Interested Article - Утопический социализм
- 2021-02-22
- 1
Утопи́ческий социали́зм — принятое в исторической и философской литературе обозначение предшествовавшего марксизму учения о возможности преобразования общества на социалистических принципах , о его справедливом устройстве.
Главную роль в разработке и внедрении в общество идей о строительстве социалистических отношений ненасильственным образом, лишь силой пропаганды и примера, сыграла интеллигенция и близкие к ней слои.
Утопический социализм в древности
Первые идеи о более справедливом обществе скорее всего зародились ещё на стадии разделения общества на классы и возникновения имущественного неравенства . Следы подобных воззрений встречаются при изучении как фольклора , так и мифологии народов Азии, Европы и Северной Африки.
В Древних Греции и Риме зачатки идей утопического социализма проявились в идущем ещё от Гесиода мечтании о возвращении минувшего «золотого века», когда счастливые люди не знали неравенства, собственности и эксплуатации. Тема достижения справедливого политического устройства была одной из наиболее обсуждаемых греческими философами, искавшими решение проблемы имущественного неравенства и «естественного состояния» общества, в котором оно пребывало в доклассовые времена. Нужно также отметить и роль уравнительных реформ в Спарте , а также платоновскую модель рабовладельческого « коммунизма », осуждавшую частную собственность (« Государство »).
Значительный вклад в развитие учения об утопическом социализме внесла уравнительная социальная идеология раннего христианства , несущая в общество проповедь братства, всеобщего равенства и потребительского коммунизма. Воздействие этих идей сохранило свою силу вплоть до XIX века, когда легло в основу теории христианского социализма .
Предсоциализм в средневековье
Во время господства феодальных хозяйственных отношений взгляды, близкие к утопистско-социалистическим, формировались прежде всего на религиозной почве и выливались в виде многочисленных ересей — вальденсов , бегардов , таборитов , катаров , лоллардов , апостольских братьев , анабаптистов и других, объяснявших возникновение социального и имущественного неравенства в первую очередь отступничеством церкви и правящих классов от истинных идеалов раннего христианства. Несмотря на религиозную форму ересей, они имели конкретное экономическое содержание, выраженное в ожидании всеобщего блага и счастья людей, наступлении «тысячелетнего царства» , пропагандировали отношения, характерные для первых христианских общин. В некоторых из этих сект воскрешались идеалы евангельского учения и создавались самоуправляемые общины с аскетической уравнительностью в потреблении и совместным ведением хозяйства . В редких случаях этот крестьянский религиозный коммунизм перерастал в вооружённое общественное движение, как это случилось в позднее средневековье в Чехии , во время Гуситских войн ( табориты ) и в Германии , во время Крестьянской войны XVI века ( Т. Мюнцер ).
В XVI—XVII вв., с началом эпохи первоначального накопления капитала, возникла литература утопического характера. Родоначальником утопического социализма считается английский государственный деятель и писатель-гуманист Томас Мор . Его главное сочинение — «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516). В книге автор показывал несовершенство существовавшего строя, бедствия крестьян, причину которых видел в частной собственности. Он создал идеальное государство Утопия, в котором господствует общественная собственность, общественное производство, справедливое распределение. Все жители Утопии обязаны работать, а в свободное время изучать науки и искусства. Все произведённое является общественным достоянием, а изобилие материальных благ позволяет распределять их по потребностям. Политический строй основан на демократии .
В Италии известным сторонником утопического социализма был Томмазо Кампанелла . В своей книге «Город Солнца» (1623) Кампанелла, также как и Мор, создал идеальное государство, в котором господствует общественная собственность, а все блага распределяются поровну между жителями .
Идеи первых Мора и Кампанеллы являются социалистическими, потому что их авторы понимали связь социального неравенства с частной собственностью. Они воспевали крупные города, а главную роль в создании нового строя отводили государству в лице великого политика, завоевателя, мыслителя, действующих с помощью пропаганды и примера .
Утопический социализм в Новое время
Одними из первых социалистов-утопистов нового времени были англичане Джерард Уинстэнли и Джон Беллерс .
Во Франции социальные утопии XVII—XVIII веков выливались как правило в форму художественных романов-путешествий, где идеализированное общество добродетельных туземцев противопоставлялось полному несправедливости европейскому обществу ( Габриэль де Фуаньи , Дени Верас д’Алле , и другие). В XVIII веке с проповедью революционного ниспровержения гнёта и эксплуатации выступал Жан Мелье , стоявший на позициях общинного патриархального коммунизма. Для многих коммунистических сочинений того же столетия основополагающим мотивом была просветительская теория «одинаковости естественной природы» человечества и вытекающего из этого положения «равенства прав» всех людей. Исходя из этих идей, Морелли и Габриэль де Мабли обосновали коммунизм с точки зрения теории естественного права .
Утопический социализм времён Просвещения прокламировал право человека на труд и обязательность труда для всех, социальной справедливости в распределении средств, превращение земли в общедоступную собственность. В годы Великой французской революции происходила политизация этих идей морального социализма. Сторонники эгалитарных (уравнительных) утопических идей требовали всеобщего уравнительного передела земли, ограничения собственнических прав и подчинения их нуждам общества (« Бешеные »). С дальнейшим углублением революции происходила радикализация взглядов утопистов-революционеров: от наивных первых проектов о мирном законодательном введении общинного коммунизма во Франции — до планов коммунистических преобразований с помощью санкюлотской революционной диктатуры ( Франсуа Буассель ).
Квинтэссенцией развития радикального утопизма были взгляды Гракха Бабёфа и бабувистской программы заговора равных , впервые выдвинувших требование коммунистической революции с введением после её победы коммунистической диктатуры и обосновавших необходимость переходного периода от капитализма к коммунизму. Выражая взгляды людей домашинной эпохи, бабувизм показывал идеал коммунистического общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, в распределении предлагал строгую «уравниловку», всеобщий аскетизм, выказывал негативное отношение к людям умственного труда.
Утопический проект разрабатывал на бумаге видный деятель французской революции Сен-Жюст .
Утопический социализм в XIX веке
В первой половине XIX столетия движение за осуществление социалистических идеалов возглавили интеллектуалы, из среды которых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон , Ш. Фурье , Р. Оуэн — «основатели социализма», по определению Ф. Энгельса , впервые развившие самостоятельную теорию утопического социализма в подлинную науку, заменившую обанкротившуюся революционную метафизику теории «естественного права». В вопросе о преобразовании общества на первое место было поставлено создание крупного общественного производства, применяющего новейшие достижения науки и техники. Преодолевая привычные представления об уравниловке и всеобщем аскетизме при коммунизме, утописты выдвинули принцип распределения «по способностям», изображали будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Утописты-социалисты говорили о грядущем уничтожении разницы между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о планировании производства, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и так далее.
В то же время печальный исход Великой Французской революции свидетельствовал о несостоятельности действий революционных масс, об определяющей миссии думающего меньшинства и волевых решений отдельных личностей. Не отрицая воздействия на общественную жизнь рационалистических идей духовного мира, то же время социалисты-утописты возрождали религиозные идеи- «новое христианство» Сен-Симона; пантеистическая метафизика и мистическое объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье; новый моральный мир, перевоспитывающий людей при помощи рациональной социалистической религии у Оуэна.
В это время в среде последователей социализма возникают движения — сенсимонизм ( Б. П. Анфантен , С.-А. Базар и другие), фурьеризм ( В. Консидеран ), оуэнизм. Предпринятые в 20—40-е годы XIX века попытки создания в Англии и США оуэнистских коммунистических колоний, как и более многочисленные опыты по образованию фурьеристских ассоциаций-фаланг в США, после кратковременных успехов оканчивались неизменным крахом. Та же судьба постигла и колонии Э. Кабе . Всего же было более 40 попыток создания в США фурьеристских фаланг. Наиболее известная — Брукфарм , близ Бостона , просуществовала с 1841 по 1846 год .
В 1830—1840-х годах в среде социалистов выкристаллизовывается несколько течений. Одно разрабатывало проекты производительных ассоциаций ( Ф. Бюшез , Л. Блан , К. Пеккёр , П. Леру и другие) или ассоциаций эквивалентного товарообмена ( , П. Ж. Прудон ) и рассматривало их как основное средство борьбы против крупного капитала и переустройства общества мирным путём на основе сотрудничества классов. Другое течение, английских социалистов-рикардианцев ( У. Томпсон , Д. Ф. Брей и другие) объявили прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, и для устранения этой несправедливости выдвинули теорию получения рабочими «полного продукта их труда». Это течение косвенно способствовало развитию чартистского движения в Англии. Позднее, уже в немецкой интерпретации, концепция получения рабочими полного продукта их труда была раскритикована К. Марксом в работе Критика Готской программы .
В среде тайных революционных обществ Европы 30—40-х годов XIX века создавались учения необабувистского коммунизма, с его требованием немедленного коммунистического переустройства путём революционного переворота и введения революционной диктатуры, вводящей общность имущества. Во Франции эти воззрения разделяли Т. Дезами , Ж.-Ж. Пийо , О. Бланки , и другие. Использование теоретиками социализма и коммунизма этого времени некоторых идей утопического социализма позволило им сделать важный шаг от уравнительных принципов к коммунистическому принципу « от каждого по способностям, каждому по потребностям ». В произведениях Дезами и В. Вейтлинга теория утопического коммунизма достигла своей вершины.
Близкую форму к утопическому социализму представляли взгляды китайского революционного демократа Сунь Ятсена . Таким образом, можно констатировать, что учение утопического социализма было не региональным, чисто европейским явлением — его идеи, соединяясь с идеологией национально-освободительных движений, выдвигались также в странах Африки , Азии , Латинской Америки .
Утопический социализм в России
Предшественниками идей утопического социализма в России в конце XVIII — начале XIX столетий были А. Н. Радищев и П. И. Пестель . Особенно широкое распространение получили эти идеи в 30—40-е годы. Социалистические взгляды А. И. Герцена и Н. П. Огарёва , возникшие под влиянием трудов Сен-Симона и Фурье , положили начало социалистической традиции в русской общественной мысли.
В то же время ранний русский утопический социализм представлял собой разновидность христианского социализма ( В. С. Печерин и др.). Такой религиозный социализм продолжал существовать и позже — среди некоторых петрашевцев и народников , а также членов Кирилло-Мефодиевского общества .
В 1840-х годах среди наиболее ярких представителей русского домарксистского социализма мы видим А. И. Герцена, Н. П. Огарёва, В. Г. Белинского , М. В. Петрашевского , В. А. Милютина . Суть социалистического учения они понимали как антропологическую идею природы, полной реализацией которой только и может быть социализм , и историческая диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства.
В 60—70-е годы XIX века в России , в результате длительных социально-теоретических исканий, возникает особая разновидность утопического социализма — «русский», или крестьянский социализм, получивший название народничества и в рамках которого в основном и происходило развитие социалистической идеи в России во 2-й половине XIX века. Впрочем, иногда рассматривались и иные возможности строительства социалистического общества — например, через создание крупной промышленности ( Д. И. Писарев и др.).
Наиболее глубокая концепция русского утопического социализма была разработана Н. Г. Чернышевским , которого В. И. Ленин считал «величайшим представителем утопического социализма в России». В 70—80-е годы представители утопического социализма также заимствовали у марксизма его отдельные идеи ( П. Л. Лавров и др.).
Примечания
- Е. Н. Лобачёва , 22.3. «Экономическая мысль Средневековья», стр. 439
- ↑ Е. Н. Лобачёва , 22.3. «Экономическая мысль Средневековья», стр. 440
- Е. Н. Лобачёва , 22.3 «Экономическая мысль Средневековья», стр. 441
Литература
Произведения утопистов
- Вильгельм Вейтлинг . / Перевод с нем. В. В. и М. М. Альтман, с комментариями В. В. Альтмана. Вступ. статья В. П. Волгина (М.-Л.: изд-во АН СССР. MCMLXII)
- Теодор Дезами . / Перевод с франц. , Ф. Б. Шуваевой. Комментарии В. С. Алексеева-Попова. Вступительная статья В. П. Волгина (М.: изд-во АН СССР. MCMLVI)
- / Перевод с франц. Э. А. Желубовской. Вступительная статья и комментарии В. П. Волгина (М.: изд-во АН СССР. 1961)
- Этьен Кабе . / серия «Предшественники научного социализма» под общей редакцией В. П. Волгина. Перевод с французского под редакцией Э. Л. Гуревича . Комментарии Э. Л. Гуревича и Ф. В. Шуваевой. Вступительная статья В. П. Волгина. М.-Л.: Издательство Академии наук СССР , 1948
- / перевод с франц., англ.; вступит.статья Л. Воробьева (М.: Художественная литература. 1971)
Научно-исследовательские работы
- Черкезов В. Н. — Предтечи Интернационала. Доктрины марксизма" — 2010.
- Вознесенская В. А. (М.: изд-во Социально-экономической литературы. 1958)
- Волгин В. П. (М.: изд-во АН СССР. 1975)
- Волгин В. П. (М.: изд-во АН СССР. 1958)
- Волгин В. П. (М.: изд-во АН СССР. 1961)
- Волгин В. П. 1918
- Иоаннисян А. Р. (М.: Наука. 1966)
- Иоаннисян А. Р. (М.: Наука. 1981)
- Каутский К. «Предшественники новейшего социализма», т. 1-2 М.-Л. 1924-25
- Кучеренко Г. С. (М.: Наука. 1975)
- Поль Луи . / Перевод с франц. Е. Я. Успенской, под ред. и с предисл. М. Зеликмана (М.: Красная новь, Главполитпросвет. 1923)
- Манхейм К. Идеология и утопия // Избранное. Диагноз нашего времени. — М.: Юристъ, 1994. — 704 с. — С. 7—276.
- Меринг Ф. / Перевод с немецкого (Юго-Восточное краевое партийное изд-во «Буревестник», Ростов-на-Дону — Краснодар, 1924)
- Мортон А.-Л. / Перевод с англ. О. В. Волкова, под ред. и со вступительной статьей В. Ф. Семенова (М.: Иностранная литература. 1956)
- Ойзерман Т. И. Марксизм и утопизм. — М.: Прогресс—Традиция, 2003.
- Плеханов Г. В. Утопический социализм XIX века. — М. 1958
- , 1962—1987 гг.
- Экономическая теория / Под ред. Е. Н. Лобачёвой. — 2-е изд.. — М. : Высшее образование, 2009. — 515 с. — ISBN 978-5-9692-0406-5 .
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|
- 2021-02-22
- 1