Interested Article - Го Можо

Го Можо́ ( кит. упр. 郭沫若 , пиньинь Guō Mòruò , при рождении Го Кайчжэнь ( кит. трад. 郭開貞 , упр. 郭开贞 , пиньинь Guō Kāizhēn ), псевдоним — Го Дин-тан ; 16 ноября 1892 12 июня 1978 ) — китайский писатель, поэт, историк, археолог и государственный деятель, первый президент Академии Наук КНР ( 1949 1978 ). Автор многочисленных исторических и литературных произведений, а также переводов, в том числе с русского языка. Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» ( 1951 ).

Имена
Имя Второе Имя
Трад. 郭沫若 鼎堂
Упрощ. 郭沫若 鼎堂
Пиньинь Guō Mòruò Dǐng Táng
Уэйд-Джайлс Kuo Mo-jo Ting-T’ang
Палл. Го Можо Дин Тан

Биография

Родился 16 ноября 1892 года . Предки Го Можо были бедные хакка , пришедшие в Сычуань из Фуцзяни в XVII веке и постепенно разбогатевшие .

Памятник Го Можо в пекинском парке Шичахай

В 1914 году Го Можо отправился в Японию с целью изучения медицины. Однако вскоре его гораздо больше заинтересовали иностранные языки и литература. Он начал переводить иностранную литературу на китайский язык и, начиная с 1916 года, писать стихи.

Го Можо стал одним из видных участников Движения 4 мая и активным поборником использования общепонятного современного китайского языка (а не вэньяня ) в литературе. Его стихи начали появляться в печати в 1919 году .

Окончил медицинский факультет японского университета Кюсю (1923).

Го Можо вернулся в Китай в 1924 году . К этому времени он уже стал убеждённым марксистом. В 1925 году он стал деканом литературного факультета в Университете им. Сунь Ятсена в Гуанчжоу , где в те годы работали и многие другие революционные китайские писатели, такие как Лу Синь .

Он участвовал в качестве политработника в Национальной революционной армии Китая в совместном Северном походе Гоминьдана и коммунистов против бэйянских милитаристов в 1926—1927 годах .

В 1927 году Го Можо вступил в Коммунистическую партию Китая . После поражения Наньчанского восстания (август 1927 года), Гоминьдан начал чистки против коммунистов, и в январе 1928 года Го Можо снова отправился в Японию.

Следующее десятилетие (1928-37) Го провёл в Японии, где он со своей японской женой Томико Сато ( ; 1895—1994) и детьми жили в городе Итикава (префектура Тиба ). В это время Го занимался древней китайской историей и палеографией (надписи на бронзовых сосудах, гадательных костях и черепашьих панцирях). Опубликовал «Исследование древнекитайского общества» ( 1930 ) и «Исследование корпуса надписей на бронзовых сосудах династии Чжоу » ( 1935 ), в которых доказывал, что, в соответствии с марксистской теорией развития общества , древний Китай имел рабовладельческий строй . Он также вступил в Лигу левых писателей Китая в 1930 году, а затем — во Всекитайскую ассоциацию работников литературы и искусства по отпору врагу.

В доме-музее Го Можо в Пекине

Вскоре после инцидента на Лугоуцяо летом 1937 года, Го Можо вернулся в Китай, чтобы участвовать в борьбе с японскими захватчиками . Во время войны Го со своей новой женой, Юй Лицюнь (于立群; 1916—1979), жили главным образом в гоминьдановской столице Чунцине , где, начиная с 1941 года , он написал ряд пьес историко-патриотического содержания.

После победы коммунистов в гражданской войне в 1949 году , Го Можо становится председателем Академии Наук КНР , занимая этот пост до своей смерти в 1978 году . У него было шесть детей с Юй Лицюнь, а после войны несколько из его пятерых детей от Томико, выросших и получивших образование в Японии, также переселились в Китай .

В годы культурной революции , начиная с 1966 года , Го Можо подвергся травле. Двое его сыновей, Го Шиин (郭世英, 1942 — 22.04.1968) и Го Миньин (郭民英, 11.1943 — 12.04.1967), совершили самоубийство в результате «критики» и преследований хунвэйбинами , но Го Можо смог пережить культурную революцию, и к 1970-м годам опять стал играть важную роль в государстве.

Поэтическое творчество

Го Мо-жо написал немало стихотворений. Некоторые из них были переведены на русский язык и вошли в четвёртый том «Антологии китайской поэзии», изданный в Москве в 1958 году. Он написал 101 стихотворение, посвящённое 101 виду цветов и включённое в 1959 году в сборник « Пусть расцветают сто цветов » ( кит. упр. 百花齐放 ). 36 из них были переведены на русский язык и изданы в 1960 году в СССР книгой «Стихи о цветах».

Награды и звания

Сочинения

  • Избранные сочинения. — М. , 1955.
  • Бронзовый век. — М. , 1959.
  • Го Мо-жо. Стихи о цветах / Перевод с китайского А. Гитовича . — М. : Издательство иностранной литературы , 1960. Издание содержит стихотворения, опубликованные в 1958 году в газете « Жэньминь жибао ».
  • Философы древнего Китая. — М. , 1961.
  • Го Можо . Сочинения: Стихотворения; Драмы; Повести и рассказы: Перевод с китайского. [Сост. и вступ. статья Н. Федоренко .] — М. : Художественная литература , 1990. — 623 с.; 48 000 экз. (Библиотека китайской литературы)

См. также

Примечания

  1. . — Brill, 1990. ISBN 90-04-07880-0 .
  2. Michael Dillon. от 3 августа 2020 на Wayback Machine . — Routledge, 1998. ISBN 0-7007-0439-6 .
  3. Главы из книги от 17 сентября 2007 на Wayback Machine («Потомство знаменитостей современности»), автора У Дунпин (吴东平). Хубэйское народное издательство, 2006 г. ISBN 7-216-04476-2 .
  4. от 25 февраля 2009 на Wayback Machine («Последние годы Го Можо»: Го Миньин и Го Шиин). По материалам книги 《郭沫若的晚年岁月》(Последние годы Го Можо) автора 冯锡刚 (Фэн Сиган) ISBN 7-5073-1622-X . (кит.)
  5. на официальном сайте РАН
  6. 5 марта 2016 года.

Литература

  • Китайская философия. Энциклопедический словарь. — М. , 1994. — С. 66. — ISBN 5-244-00757-2 .
  • Боревская Н. Е. Го Можо и Тао Синчжи: школа, личность, общество. — Институт Конфуция (русско-китайское издание), ноябрь 2012. — С. 31—34.
  • Маркова С. Д. Го Мо-жо - первопроходец новой китайской поэзии и мировая культура. — М. : Восток-Россия-Запад: Исторические и културологические исследования, 2001. — С. 461—472.

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Го Можо