Жёлтый
—
цвет
, ощущение которого возникает при одновременном возбуждении
колбочек
L и M-типа. Является
дополнительным цветом
к
синему
в
RGB
или дополнительным к
фиолетовому
в художественной практике и системе
RYB
. Однако в древности, из-за несовершенства имевшихся
пигментов
, его рассматривали как дополнительный к
пурпурному
. Монохроматический жёлтый цвет лежит в пределах 550−590 нм.
Один из стандартизованных оттенков жёлтого цвета является компонентом системы
CMYK
. Его
шестнадцатеричное
обозначение в системе
RGB
— #ffff00.
Содержание
Природные эталоны и образцы жёлтого цвета
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте
ссылки на источники
, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён.
Желчь
имеет жёлтый цвет, поэтому в
средние века
лекарства из растений жёлтого цвета давали при заболеваниях печени. Некоторые из них вошли в научную медицину в той же роли (
одуванчик
,
горечавка жёлтая
).
Самый лёгкий и яркий цвет в спектре. Психологи называют жёлтый тонизирующим и «ободряющим» цветом, который стимулирующе воздействует на умственную жизнь человека.
В Российской империи до 1917 года в этот цвет выкрашивали государственные здания. «Жёлтым домом» в целом называли психиатрические больницы (например, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, Явление 16: «Загорецкий: „Схватили, в жёлтый дом, и на цепь посадили“».
Оттенки
В этом разделе
не должны перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения
в произведениях культуры
.
В
русском языке
для обозначения цветов, в которых в различной степени присутствует жёлтый оттенок используются сложные слова с первой составной частью
изжелта-
:223
,
жёлто-
,
желтовато-
. Например,
изжелта-зелёный
,
желтовато-красный
:110
.
А также использовали такие названия оттенков жёлтого
:
Абрикосовый
— желтовато-соломенный, оранжевато-бледно-жёлтый, цвет
абрикоса
.
Аврорный
— от имени
Авроры
— богини утренней зари в римской мифологии. Светлый оранжево-розовый или жёлтый с красноватым отливом.
Алебастровый (алавастровый)
— бледно-жёлтый с матовым оттенком. Чаще этот цвет употребляют, когда говорят о цвете лица.
Блонды
— кружева золотистого цвета из шёлка-сырца, особенно популярные в первой половине XIX века, очень дорогие, использовались для отделки женских платьев, чепцов, шляпок.
Блондовый цвет
— светлый, с золотисто-желтоватым отливом (отсюда появилось название светловолосых женщин —
блондинка
).
Бронзовый
— золотисто-коричневый, тёмно-жёлтый с блеском, цвет
бронза
и загара.
Верблюжьей шерсти
— буровато-жёлтый.
Вердепешевый
— жёлтый или розовый оттенок зелёного.
Восковой
— бледно-жёлтый. Обычно о цвете лица.
Вощаный
— цвет воска, от жёлто-серого до янтарно-жёлтого.
Гороховый
— серо-, зеленовато- или грязно-жёлтый. Во второй половине XIX века фразеологизмы «гороховая шинель» или «гороховое пальто» воспринимались как знак причастности к сыскному отделению, стали символом осведомителя.
Жирафовый
— жёлто-коричневый.
Златозарный
— ярко блестящий.
Золотой
— жёлтый с блеском, цвета
золота
. Основной цвет в иконописи.
Изабеловый
— бледно-соломенный, обычно относится к масти лошадей — светловолосой; изжелта — белесоватой при белом хвосте и гриве.
Изжелта
— желтистый, с добавкой другого цвета.
«Кардинал на соломе»
— сочетание жёлтого и красного (с этими цветами французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с делом об «ожерелье королевы»).
Опаловый
— молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Отборный жёлтый
— тёмно-желтый, цвет противотуманных фар автомобилей.
— бледно-жёлтый, розовато-бежевый оттенок жёлтого или соломенный цвет разных оттенков (от фр.
paille
— «солома». Согласно Далю, палевый — соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; жёлто-белёсоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки
).
Песочный цвет
— иссера-бледно-желтоватый.
Плавый
— изжелта-беловатый, бело-жёлтый, соломенного цвета (от «плавить хлеб»).
Плерезы
— белые траурные нашивки на чёрном платье.
«Последний вздох жако»
— жёлто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Прожелть
— примесь жёлтого, желтизны. Зелёный с прожелтью.
Сомо
— от французского «
лосось
», «
сёмга
»: светлый розово-жёлтый, телесный — розовато-жёлтый.
Табачный
— жёлто-коричневый.
Тармалама
— очень плотная толстая шёлковая ткань золотистого цвета, одна из самых дорогих привозных восточных тканей. Использовалась при пошиве халатов.
Светлый и яркий
хаки
— соответствующие желтоватые вариации зелёно-коричневого.
— тёмный, насыщенный оранжево-жёлтый, цвет природного
янтаря
.
Сигнальные цвета в промышленности
Список примеров в этой статье
не основывается на
авторитетных источниках
, посвящённых непосредственно предмету статьи.
Добавьте
ссылки на источники
, предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае список примеров может быть удалён.
Жёлтый
свет
имеет минимальное
рассеивание
в
атмосфере
, поэтому используется как сигнальный, предупреждающий цвет; часто в сочетании с чёрными косыми полосами — для повышения визуальной
контрастности
.
Чуваши
полагают, что от
желтухи
хорошо помогают перья
иволги
(
чуваш.
Сар кайӑк
— Жёлтая птица). В лесу разыскивают её
гнездо
, выбирают жёлтые перья, замачивают в воде, после чего этой водой моют тело больного.
Жёлтый цвет символизировал
Китай
и китайского
императора
. Китайские простолюдины в прошлом не имели права одеваться в жёлтое, поскольку это был цвет правящей династии.
Графитовые
карандаши
красят в жёлтый цвет. Этот обычай связан с тем, что лучший графит был в Китае, и прошлом в жёлтый цвет красили только китайские карандаши. По другой версии, чешская фабрика Кохинор, начавшая массовое производство карандашей, использовала для их покраски цвета имперского флага Австрии — чёрный и золотисто-желтый.
«Жёлтая вера» (
монг.
шарын шашин
)
— наиболее распространённое в
монголоязычном
мире обозначение
буддийской тибетской
школы
Гелуг
, прижившееся в Европе в форме «желтошапочники». Оба варианта обязаны своим происхождением цвету одеяния монахов этой школы. Словосочетание «жёлтая вера» часто применялось и в качестве синонима
буддизма
в целом.
Литературные ассоциации
В русской поэзии
XVIII
—
XIX веков
для обозначения жёлтого цвета, как правило, используется эпитет «золотой» («золотые поля», «золотые лучи солнца», «золотые волосы»). В прозе, начиная со второй половины
XIX века
, названия жёлтого цвета используются в прямом значении и вместе с тем связываются с негативными коннотациями болезней (пожелтевшее лицо) и насилия (окраска административных зданий в
Санкт-Петербурге
и других городах).
Содержание жёлтого и золотого цвета в спектрах писателей (в %)
Александр Блок
в написании слова «жёлтый» различал «желтый» и «жолтый», требуя неукоснительного соблюдения этого различия прямыми указаниями в рукописях и корректурных оттисках
:
Так, например, в понятие «жолтый» А. Блок, как видно из его дневников и писем, вкладывал особый идейно-психологический смысл («жолтый» — как синоним душевной сытости, мещанского самодовольства, всяческого хамства) — в отличие от слова «жёлтый», служившего просто обозначением цвета.
Примером может служить стихотворение «
Фабрика
» («В соседнем доме окна жолты»)
.
В рассказе
Тэффи
«Жизнь и воротник» жёлтый бантик на воротнике блузки превратил порядочную женщину в легкомысленную расточительницу и бессовестную обманщицу.
В романе
М. Булгакова
«
Мастер и Маргарита
» Маргарита была с жёлтыми (как символ будущих испытаний) мимозами при встрече с Мастером: «Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчётливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с
Тверской
в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах! Повинуясь этому жёлтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошёл по её следам…»
В православии
Жёлтый цвет — синоним и образ золота в
русской иконе
. Означает тепло и любовь, символ Божественного сияния, самого Бога. Это и цвет, и свет одновременно, образ света и символ света. Вторая ипостась Пресвятой Троицы — Сын Божий, Царь мира, Которому на иконах соответствует золотой (жёлтый) цвет. Жёлтый — цвет святителей — епископов и архиереев, угодивших Богу своею праведной жизнью. К ним относятся: Николай Мир Ликийский (празднование 22 мая по новому стилю и 19 декабря), Спиридон Тримифунтский (25 декабря), великий русский подвижник Тихон Задонский (26 августа) и многие другие. Золото вообще в христианской символике занимает особое место: золото принесли волхвы родившемуся Спасителю, ковчег Завета древнего Израиля был украшен золотом. Спасение и преображение человеческой души также сравнивается с золотом, переплавленным и очищенным в горниле. Золото как самый дорогой металл на земле служит выражением наиболее ценного и в мире духовном
.
Песня
Yellow River
(«Жёлтая река») британской поп-группы
Christie
стала крупнейшим и единственным международным
хитом
группы, заняв на непродолжительное время первое место в британском
чарте
синглов
, второе — в Германии, 23-ю позицию в
горячей сотне
«Биллборда».
Жёлтый флаг на корабле (Yellow Jack) означает, что корабль находится на
карантине
.
В английском языке жёлтый цвет ассоциируется с трусостью. В арабском «жёлтая улыбка» — неискренняя улыбка. Во французском языке «жёлтый смех» (rire jaune) — искусственный смех.
Указом
Николая I
, узаконившим в
дореволюционной России
проституцию
и публичные дома, проституткам вменялось в обязанность иметь специальный «жёлтый билет», в котором, в частности, подробно описывалось состояние их здоровья.
В. И. Ленин
презрительно назвал II Интернационал «жёлтым» по аналогии с «жёлтыми билетами» проституток. При этом Социнтерн как правопреемник II Интернационала действительно и не без гордости использует жёлтый цвет как официальный, считая, что это цвет знамени тех, кто работает не за страх, а за совесть.
Призыв к осторожности
Жёлтый сигнал
светофора
означает, что запрещено начинать движение по перекрёстку, но можно продолжать уже начатое движение (впрочем, в некоторых странах светофоры вместо жёлтого имеют
оранжевый
фонарь).
На железнодорожном светофоре. Жёлтый сигнал разрешает проследовать со скоростью не более 60 км/ч, при этом следующий светофор «закрыт». А также 2 жёлтых сигнала означает следовать на боковой путь со скоростью не более 60 км/ч.
На дорогах некоторых стран, включая Россию, встречается мигающий жёлтый сигнал, означающий общий призыв к осторожности.
В автомобильных гонках жёлтый флаг тоже означает призыв к осторожности. В частности, жёлтый флаг запрещает обгон.
Жёлтая карточка
в
футболе
означает предупреждение, в отличие от
красной карточки
, означающей немедленное удаление с поля. Жёлтая карточка используется и в других видах спорта. В
регби
она означает удаление на 10 минут.
Жёлтый цвет используют в маркировке для слабовидящих: им окрашивают
блоки Брайля
, бордюры, ступени, жёлтые круги наносят на стеклянные двери.
В России вре́менные дорожные знаки, а также таблички «объезд» имеют жёлтый фон.
«Жёлтый цвет» — одно из названий растения
Девясил
(
Inula
).
Жёлтой прессой
называется низкопробная пресса, гонящаяся за сенсациями (часто дутыми или вымышленными) и сплетнями. Этот термин происходит от комикса «
» (The Yellow Kid), печатавшегося в
1894
—
1898 годах
в газетах Нью-Йорк Уорлд (New York World), издаваемой
Джозефом Пулитцером
, и
Нью-Йорк Джорнал Америкэн
. Обе газеты, кроме печатания комикса, были известны тем, что сообщали об убийствах, несчастных случаях на пожарах и т. п. с целью развлечь своих читателей. Кроме того, они начали между собой полемику из-за авторства на комикс. Третья газета назвала их полемику
жёлтой прессой
, и выражение стало крылатым. По другой версии, название пошло от оттенка низкокачественной дешёвой бумаги, на которой печатались низкопробные издания.
Жёлтые страницы
— раздел телефонного справочника, содержащий телефоны деловых организаций и учреждений, отсортированных по категориям. В бумажных справочниках этот раздел печатается на бумаге жёлтого цвета.
Жёлтый чемодан — символ ежегодного фестиваля Kazantip.
Неопытного человека называют желторотым, потому что у многих птиц
клюв
птенцов жёлтый.
Жёлтый цвет иногда символизирует счастье и покой.
Жёлтый дом — разговорный термин, означающий психиатрическую лечебницу. Стены в
психиатрических лечебницах
часто красили в жёлтый цвет. Считалось, что это действует успокаивающе на пациентов.
Жёлтым металлом часто называют
золото
.
Фасмер
указывает, что слово «золото» произошло от слов, обозначающих цвет
.
В настоящее время во всем мире признаны
смайлы
жёлтого цвета.
В
инкской
узелковой письменности
кипу
жёлтый цвет обозначал золото (например, военная добыча, состоявшая из золота весом во столько-то единиц измерения
; однако какие именно единицы использовались из
инкской системы мер и весов
— неизвестно), а также
кукурузу
(при наличии вставленного в главный шнур маленького кукурузного початка, имевшего значение ключа для прочтения кипу). Например, жёлтая нить означала кукурузу, и если к ней была привязана синяя нить (определённая провинция) с тем или иным числом узелков, то это говорило о том или ином урожае в этой провинции. На нитях археологических кипу встречается реже всего.
Жёлтенький билет — бытовое название русских бумажных денежных знаков, достоинством в 1 рубль, имевших светло-коричневый цвет. Жёлтый билет — свидетельство на проживание, выдававшееся проститутке взамен паспорта.
В государственной символике России жёлтый цвет, как и в иконописи, заменял золотой. Его использовали в гербе: двуглавый орел был золотым, а также короны и скипетр. Стяги с золотым львом на красном поле сопровождали великих князей Владимирских. В определённые эпохи золотым был фон герба России (как, например, в эпоху Ивана Грозного). Затем сам орел становится золотым и изображается на белом фоне.
В царствование императора
Александра II
председателем геральдической палаты Российской империи бароном Кене внимание государя было обращено на то, что цвета государственного флага России не совпадают с цветами герба (что шло вразрез с правилами геральдики). И Указом Александра II от
11 июня
1858 года был введён
чёрно-золотой-белый
«флаг гербовых цветов»: «Описание Высочайше утверждённого рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют чёрному государственному орлу в жёлтом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамёна и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II; император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в московском гербе»
.
Русский цвет. М.: Издательский Дом «Экономическая газета», 2011.
Кирсанова, Р. М. Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX в.: опыт энциклопедии / Р. М. Кирсанова; под ред. Т. Г. Морозовой, В. Д. Синюкова. — М.: Большая Рос. энцикл., 1995.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 июля 2006. Архивировано из
13 марта 2007 года.
Кручкин Ю.
Большой современный русско-монгольский — монгольско-русский словарь. М. 2006.
С. М. Соловьёв. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского. М.: Советский писатель, 1979. С. 219—220.
От редактора. — Александр Блок. Собрание сочинений в восьми томах. Том первый: Стихотворения 1897—1904. Вступительная статья, подготовка текста и примечания Вл. Орлова. М.—Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. С. 568.
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны
неавторитетными источниками
или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки
ссылками на соответствующие правилам сайты
или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).