Interested Article - Артемон (персонаж)


- 2020-07-29
- 1
Артемо́н — персонаж сказки А. Н. Толстого « Золотой ключик, или Приключения Буратино », благородный пудель; верный, добрый и заботливый друг Мальвины .
Имя, по одной из версий, позаимствовано у пуделя Арто из рассказа Александра Куприна « Белый пудель ». Также известно, что имя «Артамон» было распространено среди дворовых людей у российских помещиков.
Прототип
Прототипом Артемона является пудель Медоро, персонаж сказки Карло Коллоди « Приключения Пиноккио ». Медоро в сказке Коллоди ходит «в точности, как человек — на двух ногах» и изображен франтом: он «одет в праздничную кучерскую ливрею», на голове носит «маленькую, обшитую золотом треуголку и белый парик с локонами, падавшими по самые плечи. Кроме того, на нем был шоколадного цвета сюртук с бриллиантовыми пуговицами и двумя большими карманами (в них он прятал кости, получаемые за столом от госпожи), короткие штаны из алого бархата, шелковые чулки, открытые туфельки, а сзади нечто похожее на чехол из лазурного атласа (в нем он укрывал свой хвост во время дождя)». Пудель правит каретой феи, «словно заправский кучер».
В сказке Толстого пудель Артемон, помимо щегольства, наделен благородным характером . В сказке Коллоди имелась и другая собака — ищейка Алидоро, которая сначала преследовала и пыталась навредить Пиноккио, но потом стала его верным другом. В образе Артемона, как отмечает В. И. Новиков, объединились образы обеих собак .
Имя Артемон , скорее всего, навеяно приписываемым Жюлю Верну (но написанным его сыном Мишелем ) романом « Агентство Томпсон и К° ». Пёс по прозвищу Артимон играет немаловажную роль в развитии сюжета этой книги [ источник не указан 1834 дня ] .
Заимствование образа другими авторами
В сказке Леонида Владимирского « Буратино в Изумрудном городе » работает в городе Тарабарске, в театре «Молния», который возглавляет Папа Карло.
См. также
Примечания
- Галанов Б. Книжка про книжки. М., 1974. С. 41.
- Новиков В. И. Буратино и Пиноккио // Культура сквозь призму идентичности / Ред. Л. А. Софронова, Н. М. Филатова. Москва: Институт славяноведения и балканистики (Российская академия наук), Индрик, 2006. С. 319.
Литература
- Гудов В. А. Приключения Буратино в семиотической перспективе, или Что видно в скважину от золотого ключика: (Материалы к энциклопедии Буратино) / В. А. Гудов // Архетипические структуры художественного сознания. — Екатеринбург, 2002. — Вып. 3. — С. 207—216.

- 2020-07-29
- 1