Множество моцартовских минорных произведений написано именно в соль миноре. Хотя в своих
симфониях
Моцарт использовал различные минорные тональности, но соль минор — единственная минорная тональность, которую он использовал в качестве основной для своих симфоний, имеющих номер. В
классический период
симфонии в соль миноре почти всегда использовали четыре
валторны
, две в G (соль) и две в B (си-бемоле) альтовые
.
Другая особенность соль-минорных симфоний, наблюдаемая в его симфониях № 25 и № 40 — это выбор субдоминанты параллельной тональности (
B-dur
),
ми-бемоль мажора
, для медленной части. Другие немоцартовские примеры этой практики включают
Иоганна Кристиана Баха
Opus 6 № 17 от 1769 года, симфонию
Гайдна (1768/69) и соль-минорную симфонию
Яна Крштитела Ваньхаля
, написанную примерно в 1771 году (Брайан Gm1)
.
Отдельные фрагменты сочинений Моцарта в этой тональности также могут вызывать атмосферу великой трагедии. Одним из примеров подобного является бушующая соль-минорная средняя часть, служащая контрастом к безмятежной си-бемоль мажорной медленной в
Концерте для фортепиано с оркестром № 20
.
Список произведений
Список произведений и их частей, написанных Моцартом в соль миноре:
Hellmut Federhofer, foreword to the Bärenreiter Urtext of Mozart’s Piano Quartet in G minor. Kassel: Bärenreiter Verlag (1958), p.iv. «
G-Moll war für Mozart zeitlebens die Schicksaltonart, die ihm für den Ausdruck des Schmerzes und der Tragik am geeignetsten erschien.
» («G minor was, for Mozart, the most suitable fate-key throughout his life for the expression of pain and tragedy.»)
,
Mozart and Vienna
. New York: Schirmer Books (1991): 48. «Writing for four horns was a regular part of the
Sturm und Drang
G minor equipment». Роббинс Лэндон также отметил, что
40-я симфония
Моцарта была первой, поставившей целью именно использование 4-х валторн.
James Hepokoski and Warren Darcy,
Elements of Sonata Theory
(Oxford University Press: 2006) p. 328