Список произведений О. Генри
- 1 year ago
- 0
- 0
Список произведений Андрея Рублёва включает все работы, связанные в современном искусствоведении (2000—2010-е годы) с его именем.
В первую очередь, это бесспорные произведения, перечисленные в летописных и иных источниках (белый цвет), число которых крайне ограничено, некоторые не сохранились (выделены розовым ). Также в таблицу включены произведения, которые на протяжении XX века приписывались ему учёными с той или иной степенью достоверности . Те из них, атрибуция которых Андрею Рублёву в настоящий момент не отведена и остается общепринятой большинством специалистов (несмотря на отсутствие упоминаний в письменных источниках), выделены зелёным цветом.
Те же произведения, которые приписывались Андрею Рублёву сомнительно, против которых выступает большинство экспертов, а также те, чья атрибуция снята из-за новой информации, выделены серым цветом.
Как пишут специалисты по древнерусскому искусству, «с момента открытия подлинных работ Андрея Рублёва (1918) в науке не прекращаются споры о принадлежности кисти мастера тех или иных произведений. Поскольку проблема не может считаться решенной до настоящего времени, мы предлагаем положить в основу выделения достоверных произведений художника строгий признак — наличие прямых исторических свидетельств. При таком подходе круг достоверных произведений Рублёва сузится до трех [сохранившихся]: стенные росписи Успенского собора во Владимире , икона „Троица“ и фрагменты орнамента в соборе Андроникова монастыря . Коллективный характер стенописных работ, а также их плохая сохранность делают задачу выделения индивидуального стиля мастера трудноразрешимой. По существу только „Троица“ может служить основанием для суждения о стиле живописи Андрея Рублёва» . Другие произведения, перечисленные источниками, либо не сохранились, либо принадлежат не мастеру, а ученикам — членам артели, которую он возглавлял вместе с Даниилом Чёрным (иконостасы Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троицкого монастыря ) .
Прочие произведения атрибутируются (либо атрибутировались) Андрею Рублёву на основе стилистического анализа (манеры письма), подходящих хронологических рамок и географической локализации произведений (в том числе провенанса ).
Иллюстрация | Произведение | Дата | Место |
Со-
авторы |
Сохран-
ность |
Состав | История и атрибуция |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Благовещенский собор Московского Кремля,
фрески |
1405 год | Москва | Феофан Грек , |
Нет;
церковь полностью перестроена в 1416 году; современное здание построено в 1489 году |
Упоминание в
Троицкой летописи
.
Чернец Андрей был младшим членом артели; первое упоминание о нём. |
||
Успенский собор во Владимире,
фрески |
1408 год | Владимир | Даниил Чёрный |
Да;
частичная сохранность |
От росписи дошли отдельные части:
1. Предтеченского цикла 2. Богородичного цикла 3. Праздничного цикла 4. Страшного суда, а также отдельные изображения святых, орнаменты и полотенца в различных частях храма |
Упоминание в Троицкой летописи; единственный документально подтверждённый, точно датированный и сохранившийся памятник в творческом наследии художника
.
Андрей был младшим мастером после Даниила. |
|
Икона Богоматери Владимирская «Умиление»
из Успенского собора во Владимире |
Около 1408 года | ВСИХМЗ , Владимир | Да |
Приписывается; с этим мнением согласны И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев, Г. И. Вздорнов, О. С. Попова, а
М. В. Алпатов
и Э. С. Смирнова решительно отвергают авторство
.
Одна из самых древних копий Владимирской иконы Божией Матери . |
|||
|
Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря
фрески |
1420-е годы | Сергиев Посад | Даниил Чёрный, «некии с ними» |
Нет,
фрески не сохранились (переписаны в 1635 году) |
Андрей Рублев её расписывал, по свидетельству «Жития Сергия Радонежского» (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и «Жития Никона» (1430—1450-е годы) . | |
Икона «Троица»
из местного ряда иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря |
1411 год / 1425—1427 годы | ГТГ , Москва | Да |
Эталон творчества Рублёва, его несомненное произведение.
Сведения об авторстве Рублёва восходят к постановлению Стоглавого собора 1551 года , упоминается авторство и в «Сказании о святых иконописцах» . |
|||
|
Спасский собор Андроникова монастыря
фрески |
Около 1428 года | Москва |
Нет,
за исключением орнаментов |
Фрески утрачены,
за исключением орнаментальных фрагментов в откосах оконных проёмов алтарной апсиды . |
||
Евангелие Хитрово | Конец XIV — начало XV века | Российская государственная библиотека , Москва | Неизвестный соавтор (Феофан Грек?) |
Да |
Семь лицевых миниатюр: три миниатюры с изображениями евангелистов (кроме Иоанна) и четыре с символами евангелистов . | Приписывается И. Э. Грабарем, М. В. Алпатовым, Н. А. Деминой и многими другими ; по мнению О. С. Поповой — достоверно . |
Иллюстрация | Произведение | Дата | Место |
Со-
авторы |
Сохран-
ность |
Состав | История и атрибуция |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Иконы из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля | конец XIV — 1-я половина XV века (?) |
ГМЗМК,
Москва |
Феофан Грек,
Прохор из Городца |
Нет (?)
Неизвестно, являются ли сохранившиеся в иконостасе иконы оригинальными |
см. в строчке ниже |
Судя по упоминанию в «Летописце начала царства», Рублёв, возможно, работал над украшением Благовещенского собора (следующего за тем, который он расписывал фресками)
.
Приписывались ; до начала 1980-х годов у учёных не возникало сомнений в авторстве. Но, как доказала , эти иконы Рублёва погибли в пожаре 1547 года. Эта гипотеза была поддержана Г. И. Вздорновым , О. С. Поповой , Э. С. Смирновой и многими другими . |
|
Икона «Архангел Михаил с деяниями»
из иконостаса Архангельского собора Московского Кремля |
Около 1399 года | ГМЗМК, Москва | Даниил Чёрный (?) | Да | Только клейма (?) |
Храмовая икона Архангельского собора в Московском Кремле.
Приписывалась В. Г. Брюсовой (только клейма), В. А. Плугиным , . Большинство учёных сегодня не поддерживают это предположение . |
|
|
из иконостаса Успенского собора во Владимире |
1408 год (?); 1410-е годы | ГТГ, Москва; ГРМ , Петербург | Даниил Чёрный (?) | Да | см. в строчке ниже |
Приписывались, по мнению
И. Э. Грабаря
,
В. Н. Лазарева
; с ними не согласна Э. С. Смирнова и другие.
Большинство специалистов ныне считают, что иконы написаны в 1410-х годах какими-то московскими мастерами . |
Смотреть состав иконостаса
Три иконы из Деисуса («Христос», «Иоанн Предтеча» и «Апостол Павел»; в него входят также «Богоматерь», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Апостол Пёетр», «Иоанн Богослов», «Апостол Андрей», «Иоанн Златоуст», «Григорий Богослов» и «Николай Чудотворец») и одна икона из праздничного ряда («Вознесение»; в него входят также «Благовещение», «Сретение», «Крещение», «Сошествие во ад») упоминаются и иконы из пророческого чина — «Пророк Софония», «Пророк Захария» |
|||||||
Икона Богоматери Владимирской «Умиление»
(так называемая «Запасная») из Успенского собора Московского Кремля |
1395 — середина 1410-х годов |
ГМЗМК,
Москва |
Да |
Приписывалась
В. И. Антоновой
.
Икона является произведением не очень высокого качества; на этом основании большинство специалистов считают Андрея Рублёва непричастным к её созданию . |
|||
Икона Богоматери Владимирской «Умиление»
из неизвестного храма |
1-я треть XV века |
ГРМ
,
Петербург |
Да,
утрачен правый край |
Приписывалась
Н. П. Кондаковым
,
Д. В. Айналовым
, М. В. Алпатовым и другими.
В настоящее время большинство исследователей разделяют позицию И. Э. Грабаря, считавшего икону «произведением эпохи, а не мастерской Рублёва» . |
|||
Иконы из иконостаса Троицкого собора Троицкого монастыря | Около 1428 года |
Церковь Святой Троицы
,
( СПИХМ ), Сергиев Посад |
Даниил Чёрный, «некии с ними», по мнению учёных — не менее 15—18 мастеров, или даже 20—25 |
Да;
однако подлинная живопись сохранилась плохо |
см. в строчке ниже |
Приписываются
.
Все исследователи единодушны во мнении, что иконостас принадлежит к рублёвской эпохе и что в той или иной степени Рублёв и Даниил участвовали в его создании — как минимум, их замысел, общее руководство и иконографические схемы . Иконостас до сих пор плохо изучен и опубликован не целиком. Единственный из первых высоких иконостасов раннего XV века, сохранившийся почти полностью (утрачены «Богоматерь Знамение» и, возможно, один праздник; царские врата). |
|
Смотреть состав иконостаса
Несколько икон из Деисуса (в него полностью входят «Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Архангел Михаил», «Архангел Гавриил», «Апостол Пётр», «Апостол Павел», «Иоанн Богослов», «Апостол Андрей», «Василий Великий», «Иоанн Златоуст», «Григорий Богослов», «Николай Чудотворец», «Дмитрий Солунский», «Мученик Георгий») и одна из Праздничного ряда («Крещение» ; в него входят также «Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», «Тайная вечеря», «Евхаристия (Преподание хлеба)», «Евхаристия (Преподание вина)», «Омовение ног», «Распятие», «Снятие с креста», «Оплаиквание», «Сошествие во ад», «Жены-мироносицы», «Вознесение», «Сошествие святого Духа», «Успение» в пророческом ряду — «Моисей (?) и Давид», «Соломон и Исайя», «Иоиль (?) и Иона (?)», «Иеремия (?) и Гедеон (?)», «Иаков (?) и Даниил», «Иезекииль (?) и Аввакум») |
|||||||
Успенский собор на Городке
в Звенигороде фрески |
Возможно, 1396—1399 годы
;
1-я половина XV века |
Звенигород | Даниил Чёрный (?) | Частичная сохранность | Фрагменты фресок на алтарных столбах с изображениями Флора, Лавра, Варлаама и Иоасафа, преподобного Пахомия и явившегося ему ангела в монашеской схиме |
Приписывается И. Э. Грабарем, В. Н. Лазаревым и, без уверенности, М. В. Алпатовым
; по мнению О. С. Поповой — с известной долей допустимости
.
Плохая сохранность фресок делает их атрибуцию неопределённой . |
|
Звенигородский чин,
деисусный ряд, предположительно, из иконостаса Успенского собора на Городке |
Около 1396—1399 годов | ГТГ, Москва | Да | Три иконы («Христос», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел») из Деисуса, состоявшего по меньшей мере из семи икон . | Приписывался; по мнению О. С. Поповой — достоверно , с ней единодушно согласны практически все исследователи . Однако в 2017 году атрибуция была отведена на основе высокотехнологичных сравнений с "Троицей". | ||
Иконы из праздничного ряда неизвестного храма (Успенского собора на Городке?) | 2-я половина XV века (?) | ГТГ, Москва | Да | «Рождество Христово» и «Вознесение» |
Приписывались. На возможность авторства указал Г. И. Вздорнов, эту версию поддержали некоторые учёные.
Ныне считается, что оба произведения вторичны по отношению к одноимённым иконам из Троицкого иконостаса, то есть не могут быть выполнены ранее 2-й трети XV века, когда Рублёв уже скончался . |
||
Рождественский собор в
Саввино-Сторожевском монастыре
,
фрески |
1415—1420 годы | Звенигород | Частичная сохранность | Фрагменты фресок на алтарной преграде с изображением преподобных отшельников Антония Великого и Павла Фивейского . | Приписывались В. Н. Лазаревым, В. Г. Брюсовой; полностью исключил авторство Г. И. Вздорнов . | ||
Икона «Иоанн Предтеча» | Середина (?) XV века |
ЦМиАР
,
Москва |
Да |
Происходит из
Никольского Песношского монастыря
около города Дмитрова. Принадлежала деисусному полуфигурному чину типа Звенигородского.
Приписывалась , М. А. Ильиным и, с оговорками, М. В. Алпатовым . |
|||
Икона «Спас в силах» | Начало XV века | ГТГ, Москва |
Да;
повреждены края |
Приписывалась В. И. Антоновой, В. Н. Лазаревым и С. С. Чураковым , решительно отвергается М. В. Алпатовым, Г. И. Вздорновым и Э. С. Смирновой и другими . | |||
Около 1405—1415 годов | ГМЗМК, Москва | Да | Восемь лицевых миниатюр: четыре с символами евангелистов и четыре с изображениями самих евангелистов. |
Напрестольное Евангелие
Успенского собора в Московском Кремле
. Его миниатюры являются копией миниатюр Евангелия Хитрово, значительно уступая последним в художественном качестве.
Приписывалось С. С. Чураковым и В. А. Плугиным. В настоящее время авторство отводится . |
|||
Андрониково Евангелие | 1420-е годы (?) | ГИМ , Москва | Да | Одна выходная миниатюра «Спас в славе». |
Рукопись из Спасо-Андроникова монастыря, хотя написана, вероятно, в другом месте. Являлось напрестольным Евангелием Спасского собора. Часть инициалов Андроникова Евангелия близка к инициалам Евангелия Хитрово, значительно уступая им в качестве.
Приписывалась (одна миниатюра) А. И. Успенским , В. И. Антоновой и др.; весь декор рукописи приписывает В. Г. Брюсова. Ныне мнение не считается общепринятым . |