марсом ) в древний период истории. В позиционировании Великовского среди катастрофистов , в том числе Ганса Беллами , Игнатия Доннелли и Иоганна Готлиба Радлофа, британские астрономы Виктор Клуб и Билл Нейпир отмечали «Великовский не столько первый из новых катастрофистов … он является последним в ряду традиционных катастрофистов, возвращающихся в Средневековье и, вероятно, ранее». Великовский утверждал, что электромагнитные эффекты играют важную роль в небесной механике . Он также предложил пересмотренную хронологию для Древнего Египта , Греции , Израиля и других культур Древнего Ближнего Востока . Пересмотренная хронология направлена на объяснение так называемых « тёмных веков » в истории Восточного Средиземноморья (1100—750 годы до н. э.) и примирение библейской истории с господствующей археологией и египетской хронологией.
В общем, теории Великовского были проигнорированы или решительно отвергнуты академическим сообществом . Тем не менее, его книги часто продавались хорошо и получали восторженную поддержку в непрофессиональных кругах, часто питаемых проявлениями несправедливого отношения (по их мнению) к Великовскому ортодоксальной академической наукой . Споры вокруг его работы и его приемов часто называют «Великовским делом» .
Иммануил Великовский родился в Витебске в семье крупного еврейского коммерсанта, придерживавшегося религиозных традиций и ставшего активистом сионистского движения (впоследствии — одного из пионеров возрождения иврита на земле Израиля ). Получил хорошее домашнее образование, хорошо знал Библию и еврейские традиционные тексты, немецкий и французский языки. Окончил с золотой медалью Московскую Императорскую гимназию ( Медведниковская гимназия ). Проучившись год в Эдинбургском университете , в начале Первой мировой войны вернулся в Москву, где стал студентом медицинского факультета университета . Параллельно с медициной он изучал в Москве юриспруденцию и древнюю историю.
После революции Великовские бежали на юг, где Иммануил едва не был расстрелян белыми; в 1921 году он вернулся в Москву, восстановился в университете и получил диплом магистра медицины. В следующем году семья эмигрировала: родители в Палестину , а Иммануил в Берлин . В Берлине он изучал биологию, в Цюрихе и Вене — психоанализ и работу человеческого мозга. В Берлине же Великовский создал еврейский научный журнал «Scripta Universitatis», в котором сотрудничал также и А. Эйнштейн (он редактировал физико-математический том журнала) и вокруг которого объединились учёные, создавшие несколько позже Еврейский университет в Иерусалиме . Некоторое время жил в Палестине, где редактировал журнал Scripta Academica Hierosolymitana; летом 1939 года переехал в США, где и жил до смерти. Именно после переезда в США Великовский начал развивать своё своеобразное учение.
В книгах, изданных в 1950—1970-х гг. (The Worlds In Collision, The Earth In Upheaval, The Ages In Chaos, The Peoples Of The Sea, Ramses II And His Time, Oedipus-Akhnaton и др.), Великовский, полемизируя с эволюционными учениями Дарвина и Лайелла , выдвинул теорию влияния космических катастроф на геологические процессы и ход мировой истории. Апеллируя к данным археологии , астрономии , геологии и геофизики , истории , лингвистики , мифологии и фольклористики , и т. д., он пришёл к выводу, что активное преобразование рельефа Земли (образование гор, морей, ледников, пустынь, вулканическая деятельность) продолжалось вплоть до сравнительно недавнего времени, свидетелями чему были люди эпохи неолита , бронзового и железного веков.
Также утверждал, что многие значительные события древней истории, включая библейскую , были обусловлены и проходили на фоне катаклизмов в Солнечной системе : появлением новых планет ( Венера ), их коллизиями и смещением с орбит (Венера, Марс , Земля), изменением характеристик вращения (Земля) и, как следствие, сменой географических и климатических зон. Чтобы объяснить «ошибочную» интерпретацию и предание забвению подлинных событий последующими поколениями, Великовский использовал психоаналитическую терминологию , назвав это «глобальной амнезией » человечества, «вытеснением» травматических воспоминаний в область подсознания .
Великовский предположил, что традиционная хронология древних цивилизаций (основанная, по его утверждению, на ошибках ранних египтологов и не подвергавшаяся ревизии в свете позднейших открытий), содержит повторенный дважды период примерно в 600 лет, в результате чего исторические события и фигуры выступают дважды под разными именами. Объясняя таким образом отсутствие синхронизма (соответствия по времени) между египетскими и библейскими ( ветхозаветными ) источниками, он предложил альтернативную реконструкцию истории, что позволило ему согласовать некоторые до того не объясненные факты. В частности, он считал гиксов/гиксосов аравийскими племенами (библейские амаликитяне ), вторгшимися в Египет сразу вслед за Исходом евреев , а филистимлян и « народы моря » (в значительно более позднее время) — персидскими завоевателями и греческими наемниками, соответственно; отождествил египетскую правительницу Хатшепсут с библейской царицей Савской , а её преемника на египетском троне Тутмоса III , покорившего Сирию и Палестину (между концом XVI и серединой XV вв. до н. э.) — с библейским фараоном Шишаком (Шешонк, фараон XII ливийской династии, после 950 г. до н. э.), разграбившим Иерусалимский Храм .
Великовский также полагал, что вследствие ошибок традиционной хронологии в истории появились целые цивилизации-«призраки». В частности, он считал, что империя хеттов никогда не существовала, являясь на деле халдейско - вавилонской цивилизацией более позднего периода. Он отождествлял хеттского царя Хаттусили с вавилонским царём Навуходоносором , и с другой стороны отождествлял их египетских противников — фараонов Рамсеса II и Нехо .
Идеи Великовского затронули существенные моменты в истории древних цивилизаций Средиземноморья и Месопотамии , включая Египет , Финикию , , Иудею и Израиль , Грецию , Аккад , Ассирию , Вавилон , Державу Ахеменидов и другие. Однако они встретили резкую критику со стороны научного сообщества. В Израиле за Великовским закрепилась репутация шарлатана. В США его книги выходили большими тиражами, сопоставимыми с тиражом книг А. Фоменко в России , и имели успех у широкой публики, хотя категорически отвергались учёными. Вокруг теорий и личности Великовского в США разразился скандал, получивший название «Дело Великовского» ( англ. The Velikovsky Affair ). Его книги бойкотировались, их издателю поступали угрозы, а сторонников Великовского увольняли с работы . Многолетняя враждебность научного сообщества привела Великовского к душевному кризису. В последние годы жизни он, вероятно, разочаровался в возможности переубедить оппонентов, хотя и не переставал развивать свои идеи.
Сторонником Великовского был французский археолог Клод Шеффер (1898—1982), который, однако, полемизировал с ним по поводу сокращения хронологии ряда важных событий бронзового века Средиземноморья
Идеи Великовского были отвергнуты господствующей академической наукой (иногда в резкой форме), и его подход обычно расценивается как ошибочный. Более того, учёные рассматривают его неортодоксальную методологию (например, использование сравнительной мифологии для получения сценариев в небесной механике) как неприемлемый способ прийти к выводам. Великовский перестроил бы науку небесной механики, чтобы сохранить буквальную точность древних легенд.
Бестселлер Великовского и, как следствие, наиболее критикуемая книга — «Миры в столкновении». Астроном Харлоу Шепли , наряду с другими, например, Сесилией Пейн-Гапошкиной , были очень критически настроены по отношению к решению Макмиллана опубликовать работу. Фундаментальная критика против этой книги со стороны астрономического сообщества заключалась в том, что её (книги) небесная механика была физически невозможна, говоря о планетарных орбитах, которые не соответствуют законам сохранения энергии и сохранения углового момента.
Великовский рассказывает в своей книге «Звездочеты и могильщики», как он пытался защититься от критики своей небесной механики, удалив оригинальное приложение по этому вопросу из публикации «Миры в столкновении», надеясь, что заслуга его идей будет оценена на основе его сравнительной мифологии и использования только литературных источников. Однако эта стратегия его не защитила: приложение было расширенной версией монографии «Космос без гравитации», которую он уже распространил среди Шепли и других в конце 1940-х годов, и они считали описанную там физику абсурдной.
Только в 1983 году была сделана очень подробная критика теории «миров в столкновении» с точки зрения использования мифических и литературных источников, когда Боб Форрест опубликовал их очень критическое исследование. Ранее в 1974 году Джеймс Фиттон опубликовал краткую критическую работу, в которой рассматривал интерпретации мифа И. Великовским (игнорируемую Великовским и его защитниками), чьё обвинительное заключение начиналось: «По крайней мере, тремя важными способами Великовский использует мифологию необоснованно. Первая из них — его склонность рассматривать все мифы как имеющие самостоятельную ценность; вторая — склонность рассматривать только тот материал, который согласуется с его тезисом; и третья — его очень бессистемный метод.» Краткий анализ позиции аргументов в конце XX века даёт бывший соратник доктора И. Великовского и редактор «Кроноса», Лерой Элленбергер в своём «Уроке из Великовского» .
Враждебность по отношению к Иммануилу Великовскому, была такова (в частности, первоначальная кампания во главе с Харлоу Шепли), что некоторые комментаторы сделали анализ самого конфликта. Среди них было исследование американского журнала «Behavioral Scientist», в конечном итоге опубликованное в виде книги как «Великовское дело» — Scientism Versus Science. Это создало обсуждение с точки зрения того, как представители академического сообщества реагировали на идеи от исследователей извне в их области, утверждая, что в данном случае имело место академическое отвращение к возможности людям пересекать междисциплинарные границы.