Пирамида (фонтан)
- 1 year ago
- 0
- 0
Пирамида (неофициальное название — «русский бильярд» ) — разновидность лузного бильярда . Начала формироваться как отдельная разновидность бильярда ориентировочно с XVIII века в России и здесь же исторически получила наибольшее распространение. В настоящее время является самой популярной бильярдной игрой на территории стран бывшего СССР и включает в себя 4 официальных дисциплины: свободную , , и пирамиды.
Основные характерные особенности: относительно крупные шары, незначительно уступающие по размерам створу лузы (диаметр шара — 68-68,5 мм, вес — около 285 г., ширина створа угловой лузы — 72-73 мм; средней лузы — 82-83 мм), все шары — одного цвета (белого) с номерами от 1 до 15, за исключением цветного битка — шара жёлтого или тёмно-красного цвета без номера (при игре в «Свободную пирамиду», «Комбинированную пирамиду» и «Динамичную пирамиду» допускается использование пятнадцати белых шаров без номера). Шары для игры в русский бильярд делают из фенолоальдегидной смолы. Столы бывают разного размера (от 12 футов и меньше), покрыты зелёным сукном. На официальных соревнованиях используются столы размером в 12 футов. На сукне нанесена разметка: центральная отметка, через которую, параллельно коротким бортам стола, проходит центральная линия, делящая стол на переднюю и заднюю половины; передняя отметка (расположена в центре передней половины) и задняя отметка (в центре задней половины). Через переднюю отметку (параллельно короткому борту) проведена линия дома (домом называют пространство от переднего короткого борта до линии дома). От задней отметки к середине заднего короткого борта проведена линия выставления шаров.
Основные размеры столов приведены ниже в таблице. Оборудование для игры и помещения для официальных соревнований должны строго соответствовать официальным требованиям, утверждаемым Международным и Европейским комитетами по пирамиде. В этих требованиях описана масса параметров — от упругости резины, используемой для обкладки бортов, до рекомендуемых фирм-производителей сукна и шаров, количества ламп над игровым столом, температуры и влажности в помещении для соревнований .
Стол | Игровое поле, мм | Габариты стола, мм |
---|---|---|
12-футовый | 3550 х 1775 | 3840 х 2060 |
10-футовый | 2950 х 1470 | 3240 х 1750 |
9-футовый | 2540 х 1270 | 2830 х 1560 |
8-футовый | 2240 х 1120 | 2530 х 1410 |
Исходная позиция шаров выглядит следующим образом: пирамида из пятнадцати белых шаров, установленная с помощью стандартного треугольника, расположена так, что передний шар пирамиды находится на задней отметке, а основание пирамиды параллельно короткому борту стола. Биток может находиться в любом месте в пределах дома (но не на линии дома, так как сама она к дому не относится).
После того как пирамида разбита битком, можно выбирать в качестве битка любой шар. Засчитывается попадание в лузу как прицельного шара, так и битка (но обязательно после соударения с прицельным шаром). Игрок, забивший шар в лузу без нарушения правил (сыгравший шар), имеет право сделать следующий удар.
Штрафы налагаются, если игрок выбил шар (хотя бы один) со стола, не попал битком ни по одному из прицельных шаров или каким-либо иным образом произвел удар с нарушением правил (произвел удар без касания пола хотя бы одной ногой, совершил пропих и др.). Если ни один из шаров не сыгран, после соударения битка и прицельного шара как минимум один из них должен:
В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на свою полку штрафного шара, или сам произвести следующий удар, или уступить его нарушителю. Победившим в партии считается игрок, первым забивший восемь шаров.
В силу относительной простоты правил свободная пирамида наиболее часто используется в кино (например, в знаменитых сценах кинофильмов « Место встречи изменить нельзя », « Новые приключения неуловимых », « Классик ») и является самой популярной дисциплиной пирамиды среди любителей.
Главное отличие комбинированной пирамиды (как и динамичной с классической) от свободной пирамиды состоит в том, что в качестве битка всегда используется один и тот же шар (цветной, то есть тот, которым производится и начальный удар). Кроме того, существенным отличием комбинированной пирамиды от всех остальных официальных дисциплин русского бильярда является то, что после сыгрывания битка этот шар выставляется в пределы дома и оттуда же, соответственно, забившим игроком выполняется следующий удар; при этом игрок, забивший такой шар, до следующего удара кладет себе на полку любой другой шар со стола вместо забитого, а сам следующий удар может быть нанесен битком только по шарам, расположенным вне дома (в противном случае налагается штраф). Если после сыгрывания битка за пределами дома не осталось ни одного шара, следующий удар выполняется из «временного» дома, расположенного таким же образом, как и «основной» дом, только на противоположной половине стола.
В случае нарушения правил соперник нарушителя имеет право после выставления неправильно забитых и выскочивших шаров, а также снятия со стола на свою полку штрафного шара, или сам произвести следующий удар, или уступить его нарушителю.
Правила схожи с комбинированной пирамидой, но взамен забитого битка играющий получает право на удар битком с руки не «только из дома», а с любого места стола. При этом забивать в лузу после сыгрывания свояка можно только прицельный шар, а в случае, если падает свой — налагается штраф и удар переходит к сопернику, который имеет право поставить биток в любое место стола.
Таким образом, в динамичной пирамиде большую роль играет умение забивать свояка, так как выставив его после забития в любом удобном месте стола, легче забить следующий прицельный шар.
В отличие от других видов пирамиды, учитывается не количество забитых шаров, а их стоимость. За каждый правильно забитый шар игрок получает количество очков, равное номеру забитого шара, за исключением шара под номером 1, или «туза», стоимостью в 11 очков. К последнему оставшемуся на столе прицельному шару вне зависимости от его номера прибавляется 10 очков. В случае падения в лузу битка налагается штраф и удар переходит к сопернику. За каждое нарушение счет нарушителя уменьшается на 5 очков, а к счету соперника 5 очков прибавляется.
Всего обоим игрокам можно набрать без штрафов 140 очков. Цель игры — первым набрать 71 или более очков. Если оба соперника набирают по 70 очков, последний забитый шар выставляется на заднюю отметку и право следующего удара определяется розыгрышем, после чего игра продолжается с руки из дома до сыгрывания шара или штрафа.
Ещё одной отличительной особенностью классической пирамиды являются «заказные» удары — перед выполнением удара играющий должен заранее объявить конкретный прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть. При правильном сыгрывании заказанного шара засчитываются все забитые прицельные шары; если в лузу падет только незаказанный прицельный шар, его выставляют и игра продолжается.
Московская пирамида является достаточно популярной неофициальной дисциплиной, все отличия которой от комбинированной пирамиды состоят в том, что после сыгрывания битка шар на полку бьющему выставляет соперник по своему усмотрению, а при наложении штрафа шар выставляется на стол с полки нарушителя (если на полке шаров нет, нарушителю засчитывается минус один шар).
Одна из недавно изобретенных вариаций игры в пирамиду. Отличается от свободной, среди прочего, тем, что биток ставится в пирамиду в третьем ряду в центре (как чёрный шар в пул-8) и забивается последним. Если биток забивается раньше времени, это не проигрыш, а штраф. После этого биток выставляется на заднюю отметку, а игрок выставляет к заднему борту один шар со своей полки. Игра заказная. .
Правило | Классическая пирамида | Комбинированная пирамида | Московская пирамида | Динамичная пирамида | Свободная пирамида | Омская пирамида |
---|---|---|---|---|---|---|
Какой шар в качестве битка при разбивании? | Цветной | Цветной | Цветной | Цветной | Цветной | Белый |
Какой шар в качестве битка после разбивания? | Цветной | Цветной | Цветной | Цветной | Любой | Любой |
Какой шар можно забивать в лузы? | Только чужой | Свой и чужой | Свой и чужой | Свой (но не с руки) и чужой | Свой и чужой | Свой и чужой (цветной шар только восьмым по счёту) |
После забивания битка, как продолжается игра? | Штраф, с руки из дома | С руки из дома | С руки из дома | С руки в любом месте | — | — |
Кто выбирает, какой шар забрать на полку, вместо забитого битка? | — | Забивший игрок | Соперник | Забивший игрок | — | — |
В качестве штрафа… |
Нарушитель: −5 очков
Соперник: +5 очков |
Соперник забирает со стола любой шар себе на полку | Нарушитель выставляет на стол шар со своей полки | Соперник забирает со стола любой шар себе на полку | Соперник забирает со стола любой шар себе на полку | Нарушитель выставляет на стол шар со своей полки |
Цель игры. | Набрать ≥71 очков | Набрать 8 очков | Набрать 8 очков | Набрать 8 очков | Набрать 8 очков | Забить цветной шар восьмым |
Как набирать очки? |
Сумма номеров забитых шаров (исключение: шар № 1 = 11 очков)
(дополнение: +10 очков к последнему забитому на столе шару) |
1 забитый шар = 1 очко | 1 забитый шар = 1 очко | 1 забитый шар = 1 очко | 1 забитый шар = 1 очко | 1 забитый шар = 1 очко |
Вид игры «На заказ». | Заказные удары «Шар — луза» | — | — | — | — | Заказные удары «Шар — луза» |
Ниже приведены списки наиболее известных игроков в пирамиду современности (в данном случае — условного периода с момента образования международного комитета по пирамиде (МКП, с 2013 года — ), проведения первого чемпионата мира по версии МКП в 2000 году и по настоящее время) и их достижения на крупнейших соревнованиях МКП, ЕКП ( ).