Фанфик
- 1 year ago
- 0
- 0
Фа́нфи́к — жаргонизм , обозначающий любительское сочинение по мотивам популярных оригинальных литературных произведений , произведений киноискусства ( кинофильмов , телесериалов , аниме и т. п.), комиксов (в том числе — манги ), а также компьютерных игр и т. д. Авторами подобных сочинений — фикра́йтерами ( англ. Fic-writer [fɪk’raɪtər] ), — как правило, становятся поклонники оригинальных произведений. Обычно фанфики создаются на некоммерческой основе (для чтения другими поклонниками).
Понятие произошло от англ. fan fiction [ˈfænˈfɪkʃ(ə)n] — фан-литература, фан-проза . Встречаются также жаргонизмы «фэн фи́кш(э)н» , «фэн-фи́кш(э)н» , «фанфикшн» , «фэнфик» , «ФФ» или просто «фик» .
« Завещание Крессиды » ( The Testament of Cresseid ) Роберта Генрисона можно рассматривать как очень раннюю форму фанфика. История основана на поэме «Троил и Крессида» ( Troilus and Criseyde ) Джеффри Чосера и, как и большинство фанфиков, создана, чтобы заполнить бреши в оригинальной работе. В своём рассказе Генрисон ввёл трагическую концовку со смертью Крессиды, поскольку её трагическая судьба не была упомянута в Чосеровской версии произведения.
Возрастающая популярность романа Сэмюэля Ричардсона « Памела, или вознаграждённая добродетель » благодаря ещё слабо развитым законам о копировании творчества привела к публикации ряда неавторизированных сиквелов . Так же, как и фанфики, эти сиквелы дополняли историю жизни Памелы, рассказывая о событиях после времени действия романа.
Шарлотта Бронте и её сёстры написали много историй, детализирующих фантастические приключения Артура Уэллсли , первого герцога Веллингтона , и двух его сыновей: Артура и Чарльза . Последующие рассказы были сфокусированы на его сыне Артуре, который стал почти супергероической фигурой, герцогом Заморной . Юношеские произведения Бронте являются ранним образцом « фанфиков о реальных людях » .
Уильям Теккерей в 1849 году опубликовал сказку «Ревекка и Ровена» (из цикла «Рождественские истории»), которая представляла собой шуточное завершение « Айвенго » Вальтера Скотта . Автор «исправил» возмущавшие читателей сюжетные линии, в результате воссоединяются рыцарь Айвенго и еврейка Ревекка, которые в исторической реальности ни при каких обстоятельствах не могли быть вместе. Произведение также имело критическую направленность против романтической литературы того времени . Жюль Верн написал несколько романов, продолжавших сюжетные линии любимых им произведений — « Два года каникул » и « Ледяной сфинкс ».
На рубеже XX века мир посмотрел с новой стороны на произведение Льюиса Кэрролла « Алиса в стране чудес »: на его основе были созданы пародии такими авторами, как Фрэнсис Элиза Ходжсон Бёрнетт и Эдит Несбит . В придачу поклонниками Артура Конан Дойля было написано несколько версий « Приключений Шерлока Холмса ».
Незадолго до начала 1965 года выражение « Fan fiction » было использовано в фэндоме научной фантастики , чтобы обозначить самостоятельное произведение (хоть и любительское, но выполненное в жанре научной фантастики и опубликованное в научно-фантастическом журнале ) как отрасль, отличающуюся от общепринятой художественной литературы , созданной профессиональными писателями; или разновидность художественного творчества поклонников искусства, основанную на каком-то фэндоме.
Как бы то ни было, современное понятие фанфика — как художественного воплощения какого-то фэндома посредством интерпретации собственных фантазий поклонников — было популяризовано и получило чёткое определение именно благодаря фэндому по « Звёздному пути » и научно-фантастическим журналам по нему, опубликованным в 1960-х годах. Первый научно-фантастический журнал « Spockanalia » (1967 год) содержал фанфик. Много поклонников последовали этому примеру . Такие научно-фантастические журналы производились с помощью единичной печати, мимеографов и распространялись посредством почты между другими поклонниками или продавались на съездах по научно-фантастической тематике за незначительную цену, которая лишь покрывала потраченные расходы. В отличие от других аспектов фэндома, девушки доминируют среди авторов фанфиков: в 1970 году из написанных по « Звёздному пути » фанфиков в 83 % случаев авторами были девушки, а в 1973 году — в 90 % . Один учёный как-то подметил, что фанфики « предназначены для удовлетворения потребности преимущественно женской аудитории в художественных повествованиях, которые выходят за рамки обыденной киноиндустрии» .
Также около 1960—1970-х годов аналогичная тенденция началась и в Японии . В те времена стали популярны любительские манга и новеллы, известные как додзинси , широко распространённые в кругах додзин (японский термин, обозначающий группу людей, объединённую общими интересами, хобби и т. п.). Большинство из этих додзинси было создано на основе существующей манги, аниме, франшизах компьютерных игр .
Распространение фанфиков в некоторых странах может рассматриваться как нарушение авторских прав создателей оригинальных произведений, что ограничивает коммерческую ценность такого рода творчества. Именно поэтому фикрайтеры указывают правообладателя — автора оригинала , которому принадлежат все права на использованных персонажей или художественный мир, не претендуя на какое бы то ни было извлечение прибыли из этого творчества. А подавляющее большинство подобных произведений создаётся просто для забавы (или вообще ради шутки), редко доходя до «настоящей» публикации в серьёзном издательстве.
Фанфики являются смежной разновидностью творчества и включают в себя как элементы оригинального мира, так и вымысел фикрайтера, выходящий за каноны оригинала. Поскольку большинство фанфиков ориентировано на чтение другими поклонниками, то зачастую предполагается, что читатель должен быть ознакомлен с оригинальным произведением искусства.
«Fanfiction» — это то, как бы выглядела литература в постапокалиптическом мире, если бы была заново изобретена кучкой талантливых фанатов поп-культуры, запертых в бункере. Они делают это не ради денег. Совсем не для этого. Писатели пишут и выкладывают в интернет своё творчество ради собственного удовольствия. Они — обычные поклонники, но не молчаливые диванные потребители медиа. Культура обращается к ним, и они отвечают ей на её же собственном языке.
Оригинальный текст (англ.)Fanfiction is what literature might look like if it were reinvented from scratch after a nuclear apocalypse by a band of brilliant pop-culture junkies trapped in a sealed bunker. They don't do it for money. That's not what it's about. The writers write it and put it up online just for the satisfaction. They're fans, but they're not silent, couchbound consumers of media. The culture talks to them, and they talk back to the culture in its own language.— Лев Гроссман , Time , 18 июля 2011 .
Профессор литературы Генри Дженкинс так объясняет взаимосвязь между трансмедийными повествованиями и фанфиками :
Энциклопедические амбиции трансмедийных повествований часто приводят к тому, что в сюжете существуют некие пробелы, несостыковки или недосказанности, которые подразумевают эпизод, о котором нельзя рассказать более подробно, а ограничиваются лишь намёками. Поэтому увлечённые поклонники имеют стимул, чтобы продолжить или более тщательно продумать эти эпизоды сюжета с помощью своего воображения, что, в конце концов, выливается в их собственное творение. «Fanfiction» можно рассматривать как неавторизированное дополнение к медиа франшизам, порождённое желанием «заполнить бреши», которые они открыли в сюжете оригинального произведения искусства.
Оригинальный текст (англ.)The encyclopedic ambitions of transmedia texts often results in what might be seen as gaps or excesses in the unfolding of the story: that is, they introduce potential plots which can not be fully told or extra details which hint at more than can be revealed. Readers, thus, have a strong incentive to continue to elaborate on these story elements, working them over through their speculations, until they take on a life of their own. Fan fiction can be seen as an unauthorized expansion of these media franchises into new directions which reflect the reader's desire to "fill in the gaps" they have discovered in the commercially produced material.
Это лишь некоторые примеры [ неавторитетный источник ] фиков из англоязычной субкультуры . В реальности каждый автор может создать собственный тип фанфика, поэтому разновидностей настолько много, что их не перечислить.
По мере роста возможностей поклонников произведений искусства, вызванного общим техническим прогрессом, качественные фанфики постепенно перестают ограничивать себя рамками одного только литературного творчества. Известен, например, короткометражный фильм «Star Wars: Revelations», снятый Panic Struck Productions на высоком техническом уровне по мотивам сюжета « Звёздных войн » — это фанфильм.
Другим видом творчества фанов, напоминающим фанфикшен, является фан-арт — рисование изображений по мотивам популярной живописи или мультипликации, создание новых художественных образов полюбившихся персонажей.