Interested Article - Израильское царство

Израильское царство ( ивр. ממלכת ישראל ‎) — древнее еврейское царство . Согласно Библии , основано пророком Самуилом (ивр. - Шмуэль) и первым израильским царём Саулом (ивр. - Шауль). Основание царства датируется XI веком до н. э. , возможно, около 1030 года до н. э.

В течение следующего столетия стало крупной державой Древнего Востока , под властью царей Саула , Давида и Соломона .

После смерти царя Соломона (ок. 930—920 годов до н. э.) распалось на северное Израильское и южное Иудейское царства .

Следует различать два израильских царства:

Историчность существования Израильского царства как единой могущественной державы является предметом дискуссии .

Происхождение названия

Источником названия Израиль ( Исраэ́ль, ивр. ישראל ‎) служит библейская Книга Бытия , где Иаков после борьбы с Богом получает имя Израиль ( Исраэ́ль, ивр. ישראל ‎): «И сказал: как имя твоё? Он сказал: Иаков. И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь» ( Быт. , ). Толкователи расходятся в определении значения этого слова. По одной версии, это имя происходит от глагола сарар ( ивр. שרר ‎ — «управлять, быть сильным, иметь власть, данную свыше»), таким образом, образуя слово, означающее «Имеющий власть над силами». Другие возможные значения — «Принц Божий» или «Борьба/битва Бога» . Впоследствии, еврейский народ , произошедший от Иакова, стал называться «Сыны Израиля», «Народ Израиля» или « израильтяне ».

Первое в истории возможное упоминание слова «Израиль» было обнаружено на стеле фараона Мернептаха на территории Древнего Египта (конец XIII века до н. э.) и относится к народу, а не к стране . В книге Исход словом «Израиль» также обозначается народ (не страна и не государство) — израильтяне. Лишь после занятия израильтянами Ханаана (территории современного государства Израиль) словом «Израиль» обозначается также и страна — территория, занимаемая израильтянами.

История согласно Библии

Единое царство

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство — помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Разные источники датируют это событие 1067—1025 годами до нашей эры. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божьим . В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот этого народа. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение , не дождавшись первосвященника — в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула (по Закону Моисееву совершать всесожжение имеет право исключительно первосвященник). В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида , в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом , предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко возросла (известна фраза: «Саул убил тысячи; Давид убил десятки тысяч»). Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол (по закону Давид имел полное право сместить Саула с царского престола, но не воспользовался этим правом). В результате Израильское царство фактически пережило первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении; сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона в XI и X веках до н. э. — золотой век Израильского царства. В 1010 году до н. э. Давид перенёс столицу в Иерусалим и значительно расширил город. Согласно описанию из Второй Книги Царей (глава 5, стих 9), царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы . Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом , незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно вёл войны против внешних врагов. Также велось обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается в Писании, в Третьей книге царств (3 Цар., 3:12) как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма (3 Цар., 5: 2 - 6) . Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно, в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (ок. 932 928 годов до н. э.) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол взошёл его сын Ровоам . Но он проводил чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Именно Ровоаму принадлежит высказывание: «Отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать скорпионами (кнуты с крючьями)» (3 Цар. 12:11). Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединились под властью Иеровоама I , образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северное Израильское царство . Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме , известное впоследствии как Южное Иудейское царство .

Сомнения в историчности

На данный момент среди археологов нет единого мнения, подтверждающего или опровергающего существование объединённой монархии Давида и Соломона .

Долгое время считалось, что хотя отсутствуют прямые свидетельства существования Соломона и Давида, и многие детали библейского рассказа об этих царях носят характер легенды, история прихода Давида к власти и расцвета страны при Соломоне хорошо соотносится с археологической действительностью. В частности, к завоеваниям Давида относили археологические свидетельства уничтожения бывших филистимских и ханаанских городов, а к постройкам его сына Соломона относили обнаруженные в нескольких местах Израиля остатки монументальных городских ворот и дворцов, построенных в течение короткого периода.

Трактовка и датировка археологических находок, рассматривающихся как подтверждающие существование единого Израильского царства, оспариваются. В израильской археологии и исторической науке существуют две школы, не согласных с датировками, трактовками находок и концепциями друг друга — «Тель-Авивская» и «Иерусалимская» .

В частности, строения в Мегиддо , Хацоре и Гезере , позиционируемые как «Соломоновы», имеют альтернативную датировку IX века до н. э. — времени правления династии Омридов . По словам главы кафедры археологии Тель-Авивского университета , Исраэля Финкельштейна , Иерусалим времён Давида был «небольшой горной деревушкой», а в X веке до н. э. на территории царства из Ветхого Завета, писавшегося с VII века до н. э. , только шёл процесс формирования государств, в котором участвовал целый ряд племён. По мнению профессора, Давид был предводителем одного из этих племён и являлся не более чем «вожаком банды разбойников». До настоящего времени нет археологических находок, подтверждающих описание бурного роста Иерусалима во время «золотого века» .

Взглядов, сходных с концепцией Финкельштейна, придерживается Зеэв Херцог , профессор археологии Тель-Авивского университета. Он считает, что не существует никаких археологических доказательств единого Израильского Царства, и что Северное и Южное еврейские царства были изначально двумя отдельными, периодически враждующими между собой государствами, а Давид и Соломон были главами небольших племенных княжеств, Давид — в Хевроне , Соломон — в Иерусалиме. При этом во времена Давида и Соломона Иерусалим уже был большим поселением, однако в нём не было ни центрального храма, ни царского дворца .

Взгляды Финкельштейна и Херцога оспаривались археологами «иерусалимской школы», в том числе и на основании недавних раскопок ( англ. ) в ( англ. ) и Эйлат Мазар в Иерусалиме, в частности, находка стены в Городе Давида ( ).

Позже Финкельштейн оспорил утверждения Мазар, указывая на то, что стены, обнаруженные Мазар, не соединяются в один согласованный план и, по-видимому, принадлежат более чем одному зданию. Датировка стен, по Финкельштейну, выпадает на IX—VIII века до н. э. Финкельштейн утверждает, что некоторые из раскопанных Мазар стен действительно являются фазой развития государства в Иудее, но эта фаза датируется IX, а не X веком до н. э. Также некоторые археологи, в том числе Исраэль Финкельштейн и Александр Фанталкин из Тель-Авивского университета , обвиняют Мазар и других археологов, которые причисляют найденные стены ко временам Давида и Соломона , в субъективной интерпретации библейских текстов и выдаче желаемого за действительное .

Йосэф Гарфинкель утверждает, что Хирбет-Кияфа не принадлежал филистимлянам и соответствует библейскому городу Шаараим, и что найденная в Хирбет-Кияфа прото-ханаанская надпись является самой ранней ивритской надписью, которая была известна до сих пор; Гарфинкель интерпретировал само существование хорошо укреплённого города на границе с филистимлянами и находки на этом месте в поддержку библейского описания Объединённой монархии . Но Финкельштейн и Александр Фанталкин видят в археологических находках и датировке разрушения Хирбет-Кияфа, относимого ко времени кампании Шешонка I (по Библии, происходившей уже после распада единого царства), возможное подтверждение её принадлежности Северному царству Израиля .

Существование на границе с Иудеей крупного и хорошо укреплённого филистимского города Геф , возможно, самого большого города в Ханнане X—IX веков до н. э. (по оценкам 2015 года, занимавшего площадь в 50 га, при том что размер Иерусалима того времени оценивается в 12 га), позволяет поставить под сомнение утверждение, что царство Давида было настолько мощным, как описано в Библии .

Первое упоминание Израильского царства во внебиблейских источниках содержится в рассказе ассирийского царя Салманасара III о битве при Каркаре в 853 году до н. э. и относится к северному Израильскому царству

Примечания

  1. Иудейское царство // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. , с. 234.
  3. , с. 430.
  4. : [ 9 октября 2022 ] // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 59. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2 .
  5. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  6. А.С. Десницкий. // Ориенталистика. — 2019. — Т. 2 , вып. 2 . — С. 418 . — ISSN . — doi : . 11 июля 2020 года.
  7. , pp. 296–97
  8. , p. 126. «The Merneptah Stele… is arguably the oldest evidence outside the Bible for the existence of Israel as early as the 13th century»
  9. Дата обращения: 29 марта 2019. 29 марта 2019 года.
  10. . EJWiki.org - Академическая Вики-энциклопедия по еврейским и израильским темам . EJWiki.org. Дата обращения: 12 января 2021. 14 января 2021 года.
  11. . Дата обращения: 3 мая 2014. Архивировано из 3 мая 2014 года.
  12. . Дата обращения: 3 мая 2014. 25 июля 2018 года.
  13. . 8 мая 2014 года.
  14. . Дата обращения: 7 октября 2018. 30 октября 2018 года.
  15. Finkelstein, Israel; Fantalkin, Alexander. (англ.) // Tel Aviv : journal. — 2012. — May ( vol. 39 ). — P. 38—63 . — doi : . 31 января 2017 года.
  16. . Дата обращения: 2 декабря 2018. 27 марта 2019 года.
  17. Hasson, Nir (2015-08-04). . Haaretz . Haaretz Daily Newspaper Ltd. из оригинала 10 декабря 2017 . Дата обращения: 12 июня 2018 .
  18. : [ 9 октября 2022 ] // Излучение плазмы — Исламский фронт спасения. — М. : Большая российская энциклопедия, 2008. — С. 59. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 11). — ISBN 978-5-85270-342-2 .

Литература

  • — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Горохов А. А. Иудео-Израильское раннее государство: история формирования и развития (X в. до н. э.) / А. А. Горохов. — СПб.: Алетейя, 2021. — 300 с.: ил. ISBN 978-5-00-165347-9 .
  • Немировский А. А. Гл. 4 Восточное Средиземноморье и Аравия. Ч. Восточное Средиземноморье в первой половине I тысячелетия до н.э. // Древний Восток / под ред. В.П. Будановой. — М. : АСТ, 2008. — С. 380—408. — (Учебное пособие для вузов). — ISBN 978-5-17-045827-1 .
  • И. Р. Тантлевский . Гл. 6 История Израиля и Иудеи в эпоху Первого Храма. Ч. II Единое Израильское царство // История древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй / Под ред. А. В. Седова. — М. : «Восточная литература» РАН, 2004. — С. 429—451. — ISBN 5-02-018388-1 .
  • Циркин Ю. Б. Гл. 5 Еврейские царства Ч.1 Единое царство // История библейских стран. — Астрель, 2003. — С. 133—174. — (Классическая мысль).
  • Israel Finkelstein; Neil Asher Silberman. . — New York, 2001. — 385 p. — ISBN 0684869136 . — ISBN 978-0684869131 .
  • Israel Finkelstein. . — Atlanta, Georgia, 2013. — (Ancient Near East monographs).
  • Barton, John; Bowden, Julie (2004), The Original Story: God, Israel and the World , Wm. B. Eerdmans Publishing Company, ISBN 0802829007
  • Wenham, Gordon J. (1994), Word Biblical Commentary , vol. 2 (Genesis 16-50), ISBN 0849902010
  • Сергий (Акимов) , архим. Царство Давида: библейские предания и данные археологии // Цайтшрифт. Журнал по изучению еврейской истории, демографии и экономики, литературы, языка и этнографии. Том 7 (12). — Вильнюс : Европейский гуманитарный университет ; Центр еврейских исследований, 2020. — С. 200—216.

Ссылки

  • Yosef Garfinkel. (англ.) . The University of Western Australia (май 2011).
Источник —

Same as Израильское царство