Аборты в Израиле
- 1 year ago
- 0
- 0
Государство Израиль было основано, в первую очередь, в качестве « национального очага » для всего еврейского народа и определяется в Декларации независимости как « еврейское государство » . Закон о возвращении Государства Израиль даёт право всем евреям, детям евреев и внукам евреев получить гражданство Израиля . При этом право репатриации в Израиле не распространяется на галахических евреев, принявших иную религию, кроме иудаизма .
В то же время Израиль — демократическое государство, где, наряду с евреями, равные юридические права имеют и все прочие религиозные и этнические группы: арабы - мусульмане , арабы- христиане , армяне , друзы , бедуины , самаритяне и др.
В Израиле формально нет государственной религии , но религия и не отделена от государства. Статус иудаизма в Государстве Израиль не получил законодательного оформления из-за разногласий в обществе по вопросу об отношении религии к государству и её роли в обществе. Тем не менее, большинство населения поддерживает сохранение в той или иной форме специфически еврейского характера израильской государственности и общества.
Специалисты сходятся во мнении, что Израиль, с одной стороны, не является теократическим государством, но, с другой стороны, он также не является страной, где религия отделена от государства; часть исследователей склонна видеть «нечто вроде официальной религии» (имея в виду иудаизм ) и некое подобие официальной религиозной организации в лице ортодоксального раввината. Другая часть, наоборот, оспаривает эту точку зрения, утверждая, что, поскольку государство не обязывает граждан соблюдать религиозные нормы, а министерство по делам религий курирует все конфессии, говорить о наличии в стране официальной религии оснований нет . Свобода вероисповедания в Израиле гарантируется Декларацией Независимости . Однако полного отделения государства от религии нет, так как в сфере семейного права и некоторых других областях действует религиозное право, закреплённое в законах, принятых Кнессетом .
Ни одна из религий в Израиле не имеет преимущественного статуса. Отсутствие отделения религии от государства унаследовано правовой системой от системы права британского мандата и следует британской традиции .
Так, сфера семейного права ( браки , разводы и связанные с ними вопросы) находятся в юрисдикции религиозных судов в соответствии с правом эпохи мандата. Согласно 9-му пункту Мандата Лиги Наций Великобритании: «Должны полностью гарантироваться уважение персонального статуса различных народов и общин и их религиозных интересов». Согласно п. 51 «Речи Короля в Тайном Совете» [ когда? ] , право в вопросах личного статуса — это религиозное право тех общин, к которым принадлежат супруги, и судебные полномочия по этим вопросам переданы религиозным судам общин. По законам, принятым Кнессетом , полномочия по вопросам личного статуса граждан Израиля зависят от их религиозной принадлежности. Принятый в 1953 году «Закон о полномочиях раввинских судов» устанавливает, что вопросы браков и разводов евреев в Израиле будут в исключительных судебных полномочиях раввинских судов, при этом «бракосочетания и разводы евреев в Израиле будут проводиться по законам Торы» .
Сходным образом имеют полномочия в вопросах семейного права мусульманский, христианский и друзский религиозные суды . Вместе с тем признаются заключённые гражданами Израиля за границей браки, вне зависимости от конфессиональной принадлежности. Как следствие, в Израиле не закреплена гражданская процедуры заключения браков, и из-за запретов, вытекающих из религиозного законодательства, право граждан Израиля на заключение брака ограничено. В Израиле невозможно заключение брака, если его не признает одна из четырёх основных конфессий; в частности, невозможно заключение брака между представителями разных конфессиональных групп. Единственное исключение введено с 2010 года, когда понятие гражданского брака было закреплено законом для брака между лицами, не относящихся к традиционным для Израиля конфессиям . Значительные группы граждан не имеют возможности заключить брак в Израиле. В частности, многие репатрианты из стран бывшего СССР, не являющиеся евреями по Галахе , могут заключить брак в Израиле, только если они перейдут в еврейство, пройдя гиюр , либо официально примут иную религию. Такое положение дел является нарушением свободы совести и вероисповедания . В то же время стоит отметить, что ограничения на возможность заключить брак фактически не зависят от отношения к религии. Так, неверующие и не соблюдающие заповеди евреи по Галахе могут заключить брак по еврейскому религиозному закону.
По мнению российских исследователей конституционного права , «пока все вопросы, связанные с регистрацией актов гражданского состояния, находятся в ведении судов религиозных общин, проявление дискриминации на религиозной почве неизбежно. Наличие системы религиозных судов и отсутствие института гражданского брака способствуют сохранению в израильском обществе различных этнических и конфессиональных групп, полное равенство которых перед законом обеспечить практически невозможно» . Существуют постановления Верховного суда Израиля, критикующие отдельные аспекты религиозного брачно-семейного права, поскольку он считает эти его нормы нарушающими права человека .
Согласно Закону о регистре населения 1965 года, в удостоверение личности заносились сведения о вероисповедании и национальности . Начиная с 2002 года в удостоверениях личности национальность и религиозная принадлежность не указываются. Это изменение было сделано непосредственно после того, как Верховный Суд Израиля постановил записывать евреями в удостоверение личности лиц, прошедших консервативный и реформистский гиюр (ранее таким правом обладали только люди, прошедшие ортодоксальный гиюр). Это вызвало протест религиозных партий, которые не признают консервативный и реформистский гиюр. В результате депутатом от партии Авода Аврумом Бургом было предложено компромиссное решение удалить графу «национальность» из удостоверения личности вообще. Тем не менее, во внутренних реестрах израильского МВД национальность каждого гражданина по-прежнему указывается . На 2009 год у граждан — евреев по Галахе, в отличие от остального населения, во внутреннем паспорте указана дата рождения по еврейскому календарю. В результате каждый человек, просматривающий паспорт, может определить, является ли гражданин евреем по Галахе или нет [ уточнить ] .
Согласно К. Светловой , до недавнего времени репатрианты еврейского происхождения, скрывшие при получении гражданства факт их принадлежности к другой религии, либо перешедшие в христианство после получения гражданства, лишались израильского гражданства . Согласно социологу А. Синельникову , лишение гражданства еврея, крестившегося уже в Израиле, невозможно [ уточнить ] .
С основанием Израиля для обеспечения религиозных нужд населения и контроля над деятельностью религиозных учреждений было создано Министерство по делам религий. Под юрисдикцией религиозных судов (иудейских, мусульманских, друзских и христианских) находятся акты гражданского состояния (вопросы семейного права, а также погребение ). В юрисдикцию раввинских судов входит также утверждение гиюра . Существуют вопросы, которые могут быть рассмотрены религиозным судом по обоюдному согласию сторон. Религиозные суды, однако, подпадают под юрисдикцию Высшего суда справедливости Израиля ( ивр. בית משפט גבוה לצדק , БАГАЦ). Еврейскими общинно-религиозными учреждениями руководит Верховный раввинат, являющийся одновременно верховным апелляционным раввинским судом. В городах действуют городские раввинаты. В середине 1980-х гг. в Израиле насчитывалось около 450 раввинов, состоящих на жалованье государства, муниципалитетов и поселковых советов. Около ста даянов заседают в 24 раввинских судах, действующих в десяти городах Израиля. При муниципалитетах и поселковых советах действуют религиозные советы. В функции религиозных советов входит: устройство и содержание микве , оказание материальной помощи в учреждении и содержании синагог , контроль над кашрутом в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах, гостиницах и т. п., а также за деятельностью похоронных обществ ( Хевра кадиша ) и т. п.
Существенная особенность правовой системы государства — включение в неё элементов еврейского религиозного права ( Галахи ), хотя израильское право ни в какой мере не тождественно религиозному праву . Когда суду необходимо принять решение по какому-либо вопросу, в первую очередь поиск решения ведётся среди законов государства Израиль, затем среди законов Британского мандата, и в следующую очередь, — среди еврейских первоисточников ( Талмуд , Галаха и т. д.). Профессор М. Н. Марченко полагает: «Иудейское право зачастую рассматривается не просто как обычная составная часть, а как подсистема израильского семейного, а также всего израильского права. Причём не только и даже не столько как органически связанная и взаимодействующая с ней, сколько как весьма противоречивая, а нередко — противодействующая ей и конфликтующая с ней система» .
Согласно информации на 2016 год , 81 % израильтян являлись иудеями, 14 % — мусульманами , 2 % — христианами , 2 % — друзами , и оставшиеся 1 % (главным образом лица еврейского происхождения, но не являющиеся евреями по материнской линии) не были отнесены ни к какой конфессии .
Среди еврейского населения Израиля (5,49 млн.) 25 % определяют себя как ортодоксальные иудеи (из них 8 % определяют себя как харедим ), а 17 % как религиозные сионисты (близко к понятию « модерн ортодокс » в диаспоре), около 55 % соблюдают заповеди иудаизма частично (« масортим ») и 20 % считают себя совсем нерелигиозными .
Мусульмане являются наиболее многочисленным религиозным меньшинством в Израиле. Израильские арабы, которые составляют 19,8 % населения страны, в большинстве своём исповедуют ислам (82,6 %), 8,8 % из них являются христианами и 8,4 % друзами.
Представители других религиозных групп, включая буддистов и индуистов, также присутствуют в Израиле, хотя и в небольшом количестве .
По сообщению Центрального статистического бюро Израиля, к концу 2012 года в Израиле постоянно проживали 154 500 христиан, составляющих 2 % всего населения страны (без учёта иностранных рабочих, исповедующих христианство). 80,4 % израильских христиан — арабы , а остальные — члены семей репатриантов , прибывших в Израиль в рамках Закона о возвращении , и их дети, родившиеся уже в Израиле .
Католики (90 тыс. ) представляют крупнейшее направление христианства в Израиле. При этом около половины израильских католиков принадлежат к Мелькитской католической церкви .
Немало в стране протестантов (30 тыс. ). Крупнейшими протестантскими конфессиями являются мессианские евреи (9-12 тыс. ), пятидесятники (9 тыс. ) и баптисты (3 тыс. ).
Прихожанами Православных и Древневосточных православных церквей являются 30 тыс. верующих . Большинство из них принадлежит к Иерусалимской православной церкви . Русская православная церковь насчитывает 2 тыс. верующих , однако их статус как членов религиозной общины не определён государством.
Земля Израиля является средоточием святых и памятных мест иудаизма и христианства.
Иерусалим занимает особое место в сердцах иудеев, мусульман и христиан. Здесь располагаются главные святыни иудаизма — Стена плача и Храмовая гора ; христианства — Храм Гроба Господня ; ислама — Купол Скалы и мечеть Аль-Акса .
Другие места важных религиозных событий, находящиеся на территории Израиля:
В 2001 году в Израиле учреждена межрелигиозная организация « Ассоциация межрелигиозного взаимодействия » чтобы способствовать диалогу между евреями , мусульманами , христианами , друзами и бахаи ) .