Чёрный
— тон, отсутствие
светового
потока от объекта
[
источник не указан 117 дней
]
. В системе
HTML-цветов
обозначается как #000000.
Оттенки
чёрного цвета именуются
серым цветом
[
источник не указан 117 дней
]
. Чёрный цвет является
ахроматическим цветом
, то есть цветом без оттенка, подобно белому и серому
. Он часто используется символически или фигурально для обозначения тьмы, а белый — для света
. Чёрное и белое часто использовались для описания противоположностей, таких как добро и зло, тёмные века против эпохи Просвещения и ночь против дня. Со времён средневековья чёрный цвет являлся символом торжественности и авторитета, и по этой причине его всё ещё часто носят судьи, магистраты и др.
Содержание
История
Чёрный был одним из первых цветов, который использовался художниками в наскальных рисунках во времена
неолита
. В XIV веке в большей части Европы его носили члены королевской семьи, духовенства, судьи и правительственные чиновники. Европейские правители видели в этом цвет силы, достоинства, смирения и сдержанности. К концу XVI века это был цвет, который носили почти все монархи Европы и их дворы
.
В то время как чёрный цвет был цветом, который носили католические правители Европы, он был также символическим цветом протестантской Реформации в Европе и пуритан в Англии и Америке. Джон Кальвин, Филипп Меланхтон и другие протестантские богословы осудили богато окрашенные и украшенные интерьеры римско-католических церквей. Они видели в красном цвете, который носил
Папа
и его кардиналы, цвет роскоши, греха и человеческой глупости
. В некоторых североевропейских городах толпы людей нападали на церкви и соборы, разбивали витражи и портили статуи и украшения. В протестантской доктрине одежда должна была быть умеренной, простой и сдержанной. Яркие цвета были изгнаны и заменены чёрными, коричневыми и серыми; женщинам и детям было рекомендовано носить белое
.
Во второй половине XVII века в Европе и Америке прошла эпидемия страха перед колдовством. Многие полагали, что дьявол появился в полночь на церемонии, называемой чёрной мессой или чёрной субботой, обычно в форме чёрного животного, часто козы, собаки, волка, медведя, оленя или петуха, в сопровождении их
фамильярных
духов, чёрной кошки, змеи и других чёрных существ. Отсюда широко распространилось суеверие о чёрных кошках и других чёрных животных. В средневековой Фландрии на церемонии, называемой Каттенштут (Kattenstoet), для отражения колдовства с колокольни Тканевого Зала
Ипра
были сброшены чёрные кошки
.
Он стал цветом, который носили английские романтические поэты, бизнесмены и государственные деятели в XIX веке, и цвет высокой моды в XX веке
. В Римской империи он стал цветом траура, и на протяжении веков он часто ассоциировался со смертью, злом, ведьмами и магией
.
Согласно опросам, проведённым в Европе и Северной Америке, этот цвет чаще всего ассоциируется с трауром, концом, секретами, магией, силой, насилием, злом и элегантностью
.
Чёрные чернила являются наиболее распространенным цветом, используемым для печати книг, газет и документов, поскольку они обеспечивают максимальный контраст с белой бумагой и, следовательно, самый лёгкий цвет для чтения. Точно так же чёрный текст на белом экране является наиболее распространённым форматом, используемым на экранах компьютеров
.
Эталоны и образцы оттенков
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте
ссылки на источники
, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён.
Физические эталоны
Абсолютно чёрное тело
— это
физическое тело
, которое при любой температуре
поглощает
всё падающее на него
электромагнитное излучение
во всех диапазонах
. Таким образом, у абсолютно чёрного тела
поглощательная способность
(отношение поглощённой энергии к энергии падающего излучения) равна 1 для излучения всех частот, направлений распространения и поляризаций
. Несмотря на название, абсолютно чёрное тело само может испускать электромагнитное излучение любой частоты и визуально иметь цвет.
Спектр излучения
абсолютно чёрного тела определяется только его
температурой
.
Близким к единице
коэффициентом поглощения
обладают сажа и
платиновая
чернь
.
Сажа
поглощает до 99 % падающего излучения (то есть имеет
альбедо
, равное 0,01) в видимом диапазоне
длин волн
, однако
инфракрасное излучение
поглощается ею значительно хуже. Наиболее чёрное из всех известных веществ — изобретённая в 2014 году субстанция
Vantablack
, состоящая из параллельно ориентированных
углеродных нанотрубок
, — поглощает 99,965 % падающего на него излучения в диапазонах видимого света, микроволн и радиоволн.
Среди тел
Солнечной системы
свойствами абсолютно чёрного тела в наибольшей степени обладает
Солнце
. Максимум энергии излучения Солнца приходится примерно на длину волны 450
нм
, что соответствует температуре наружных слоёв Солнца около 6000
K
(если рассматривать Солнце как абсолютно чёрное тело)
.
В типографии, для производства чернил и в других случаях нередко возникает необходимость синтезировать чёрный цвет, создав
краситель
, подходящий по другим физико-химическим свойствам (растворимость,
, сродство к заданному материалу поверхности и пр.) — путём смешивания нескольких
красителей
или
пигментов
. В частности, чёрный цвет можно получить по субтрактивной схеме при смешивании жёлтого, пурпурного и голубого красителей. Для производства растворимых
чернил
нередко используют смесь зелёного и красного красителей.
Старинные названия оттенков
Антрацитовый
— насыщенно-чёрный, с сильным блеском. Как правило, этот цвет использовали при описании цвета глаз.
Аспидный
— чёрно-серый, от названия сланца — аспида, применявшегося для изготовления учебных досок.
Бардадым
— бытовое наименование короля чёрной масти в карточных азартных играх.
Бычьей крови
— чёрный цвет с красным отливом.
Карамазый
— черномазый, чернявый.
Клуши
— чёрная карточная масть — пика.
В истории, культуре, искусстве, этнографии
В этом разделе
не должны перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения
в произведениях культуры
.
Чёрный человек,
Чёрный, чёрный,
Чёрный человек
На кровать ко мне садится,
Чёрный человек
Спать не даёт мне всю ночь.
«
»
Чёрный цвет в истории государственной символики России сыграл весьма примечательную роль: в знаменитой Куликовской битве в 1380 г. русское войско князя Дмитрия Донского сражалось под стягом с образом Спаса Нерукотворного. Цвета стяга были чёрный и золотой
.
В 1858 году, Указом императора Александра II от 11 июня 1858 года был введён чёрно-золотой-белый «флаг гербовых цветов». Первые полосы соответствовали чёрному государственному орлу в жёлтом поле. Нижняя полоса белая или серебряная соответствовали кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II. 28 апреля 1883 года Александром III было издано «Повеление о флагах для украшения зданий в торжественных случаях», предписывавшее использовать исключительно бело-сине-красный флаг. Черно-жёлто-белый с этого момента считался династическим флагом царствующего дома Романовых.
В России чёрный был ещё и цветом анархистов — под чёрным знаменем воевали отряды
Н. И. Махно
.
В культурном контексте чёрный цвет, как правило, символизирует зло, что подтверждают такие, часто используемые,
метафоры
, как «чёрный день», «чёрный список», «чёрная полоса», «чёрная овца» и др.
Кроме того, в современной западной культуре чёрный цвет ассоциируется с
сексуальностью
, особенно женской: в частности, по этой причине популярно
женское нижнее бельё
этого цвета. Корни этого явления, возможно, следует искать в постулируемой в
психоанализе
и близким к нему направлениям философии связи между смертью (символическим выражением которой является чёрный цвет) и половым влечением, а также в популярном в западном обществе до XX века литературно-художественном образе представителей
негроидной расы
как сексуально распущенных и доступных (чёрное нательное бельё в этом случае могло рассматриваться как съёмная частица «чёрного» тела)
.
Крылатые выражения с чёрным
Чёрный юмор
— особый вид юмора, в котором комический эффект достигается ниспровержением моральных ценностей, а смех вызывается тем, что в другой ситуации должно вызвать ужас. На высмеивании священных или неприкасаемых тем построена английская «чёрная комедия».
Чёрный рыцарь
— рыцарь в Средние века, который не имел при себе геральдических опознавательных знаков, что могло быть обусловлено либо отсутствием у рыцаря таковых, либо желанием скрыть собственную личность или личность своего сеньора.
Чёрная душа — говорят о коварном, недобром человеке.
Чёрная зависть — особенно ненавистное отношение к человеку, к его личным качествам, таланту, красоте, богатству. Именно чёрная зависть побуждает завистника делать злые поступки по отношению к этому человеку (например,
Моцарт
и
Сальери
).
Чёрная изба — тёплая часть крестьянской избы, с печью без дымохода (чёрной печью). В такой избе было много дыма, поэтому и называлась «чёрной».
Чёрная каша — другое название — русская каша, это круто сваренная
гречневая каша
.
Чёрная книга — так в XVIII столетии называли
арифметику
из-за её трудности.
Чёрная комедия
— разновидность комедии, в которой едко высмеиваются злободневные, болезненные для общества и серьёзные темы.
Чёрная кость — о человеке, принадлежащем к низшему сословию.
Очернить — оклеветать кого-либо.
Чёрная смерть
— о чуме, которая свирепствовала в средние века.
Чёрная страница — неудачное время или случай в жизни.
Чернедь — чернь, простой народ.
Чернобог
— божество у славян. Изображался в виде зверя.
Черноборец — сборщик чёрной дани на Руси;
— подушная подать.
Чернокнижие — в старину: колдовство, основанное на знакомстве с нечистой силой. Колдун пользовался особыми, чёрными, колдовскими книгами. Чернокнижник — тот, кто занимался чернокнижием.
Чёрные береты — обозначение бойцов особого подразделения милиции — отрядов специального назначения (
ОМОН
).
Чуваши
животным чёрного цвета приписывают сверхъестественную силу. Считается, например, что
ворон
знает злонамеренность всех людей и каждый раз, когда он, каркая, пролетает над людьми, он тем самым предсказывает будущее, предупреждает о бедах. Если у матери-чувашки один за другим умирают малые дети, то новорождённому ребёнку, чтобы он остался в живых, дают имя какого-либо животного чёрной масти. По чувашским же поверьям,
петух
чёрной масти приносит счастье своему хозяину.
Самое знаменитое поверье с чёрным — это поверье о
чёрном коте (кошке)
, перебегающем дорогу человеку. Особенно якобы плохо, если кошка бежала «за пазуху», то есть по направлению к застёжке на одежде. Чтобы «предотвратить несчастье», нужно пойти другой дорогой или хотя бы трижды сплюнуть через левое плечо и продолжить путь, сложив кукиш в кармане или держась за пуговицу. Русская народная примета гласит, что появление в доме
чужого
чёрного кота — предвестье беды. Было и такое поверье: во время грозы чёрный кот притягивает на себя молнию, поэтому его непременно выбрасывали на это время на улицу.
Символизм
Чёрный цвет часто является символом ухода от земных радостей, смерти, скорби, стресса, траура, неоднозначности, тайны и пугающей неизвестности («тайна покрытая мраком»).
В
японской
культуре чёрный — символ возраста и опыта по контрасту с
белым цветом
, который символизирует ученичество, молодость. Чёрный цвет символизирует высший ранг во многих боевых искусствах (
чёрный пояс
).
В тюркской истории, топонимике чёрный «кара» означает понятие «великий», «большой», «непобедимый». Империя Караханидов — Великие (Чёрные) ханы, Кара-Кумы (не чёрные пески, а большая пустыня), Кара-Булак, Кара-калпак и даже сказочный «Кара-Бас Барабас» — в переводе «Чёрная голова» с тюркского.
Чёрный цвет в узелковой письменности
инков
кипу
обозначал
время
. То есть на чёрных нитях записывалось «время», «срок», годы, исторические события, понятие «от начала чего-либо (например, от начала правления короля инков)»
; чёрный цвет потому, что «кипу сообщало, сколько ночей прошло с момента того или иного события»
. Также — болезнь (при наличии ключа в главном шнуре). В археологических кипу этот цвет встречается только в комбинации с другими цветами.
В
Средние века
чёрная кошка была одним из атрибутов
ведьмы
.
Суеверные
люди и сейчас считают, что если чёрная кошка перейдёт дорогу, то это к несчастью.
В XXI веке черные флаги ассоциируются в первую очередь с радикальным
исламизмом
. Черные флаги имеют, в частности,
Аль-Каида
и
ИГ
.
Чёрный цвет является, наряду с красным, жёлтым и зелёным, одним из
панафриканских цветов
, символизируя Африканский континент и его коренных жителей.
Традиционно во многих странах в чёрный цвет окрашиваются автомобили, выполняющие официально-представительские функции (хотя в южных республиках СССР чиновники ездили, наоборот, на белых машинах)
.
Религия
В
христианстве
считается, что вселенная была чёрной до того, как Бог создал свет. Во многих религиях говорится о том, что мир был создан из изначальной тьмы
. В Библии свет веры и христианства часто противопоставляется тьме невежества и язычества. Христианского дьявола называют «князем тьмы».
Чёрный в христианской символике противостоит белому. Он поглощает все цвета и свет, символизирует ад, удалённость от Бога. В православной иконописи чёрный поэтому используется крайне редко: в композиции «Распятие» под Голгофским крестом обнажается чёрная дыра в которой видна голова Адама — первого согрешившего человека; чёрным пишется пещера, из которой выползает змей, поражённый Георгием. В остальных случаях используется тёмно-красный, коричневый, иногда даже и синий. Например, чёрных коней изображали синим, чтобы избежать чёрного.
Однако символика чёрного цвета приобретает совершенно иное звучание в самой церковной жизни. Православные, католические и протестантские священники носят чёрные облачения. Кроме того, чёрный — цвет монашества. Монашество — это «церковь в церкви», Это «сугубая церковь», это «соль» нового общества, открывшегося во Христе. Вступающий на монашеский путь, отрекается от мира и всех земных интересов. Так как монах умирает для мира, то и цвет монашеских одежд — чёрный, цвет траура и смерти. Но в данном случае чёрный цвет — это глубокий символ будущих «белых одежд», будущего просветления. Чёрными монашескими одеждами выражается символика предельного унижения и умирания на пути к свету и славе по примеру Христа, спустившегося во ад, чтобы прорубить врата смерти. Чернота должна преобразиться в белое и золотое сияние апокалипсического будущего века
.
В
исламе
чёрному, как и зелёному, придаётся большое значение. Чёрным было знамя, которое несли воины Пророка Мухаммеда, также оно присутствует у
шиитов
(предвещая приход
Махди
).
В
индуизме
Кали
, богиня времени и изменений, изображается с чёрной или тёмно-синей кожей. Её имя значит «чёрная»
.
Функциональность
В XIX и XX веке технику и машины (например, телефоны, швейные машины, пароходы, локомотивы, автомобили) часто выпускали в чёрном цвете, чтобы подчеркнуть их функциональность. Первый серийный автомобиль с 1914 до 1926 года был доступен только в чёрном цвете. Из всех средств передвижения только самолёты редко красят в чёрный цвет
.
(неопр.)
. Free Dictionary. Дата обращения: 30 августа 2015.
17 августа 2015 года.
↑
.
St. Clair, Kassia.
(неопр.)
. — London:
(англ.)
(
, 2016. — С. 262. —
ISBN 9781473630819
.
8 ноября 2021 года.
, p. 121—25.
, p. 146—47.
, p. 152—53.
, p. 279.
, p. 261.
.
Абсолютно чёрное тело // Большой энциклопедический политехнический словарь. — 2004.
М. А. Ельяшевич
.
Абсолютно чёрное тело
// Физическая энциклопедия. В 5-ти томах / Главный редактор А. М. Прохоров.. —
М.
: Советская энциклопедия, 1988.
↑
Абсолютно чёрное тело
// Физический энциклопедический словарь / Главный редактор А. М. Прохоров.. —
М.
: Советская энциклопедия., 1983.
Русский цвет. М.: Издательский Дом «Экономическая газета», 2011. С. 160—162
Русский цвет. М.: Издательский Дом «Экономическая газета», 2011. С. 186
Тальма Лобель.
Тёплая чашка в холодный день: Как физические ощущения влияют на наши решения = Sensation The New Science of Physical Intelligence. —
М.
:
Альпина Паблишер
, 2014. — 259 с. —
ISBN 978-5-9614-4698-2
.
Jill Fields. The Meaning of Black Lingerie//Ibidem. An Intimate Affair: Women, Lingerie, and Sexuality. — Oakland, California: University of California Press, 2007. — PP. 113—173.
Broecke, Lara.
Cennino Cennini's
Il Libro dell'Arte
: a New English Translation and Commentary with Italian Transcription
(англ.)
. — Archetype, 2015. —
ISBN 978-1-909492-28-8
.