Interested Article - Лавровский, Михаил Леонидович

Михаи́л Леони́дович Лавро́вский (наст. фамилия — Иванов , род. 29 октября 1941 , Тбилиси , Грузинская ССР , СССР ) — советский и российский артист балета , балетмейстер , хореограф , балетный педагог, актёр . Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской (1970) и Государственной премии СССР (1977).

Биография

Михаил Лавровский родился 29 октября 1941 года в Тбилиси ( Грузия ), в артистической семье.

В 1952 году поступил в Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии ), учился у педагогов , Н. И. Тарасова и Г. М. Евдокимова, также его классу преподавала Е. Г. Фарманянц .

После окончания училища в 1961 году, поступил в труппу Большого театра , став солистом театра в 1963 году. Работал под руководством А. Н. Ермолаева . Среди первых ролей были партии Сына Георгия в балете «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе ( 1961 ), Раба в « Спартаке » А. И. Хачатуряна (1962), Филиппа в « Пламени Парижа » Б. В. Асафьева (1962).

Среди наиболее известных работ того времени — партия Альберта в балете « Жизель » А. Адана (1963), где его партнёршей стала Н. И. Бессмертнова . По мнению самого артиста, роль Спартака в одноимённом балете была переломной в его творческой карьере и стала своего рода его звёздным часом и визитной карточкой .

Был солистом Большого театра до 1987 года, затем — педагог-балетмейстер и репетитор до 1988 года.

В 1978 году окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства ) (педагог Р. В. Захаров ).

C 1983 по 1985 год — художественный руководитель Грузинского театра оперы и балета им. З. П. Палиашвили в Тбилиси.

Как педагог и балетмейстер работал за рубежом: в Театре оперы и балета в Нови-Сад ( Югославия , 1997), Академии танца в Риме ( Италия , 2000), в труппе «Токио-балет» ( Япония , 1996), хореографической школе Анны Барт в Берлине ( Германия , 1990), в США , в том числе в Хьюстоне .

В 2005—2008 годах возглавлял балетную труппу Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко .

В дальнейшем — художественный руководитель Московского государственного хореографического училища им. Л. М. Лавровского — школы балета имени его знаменитого отца .

С 2010 года — также художественный руководитель Московской государственной академии хореографии .

Входит в состав жюри национальной театральной премии и фестиваля « Золотая маска » . Председатель Творческого совета «Дягилевъ Центра».

Семья

  • Отец — Леонид Михаилович Лавровский (1905—1967), артист балета, балетмейстер и педагог. Народный артист СССР (1965)
  • Мать — (1910—1996), артистка балета. Заслуженная артистка РСФСР (1948). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976)
  • Первая жена — Людмила Ивановна Семеняка (род. 1952), балерина, народная артистка СССР (1986) .
  • Вторая жена — Долорес Гарсиа (14.07.1958), архитектор, театральная художница.
  • Сын — Леонид Михайлович Лавровский-Гарсиа (08.02.1987), театральный актер, режиссёр и педагог, преподаватель актёрского мастерства в Российском институте театрального искусства ГИТИС.

Награды и звания

Творчество

Репертуар

Балетмейстер

Среди балетов: спектакль «Фантазия на тему Казановы» (1993, музыка В. А. Моцарта ) (Большой театр, ранее ставившийся в Атланте , США ), пластико-хореографический спектакль-антреприза «Откровения» на музыку В. Кикты (театр-студия «Группа граждан»; премьера состоялась на сцене Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 1991), балеты «Кафе-квартал» на музыку Дж. Гершвина (премьера состоялась на сцене Московского театра оперетты , 1995), «Сильнее золота и смерти» на музыку Р. Вагнера (театр «Русский камерный балет „Москва“», 1996), «Нижинский» на музыку С. В. Рахманинова (с участием артистов Большого театра, сам исполнил роль Сергея Дягилева ; премьера состоялась на сцене филиала Малого театра , 2000), «Ричард III» на музыку М. Равеля (премьера состоялась на сцене Концертного зала имени П. И. Чайковского , 2000), «Любовь-волшебница» («Матадор») на музыку М. де Фальи (2001, Большой театр). В 1996 году восстановил балет «Жизель» в редакции своего отца для труппы театра «Русский камерный балет „Москва“».

В качестве балетмейстера работает в драматическом театре: моноспектакль «Анна Каренина» А. А. Эшпая (БОГИС, 1998), спектакли «Последняя ночь последнего царя» (по пьесе Э. С. Радзинского , режиссёр В. В. Фокин , БОГИС, 1998), «Прекрасное лекарство от тоски» режиссёра И. Л. Райхельгауза по пьесе С. И. Злотникова (2001, театр « Школа современной пьесы »), постановки М. Крылова «Евгений Онегин… Пушкин» (БОГИС, 2000) и «Маленький принц» (БОГИС, 2001), в котором соединились драма, опера и балет, и другие.

В 2004 году поставил «Ромео и Джульетту» на сцене Саратовского театра оперы и балета .

В качестве хореографа создал несколько фильмов-балетов, в том числе балет «Мцыри» Д. А. Торадзе (1977), «Прометей — поэма огня» А. Н. Скрябина ( 1981 ), «Хореографические новеллы» на музыку И. С. Баха и Ф. Листа ( 1986 ), художественный видеофильм «Фантазёр» (1989 — исполнитель главной роли).

Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили

Михаил Лавровский о спектакле « Ромео и Джульетта »

«В нашей музыкально-хореографической поэме мы сохранили дух музыки Прокофьева и преподнести основную линию Шекспира: прославление любви, преодолевающей вражду»

М. Л. Лавровский

Михаил Лавровский о спектакле « » Дж. Гершвина

«Музыка оперы Гершвина удивительно сочная, мелодичная, в которой пульсируют ритмы "века джаза". В моём балете соединены элементы современного танца и классической хореографии»

М.Лавровский

«Участие Михаила Лавровского в спектаклях как хореографа возродило интерес публики, и он получил возможность для осуществления собственных творческих замыслов — балетов „ Ромео и Джульетта “ и „ “. В одноактном балете „Ромео и Джульетта“ Лавровский нашёл новые режиссёрские решения внутри спектакля, новые способы раскрытия конфликта. Вопрос хореографической драматургии , режиссуры, также как и взаимоотношений с музыкальной основой, стал самым острым в работе балетмейстера. В свободной интерпретации известной оперы Гершвина „ Порги и Бесс “, в интересом образном решении художника Мураза Мурваниндзе , много находок и удачных сцен, балетмейстер использовал основной приём рассказа о калеке Порги, любящем „негритянскую Кармен“ Бесс. За Бесс реальной стоит Бесс-мечта…» — Н. Ю. Чернова , кандидат искусствоведения

Фильмография

  • 1954 — « Ромео и Джульетта » ( телебалет ) — паж
  • 1964 — « » (фильм-балет) — «Вальс» Равеля
  • 1968 — «Ромео и Джульетта» (фильм-балет) — Ромео
  • 1972 — « » (фильм-балет) — Мечтатель
  • 1972 — « » (фильм-балет) — Ипполит
  • 1975 — «Жизель» ( экранизация балета ) — Альберт
  • 1977 — «Мцыри» (фильм-балет) — главная роль
  • 1978 — « » (телефильм-концерт)
  • 1982 — «Свидание назначила Татьяна Шмыга » (музыкальный телефильм)
  • 1982 — «Танцуют Нина Сорокина и Михаил Лавровский»
  • 1980 — «Большой балет» (фильм-балет)
  • 1983 — « » (фильм-балет) — Германн
  • 1984 — «Прометей» (телефильм) — главная роль
  • 1986 — « » (телефильм) — исполнитель хореографических партий
  • 1986 — «Хореографические новеллы»
  • 1988 — «Фантазёр» (фильм-балет) — исполнитель главной роли
  • 1989 — « » — эпизод
  • 1990 — « » (фильм-балет) — Али-Баба
  • 2000 — « Зависть богов » — эпизод
  • 2004 — « Дети Арбата » — Семён Григорьевич
  • 2005 — «Плата за любовь» — Иннокентий Павлович
  • 2007 — «Звезда Империи» — Мариус Петипа
  • 2009 — «Двойная пропажа» — Карпухин

Режиссёр

Сценарист

Участие в фильмах

  • 1987 — Балет от первого лица (документальный)
  • 1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
  • 2007 — Артист забытого жанра. Владимир Шубарин (документальный)

Примечания

  1. Лавровский Михаил Леонидович // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. Юлия Стрижекурова. // Журнал «Балет». — 2005. — № 6 . 8 апреля 2010 года.
  3. . Дата обращения: 15 июня 2017. 9 июня 2017 года.
  4. . Телеканал Культура (30 октября 2006). Дата обращения: 15 февраля 2010. Архивировано из 27 октября 2011 года.
  5. . Дата обращения: 15 февраля 2010. 27 апреля 2012 года.
  6. . Дата обращения: 13 сентября 2012. 5 сентября 2012 года.
  7. (недоступная ссылка)
  8. . Национальная театральная премия «Золотая маска». Дата обращения: 15 февраля 2010. 26 ноября 2019 года.
  9. . Дата обращения: 5 мая 2010. Архивировано из 2 ноября 2005 года.
  10. . Дата обращения: 9 марта 2011. Архивировано из 24 октября 2011 года.
  11. . Дата обращения: 11 сентября 2021. 11 сентября 2021 года.
  12. . Дата обращения: 12 сентября 2021. 30 мая 2019 года.
  13. . Дата обращения: 15 февраля 2010. 7 сентября 2009 года.
  14. . portal-kultura.ru . Дата обращения: 31 октября 2021. 30 октября 2021 года.
  15. . portal-kultura.ru . Дата обращения: 26 июня 2023. 26 июня 2023 года.
  16. . Дата обращения: 16 декабря 2019. 15 июня 2017 года.
  17. М.Лавровский. // «Буклет Тбилисского Академического театра Палиашвили - Гастроли в ГАБТе». — 1-14 ноября 1984.
  18. М.Лавровский. // «Буклет театра Палиашвили - Гастроли в ГАБТе». — 1-14 ноября 1984.
  19. в балете. Одна из теоретических систем разработана Л. А. Линьковой
  20. Н.Ю.Чернова . «Ожившая музыка» // « Правда ». — 1 декабря 1984.
Источник —

Same as Лавровский, Михаил Леонидович