Interested Article - Берлинское путешествие Моцарта

Вена и города, посещенные Моцартом: Прага, Дрезден и Берлин. Страны обозначены в соответствии с их современными границами: Австрия (жёлтый), Чехия (оранжевый) и Германия (голубой).

Берлинское путешествие — одно из самых последних концертных турне композитора Вольфганга Амадея Моцарта , в которое он отправился весной 1789 года . В ходе этой поездки Моцарт посетил Прагу , Лейпциг , Потсдам и Берлин .

Повод к поездке

Весной 1789 года друг и ученик Моцарта, князь Карл Лихновский , собираясь в поездку по делам в Берлин , предложил Моцарту бесплатное место в своём экипаже, на что Моцарт с радостью согласился. Прусский король Фридрих Вильгельм II был большим любителем музыки, и его возможное покровительство пробудило в Моцарте надежду заработать достаточно денег, чтобы расплатиться с долгами, столь тяготящими его. У Моцарта не было денег даже на дорожные расходы: он был вынужден просить взаймы 100 флоринов у своего друга Франца Хофдемеля .

Отправление

Отъезд из Вены последовал 8 апреля 1789 года . За день до отъезда ( 7 апреля ) во дворце у князя Эстерхази была исполнена моцартовская обработка Мессии (K.572) Генделя . 10 апреля , на страстную пятницу , в полдень, они прибыли в Прагу . Почти никого из своих старых друзей Моцарт дома не застал — (англ.) уехала в Дрезден . Зато у театрального импресарио Гуардазони, для которого Моцарт двумя годами ранее написал « Дон Жуана », он договорился о контракте на сочинение новой оперы для Пражского сословного театра за 200 дукатов гонорара и 50 дукатов проездных. Однако, в этом же году Гуардазони уехал в Варшаву , и этот контракт никогда не был выполнен. От одного своего знакомого Моцарт узнал, что король Фридрих Вильгельм узнал о приезде Моцарта в Берлин , и уже ждёт его .

Города маршрута

Дрезден

Портрет Моцарта работы Дорис Шток

12 апреля они прибыли в Дрезден , где Моцарт сразу же после приезда посетил Жозефу Душек, которая жила в семье Иоганна Леопольда Ноймана, игравшего важную роль в литературной и музыкальной жизни Дрездена. Нойман ввёл Моцарта в дрезденские музыкальные круги. Здесь следует отметить старшего апелляционного советника Христиана Готфрида Кёрнера , хорошего друга Фридриха Шиллера . Моцарт неоднократно бывал в доме Кёрнера; во время одного из визитов, за импровизацией, Моцарт даже забыл об обеде. Здесь же свояченица Кёрнера (англ.) сделала свой известный рисунок Моцарта серебряным карандашом .

13 апреля в квартире, где жил Моцарт, состоялся квартетный вечер, на котором, кроме квартетов, Жозефа Душек исполнила арии из « Свадьбы Фигаро » и « Дон Жуана ». На следующий день, вечером 14 апреля у курфюрста Фридриха Августа III состоялся концерт, на котором Моцарт сыграл свой новый концерт для фортепиано Ре мажор (K.537) , и на следующий день получил в подарок красивую табакерку . 15 апреля Моцарт был на обеде у русского посла Александра Михайловича Белосельского , после чего участвовал в соревновании по игре на органе и победил в нём эрфуртского органиста Иоганна Вильгельма Гесслера. Путешественники покинули Дрезден 18 апреля и направились в Лейпциг .

Лейпциг

Прибыв в Лейпциг 20 апреля , Моцарт познакомился с кантором церкви святого Фомы , бывшим учеником Баха , Иоганном Фридрихом Долесом. 22 апреля , там же, в церкви святого Фомы, Моцарт играл на органе перед многими прихожанами. При этом Долес и тогдашний органист Гёрнер стояли рядом с ним и переключали регистры. Долес был настолько восхищен игрой Моцарта, что ему казалось, будто воскрес его учитель, Иоганн Себастьян Бах . В знак благодарности за игру на органе, Долес со своим хором мальчиков исполнил для Моцарта мотет Баха « Singet dem Herrn ein neues Lied » ( BWV 225). При этом, согласно Рохлицу, после исполнения мотета, Моцарт якобы воскликнул: «Вот ведь есть же еще нечто, откуда можно кое-чему научиться» , а затем попросил ноты остальных мотетов, для изучения .

Потсдам и Берлин

22 или 23 апреля Моцарт выехал в Потсдам , где находилась резиденция короля. Фридрих Вильгельм II знал и любил музыку Моцарта, в особенности — его квартеты. Однако несмотря на благосклонность короля, Моцарт столкнулся с интригами придворных музыкантов, особенно — придворного капельмейстера Дюпора. Несмотря на это, Моцарт был приглашен играть на придворных концертах перед королём .

8 мая Моцарт на некоторое время вернулся к своим друзьям в Лейпциг, где 12 мая по их настоянию он дал концерт. Концертная программа состояла исключительно из музыки Моцарта: фортепиано концерты К.456 и К.503, два арии для сопрано (К.505, К.528), которые исполнила Жозефа Душек, фантазия для фортепиано К.475 и две неизвестные симфонии. Концерт, организованный в короткие сроки, в финансовом плане оказался неудачным: половина посетителей пришла по контрамаркам. Моцарт пишет домой, что «с точки зрения аплодисментов и славы этот концерт был абсолютно великолепен, но прибыль была скудной» . Князь Лихновский, который путешествовал с Моцартом всё это время, покинул Лейпциг в середине мая, уехав в Вену, и дальше Моцарт путешествовал один. Моцарт задержался в Лейпциге до 17 мая . Его задержка была вызвана, в частности, нехваткой лошадей, доступных для путешествий .

Гравюра, изображающая Моцарта (в центре) на посещении представления своей оперы «Похищение из сераля» в Берлине

Моцарт вернулся в Берлин 19 мая . В тот же вечер он побывал в Национальном театре на представлении своей оперы « Похищение из сераля ». С этим представлением связан исторический анекдот , который может иметь под собой реальную основу: якобы, Моцарт сел рядом с оркестром, и во время арии Педрильо (№ 13), когда вторая скрипка сыграла Ре-диез вместо Ре, Моцарт будто бы воскликнул: «Извольте брать Ре, черт возьми!» . Его узнали в конце акта пригласили на сцену, при этом исполнительница роли Блонды взяла с него обещание пройти вместе с ней роль .

Согласно другому анекдоту, у Моцарта в театре произошла встреча с 16-летним Людвигом Тиком . Якобы, Тик пришел в театр задолго до начала представления, и увидел маленького подвижного человека, который раскладывал партии по пюпитрам . У них завязался разговор о театре и опере, причем Тик в конце концов выразил восхищение искусством Моцарта. «Итак, вы часто слушаете оперы Моцарта и любите их? — спросил незнакомец, — это очень мило с вашей стороны, молодой человек». Во время беседы театр наполнялся, и в конце концов этого человека позвали на сцену. Только тогда Тик понял, что общался с самим Моцартом .

23 мая одиннадцатилетний ученик Моцарта Иоганн Гуммель давал в Берлине концерт, не зная о присутствии на нём своего учителя. Когда он обнаружил Моцарта среди слушателей, то после того, как закончил играть, кинулся к Моцарту, и, нежно приветствуя, обнял его. 26 мая Моцарт играл перед королевой. Историю о том, будто бы в Берлине Моцарт получил приглашение стать во главе придворной капеллы с содержанием в 3 тысячи талеров , музыковеды относят к области фантазии, как и сентиментальную причину отказа — будто бы из уважения к Иосифу II . Тем не менее, король подарил Моцарту 100 фридрихсдоров (около 900 флоринов ) и сделал заказ на шесть простых фортепьянных сонат для своей дочери и шесть струнных квартетов для себя самого . Однако, с этим заказом не всё ясно: единственный источник, в котором говорится о том, что Моцарт «тем временем пишет» или «напишет» — письмо Пухбергу , которое Моцарт писал с 12 по 14 июля 1789 года, но там Моцарт говорит не о заказе, а о своем намерении написать эти произведения .

28 мая Моцарт отправился в обратный путь через Дрезден и Прагу, и вернулся в Вену 4 июня .

Итоги поездки

Несмотря на всю тщательность стараний Моцарта, итоги поездки, как в финансовом, так и в творческом плане, были скудны. Даже он сам находил свою поездку в Германию неудачной по итогам. Причины этого он приводит в своём письме Констанции от 23 мая 1789 года :

[…] Во-вторых, Лихновский, поскольку он должен был спешить, рано покинул меня, и я, следовательно, был вынужден в этом дорогом Потсдаме тратиться самостоятельно; в-третьих, я оказался вынужден одолжить ему 100 флоринов, так как его кошелёк отощал. Отказать ему было неудобно. Ты знаешь почему. В-четвертых, академия в Лейпциге, как я всегда говорил, плохо удалась, следовательно, я почти напрасно проделал 32 мили и обратный путь […] — Здесь на одной академии много не заработаешь, и во-вторых, королю это не нравится.

Проделанный путь

От Вены до Берлина Моцарт проделал путь, примерно равный 625 километрам. Ниже приведены дорожные расстояния между городами:

Примечания

  1. , с. 170.
  2. , p. 437.
  3. , с. 171.
  4. , с. 172.
  5. , с. 173—174.
  6. , ч. 2, кн. 2, с. 175—176.
  7. Дата обращения: 21 ноября 2014. 20 декабря 2014 года.
  8. , с. 177.
  9. , с. 178.
  10. , с. 179.
  11. , с. 72.
  12. . Дата обращения: 30 ноября 2014. 20 декабря 2014 года.
  13. , комментарий К. К. Саквы, с. 460.
  14. . Дата обращения: 21 ноября 2014. 20 декабря 2014 года.

Литература

  • Аберт Г. / Пер. с нем., вступ. статья, коммент. К. К. Саквы . — 2-е изд.. — М. : Музыка, 1990. — Т. 4. — 559 с. — ISBN 5-7140-0213-6 .
  • Эйнштейн А. / Пер. с нем. Е. М. Закс; Научн. ред. перевода Е. С. Черной. — М. : Музыка, 1977. — 455 с. — 12 000 экз.
  • Чёрная Е. С. Моцарт. Жизнь и творчество. — 2-е изд. — М. : «Музыка», 1966. — 376 с. — 55 000 экз.
  • Вольфганг Амадей Моцарт. Письма = Wolfgang Amadeus Mozart. Briefe / Составление, введение и редакция переводов — А. Розинкина . — М. : «Аграф», 2000. — 448 с. — (Волшебная флейта. Исповедь звезды). — 2000 экз. ISBN 5-7784-0120-5 .
  • Rushton J. Mozart / edited by . — Oxford University Press, Inc., 2006. — 327 p. — (The master musicians). — ISBN 978-019-518264-4 .
  • Solomon M. Mozart: A life. — New York: HarperCollins Publishers, 1996. — 640 p. — ISBN 0-06-092692-9 .
Источник —

Same as Берлинское путешествие Моцарта