Interested Article - Культура Молдавии
- 2020-04-06
- 1
Культура Молдавии — культура Молдавского княжества , позднее Бессарабии и запрутской Молдовы , Молдавской АССР , Молдавской ССР , современной Республики Молдова и непризнанной Приднестровской Молдавской Республики . Молдавская культура неразрывно связана с народами населяющими Молдавию (в первую очередь — с молдавским народом ), с молдавским языком и другими языками Молдавии, находится во взаимодействии с культурами Румынии , Украины и России , а также других соседних с Молдавией стран.
История
Развитие культуры Молдавии тесно связано с историей. На неё повлияли романские корни, уходящие ко II веку нашей эры, к периоду римской колонизации Дакии . Вследствие чего большинство населения современной Молдавии, молдаване , будучи потомками переселенцев в этот регион из-за Прута (начиная с XIV в.), имеют общую этническую принадлежность с румынами . Становление молдавской культуры произошло в Средние века с возникновением Молдавского княжества . Она формировалась в условиях контактов с восточнославянским ( древнерусским ) населением, а в дальнейшем в условиях владычества Османской империи . В 1812 г. территория современной Молдавии была освобождена от османского господства и включена в Бессарабскую губернию Российской империи , что оказало большое влияние на развитие культуры региона. После Октябрьской революции в 1918 г. Бессарабия отошла к Румынии на 22 года, а на левом берегу Днестра была образована Молдавская АССР , вследствие чего некоторое время развитие культуры в них складывалось по-разному.
В годы существования МССР началось бурное развитие культуры, была создана киностудия « Молдова-фильм », развивалось образование и т. д. Распад СССР и обретение независимости привели к усилению национальной молдавской составляющей в современной культуре Молдавии.
Средние века
Местное население стало идентифицировать себя широко под названием «молдаване» к четырнадцатому столетию. Одним из старейших источников, удостоверяющих появление этнонима « молдаванин », является пасторальная баллада « Миорица ». Другим примером молдавского средневекового творчества является легенда об основании Молдавского княжества . Были распространены дойны , колинды , , сноавы , многие из которых сохранились и по сей день. Большинство населения средневековой Молдавии исповедовало православие , что обусловило культурные связи с другими православными народами, проживавшими на территории современной Румынии и Украины . Византийско-южнославянская письменность повлияла на молдавско-славянские летописи , польская же историография оказало влияние на официальное летописание, осуществлявшееся под патронажем молдавских господарей .
Так как развитие культуры проходило в Молдавском княжестве в условиях феодального общества , можно выделить культуру господствующего класса, представленную письменными памятниками и народную культуру, нашедшую отражение в фольклоре и устройстве быта . Формирование идейной направленности средневековой культуры Молдавии проходило в два этапа. В первый, доосманский период (XIV — первая половина XVI вв.) в культуре проявляется идеологическая необходимость создания крепкого централизованного и независимого государства. Османский период характеризуется развитием идеи борьбы за свержение турецкого ига и обретение независимости.
Из средневековых молдавских летописцев известны Григоре Уреке , Ион Некулче , Мирон и Николай Костин .
Первые книги (в виде религиозных текстов) появились в Молдавии в середине семнадцатого столетия при господаре Василе Лупу при участии митрополита Варлаама и с помощью Москвы , Киева и Львова , откуда были завезены оборудование для книгопечатания и бумага.
XIX век
После присоединения Бессарабии к России связь с запрутской Молдавией, оставшейся под османским владычеством, не была полностью прервана. Особенно это проявилось в художественной литературе. В XIX веке творили такие писатели, как Георге Асаки , Александру Донич , Константин Негруцци , Алеку Руссо , Михай Когэлничану , Василе Александри , Константин Стамати и многие другие. На молдавский язык были переведены произведения Державина , Жуковского , Лермонтова , Карамзина , Пушкина .
Начиная с девятнадцатого столетия, начинается офранцуживание румынской литературы и искусства, что обогатило культуру и приблизило её к западноевропейской. Данный процесс проходил и в Запрутской Молдове , входившей в состав Румынии, однако в Бессарабии он шёл в гораздо меньшей степени.
В течение 1812—1917 гг., когда Бессарабия входила в состав Российской империи , молдавская культура почерпнула многое из русской культуры. Если до 1812 года в Бессарабии не было широко распространено светское образование, то после 1812 года стала складываться государственная система образования: начали открываться начальные школы, уездные училища и гимназии во всех уездных городах. К 1858 году в Бессарабии действовало около 400 школ всех типов, где обучалось более 12 тысяч учеников. Несмотря на широкую сеть учебных заведений, грамотность в крае оставалась довольно низкой. К 1897 году насчитывалось только 15,6 % грамотных (22 % мужчин и 8,83 % женщин).
В Бессарабии были разработаны и изданы «Русско-молдавский букварь» (1814), «Краткая Российская грамматика с переводом на молдавский язык» (1819).
Во второй половине XIX века дебютируют Ион Крянгэ , Михай Еминеску , Богдан-Петричейку Хашдеу .
Бессарабия в составе Румынии
- Основные статьи: Архитектура , Литература , Музыка .
После присоединения к Румынии образование было реорганизовано на основе румынской системы. С 1920 по 1940 год количество начальных школ выросло с 1564 до 2188, однако число средних школ напротив сократилось почти вдвое — с 76 в 1917 году до 39 в 1940 году. До середины 1930-х годов наблюдался рост профессиональных школ, но их число сократилось с 55 в 1932 году до 43 в 1940 году. В 1930 согласно румынской переписи неграмотными оставались более 72 % населения, среднее образование имели 86,3 тыс. человек (3,02 %), высшее — 10,8 тыс. (0,3 %).
Молдавская АССР
- Основные статьи: Архитектура , Литература , Музыка .
На развитие культуры в левобережных регионах Молдавии, где была образована Молдавская АССР влияние оказывала как борьба между направлениями румынизаторов и самобытников, так и классовая идеология. Значительных успехов достигло народное образование. Грамотность увеличилась с менее чем 20 % до революции до 36,9 % к 1926 году. В 1930 году было введено обязательное начальное образование, а с середины 1930-х годов обязательное семилетнее образование. Была основана система профессионального образования, заложены основы науки, основывались высшие учебные заведения. Были открыты Тираспольский институт народного образования ( 1930 ), Тираспольский плодоовощной институт ( 1932 ), Балтский учительский институт ( 1939 ). Из отрицательных тенденций межвоенного периода следует отметить суровые репрессии (преследования части писателей, учёных и других деятелей культуры, объявленных буржуазными), закрытие церквей.
Молдавская ССР
- Основные статьи: Архитектура , Литература
Сразу после присоединения Бессарабии к СССР в июне 1940 года Советская власть взяла на себя ответственность за обеспечение всеобщего бесплатного образования. Была создана сеть учреждений народного образования, печати, книгоиздания, культпросветработы, физкультуры и спорта. К 1941 году в Молдавской ССР работало 1896 школ, в 70 % из которых обучение велось на молдавском языке. В 1940—41 гг. более 100 тысяч школьников получили бесплатно одежду и обувь. Количество учителей возросло за год почти вдвое. Осенью 1940 года были созданы союзы писателей, композиторов, архитекторов и художников, образована государственная филармония, созданы три новых театра, оперная студия. В 1940 году было издано 138 книг тиражом 1,5 млн, из которых 1,2 млн — на молдавском языке. Выходило 56 газет и 3 журнала.
Развитие культуры было прервано Великой Отечественной войной , однако после окончания войны началось бурное развитие, в результате чего культура стала достоянием широких масс населения.
Между тем советская власть не была заинтересована в сохранении тесных культурных связей региона с Румынией. Представители местной румынской интеллигенции, а также той части, что прибыла из районов старого королевства после 1918 г. вынуждены были эмигрировать. Оставшиеся высланы или даже были уничтожены , что безусловно не могло не отразиться на культурной ситуации в Молдавии. Для развития сферы культуры, образования и науки советская власть на первом этапе активно привлекала квалифицированных специалистов из других частей СССР. В дальнейшем с помощью подготовки кадров в крупных советских научных и образовательных центрах была создана национальная молдавская интеллигенция.
Во времена МССР началось становление кинематографа в Молдавии. Была создана киностудия « Молдова-фильм », выпускавшая несколько полнометражных художественных фильмов в год, не считая документальных и мультипликационных фильмов.
В советский период развивалась и культура гагаузов , компактно проживающих в южных районах Молдавии. Был создан алфавит на основе кириллицы , издавались словари, школьные учебники, книги: «Легенданын изи» (След легенд, 1974), «Узун керван» (Длинный караван, 1985), «Жанавар йортулары» (Праздники волка, 1990) и многие другие.
См. также: Государственные премии Молдавской ССР , Премии комсомола Молдавии имени Бориса Главана .
Музыка
В 1940 году в Кишинёве были открыты государственная консерватория , филармония , музыкально-драматический театр , средняя музыкальная школа . В состав филармонии вошли симфонический оркестр , хоровая капелла « Дойна », а также группа эстрадных артистов. На годы войны пришёлся плодотворный период творчества молдавского композитора Штефана Няги . В жанре патриотической песни работали Давид Григориевич Гершфельд , С. Б. Шапиро и другие.
После войны возобновили свою деятельность музыкальные коллективы, началось бурное развитие музыки. Приобретают известность такие композиторы, как Л. С. Гуров, С. М. Лобель , В. Г. Загорский , С. В. Златов , В. Л. Поляков, Г. С. Няга, П. Б. Ривилис , Н. И. Маковей, А. П. Люксембург , Т. В. Кирияк. В жанре инструментального концерта работают Д. Г. Гершфельд , Д. Г. Федов , А. Б. Муляр, З. М. Ткач , Е. Д. Дога . Молдавские композиторы советского периода создают многочисленные рапсодии, сюиты, баллады, обработки молдавских народных песен, музыку для детей, романсы. Большое внимание уделяется развитию хорового искусства.
Известность приобрели оперы «Грозован» Давида Гершфельда , «Сердце Домники» А. Г. Стырчи , «Клоп», «Революцией призванный», «Дракон» Э. Л. Лазарева. Признание публики получают балеты «Рассвет» В. Г. Загорского (1959), «Сломанный меч» (1959), «Призраки» (1959), «Антоний и Клеопатра» (1965), «Арабески» (1970) Э. Л. Лазарева, «Радда» Д. Г. Гершфельда (1975), «Перекрёсток» В. Г. Загорского (1974).
В советский период большое внимание уделялось развитию музыкального образования. В 1963 году был создан государственный институт искусств имени Г. В. Музическу , работали три музыкальных училища , более 50 детских музыкальных школ, средняя специальная музыкальная школа-интернат .
Большой популярностью пользовались академический ансамбль народного танца « Жок », оркестр молдавских народных инструментов « », ансамбли «Кодру», « Лэутарий », группы « Норок », « », « Оризонт », « Плай ».
Языки и фольклор
Молдавский язык
(
румынский язык
) — государственный язык Молдавии. К распространённым в Молдавии языкам относятся также русский, украинский, гагаузский, болгарский.
Последствием
Приднестровского конфликта
явилась фактическая независимость
Приднестровья
, что привело к некоторому отдалению культур по разным берегам
Днестра
. В частности Приднестровье осталось на кириллическом алфавите, а основная Молдавия перешла на латиницу. Официальными языками в Приднестровье являются молдавский, русский и украинский.
Созданию молдавской письменной литературы предшествовало богатое устное народное творчество (фольклор), возникшее в X—XI веках: календарная и семейная обрядовая поэзия («Плугушорул»), сказки, героический эпос («Гидра», «Тома Алимош», «Богатырь Груя Грозован», «Михул Копилул», «Кодряну», «Корбя»), исторические песни («Дука Водэ», «Бужор», «Тобулток»), народные легенды, пословицы, поговорки, лирические песни- дойны , баллады («Солнце и луна», «Богач и бедняк», «Долка»). Крупнейший памятник молдавской лироэпической народной поэзии — баллада « Миорица », различные версии которой были распространены также по всей Румынии. Борьба народа против османских завоевателей отражена в балладе «Колодец мороза», распространённой как в Молдавском княжестве, так и в Валахии.
Среди многочисленных молдавских сказок распространение нашли и [ источник не указан 163 дня ] . Широко известны такие фольклорные персонажи, как Фэт-Фрумос , Иляна Косынзяна , Балаур , Баба Докия .
Юмор
В Молдавии юмор и смех органически слиты с национальным и можно говорить о веселье и веселости как о национальной черте. Молдавию, которая соседствовала с другими дунайскими княжествами и некоторое время входила в состав Румынии, ещё в большей мере чем саму Румынию, можно было бы назвать страной не столько смеха и юмора, сколько радости и веселья, так здесь на каждом шагу встречаешься с красивой шуткой и здоровым юмором, но главное — радушным весельем.
Традиционными персонажами молдавского юмора являются .
Традиции и обычаи
Национальная кухня
Молдавия расположена в регионе богатых природных возможностей, винограда, фруктов и разнообразных овощей, а также овцеводства и птицеводства, что обуславливает богатство и разнообразие национальной кухни. Молдавская кухня складывалась под влиянием греческой, турецкой, балканской, западноевропейской, а позднее — украинской и русской кухонь, и тем не менее она отличается самобытностью .
Довольно давно Молдавия славится своими многочисленными винами (см. Виноделие в Молдавии ), которые потребляются не только в Молдавии, но и в других странах. В 1990-е годы был налажен экспорт вин в Россию, на Украину , в Белоруссию , Румынию, Болгарию и другие европейский страны.
Религия
Молдавия — светское государство , Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания . Наиболее распространённой религией в Молдавии является православие (исповедуют 98 % населения страны), . На территории страны действуют две параллельные (что обычно считается канонической аномалией) православные юрисдикции: самоуправляемая Молдавская Церковь Московского Патриархата (бывш. Кишинёвской епархия) и румынская Бессарабская митрополия . К основным православным церквам примыкают представители старообрядчества (0,15 % населения), армяно-григориане (2 общины), духовные молокане (2 общины) и истинно-православные из РПЦЗ(В) ; атеистов и неверующих порядка 1 % населения страны, примерно столько же католиков , иудеев и мусульман .
Праздники
Среди официальных праздников Молдавии: Новый год , Рождество Христово , День независимости , День национального языка. Известным молдавским и румынским народным праздником является Мэрцишор — традиционный праздник встречи весны, который отмечается 1 марта. Большинством населения отмечается ряд православных праздников, среди которых особенно широко Пасха , Родительский день, Троица . C советского периода сохранилась традиция отмечать праздники 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая. Из новых праздников — Национальный день вина , праздновавшийся впервые в 2002 году.
Литература
Первые памятники письменности появились в Молдавии на рубеже IX—X вв. на церковно-славянском (среднеболгарском) языке молдавской редакции (до XVII века - литературный язык). С XV века молдавская литература испытала на себе большое влияние латинской культуры, проводниками которой были доминиканцы и францисканцы , и южнославянской — Сербии и Болгарии. Во второй половине XV века в Молдавском княжестве появляется и развивается историческая литература. Хроники составлялись по велению и под надзором господарей и были предназначены для прославления их деяний.
Светская литература возникает лишь в конце XVIII — начале XIX вв. Константин Негруцци — основатель молдавской прозы.
Современная Молдавия
Распад СССР и обретение независимости сопровождались объявлением румынского языка в качестве единственного официального, переводом письменности на латинскую основу, введением курса «Истории румын» в школьную программу и другими подобными преобразованиями, частично послужившими причиной Приднестровского конфликта . В 1992 году был опубликован декрет президента, согласно которому в 1994 году предусматривалось проведение экзамена на знание государственного языка для госслужащих, причём экзаменаторам предоставлялось право решать вопрос об увольнении любого работника; позже парламент Молдавии отложил языковую аттестацию. В 1994 году была принята новая Конституция , согласно которой официальным языком страны объявлялся молдавский (в 2023 г. переименован в румынский), а гражданам предоставлялось право выбирать язык обучения детей.
- Строительство церквей
Конец XX — начало XXI века характеризуется массовым восстановлением храмов, соборов, церквей и монастырей: Каларашовский монастырь , Каприянский , Хынковский , Кафедральный собор Кишинёва и многие другие. Одновременно с приходом к власти партии коммунистов [ когда? ] были восстановлены и снесённые ранее памятники Ленину в ряде населённых пунктов страны, реставрирован и мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне .
Кинематограф
После распада СССР из-за недостатка средств деятельность киностудии « Молдова-фильм » резко сократилась, новые фильмы после 1991 года практически не выпускаются. Если же и выпускаются, то обыкновенно это малометражные короткие фильмы. Вместе с тем, в 1989 году кинокритиком Александром Громовым была основана первая в республике специализированная киногазета «Lanterna magica», посвящённая вопросам как молдавского, так и мирового кинематографа.
Музыка
Молдавская музыка имеет глубокие национальные традиции. Для неё характерно использование таких народных музыкальных инструментов как най, флуер и др. В последние десятилетия получают развитие современные музыкальные направления. В стране и за её пределами становятся известными музыкальные рок-коллективы « Zdob şi Zdub » и « Гындул Мыцей », а также поп-певцы Аура, Рики Артезиану и др. Клеопатра Стратан — дочь молдавского певца Павла Стратан , занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая молодая эстрадная певица (начала выступать на сцене в 2006 году в возрасте трёх лет).
Вслед за Россией и Украиной, в 2008 г. Молдавии стартовал проект « Фабрика де старурь » (аналог российской «Фабрики звезд»).
В последние годы Молдавия участвует в конкурсе европейской песни « Евровидение »:
- в 2005 году за Молдавию выступала группа «Zdob şi Zdub», в 2006 — Наталия Гордиенко и Арсениум .
- Молдавия на конкурсе песни Евровидение 2007
Изобразительное искусство
Среди современных молдавских художников следует отметить Станислава Семёновича Бабюка и его сына — Станислава Станиславовича Бабюк . Они создали много картин разной тематики, многие работы находятся в частных коллекциях Италии, Ирландии, США, России, Украины.
СМИ
- Радио
....
- Телевидение
....
- Пресса
В Молдавии издаётся множество печатных изданий (журналов, газет), главные представители:
- « Комсомольская правда в Молдове»
- « Маклер »
- « » [ источник не указан 163 дня ]
- Sputnik Молдова
Цензура : в 2023 г. за полгода закрыто шесть телеканалов; в сентябре руководитель информагентства « Sputnik Moldova» Виталий Денисов был выслан из страны ; в октябре — блокировка 22 русскоязычных интернет-ресурсов , далее — блокировка шести местных телеканалов (Orizont TV, iTV , Prime, Publika , Canal 2, Canal 3) и более 30 сайтов, включая российские .
Спорт
Спортсмены Молдавии обычно выступают на международных соревнованиях по велосипедному и конному спорту, плаванию, академической гребле и гребле на байдарках и каноэ, боксу, лёгкой и тяжёлой атлетике, стрельбе из лука, футболу, современному пятиборью, биатлону и парусному спорту.
Национальный олимпийский комитет
(НОК) Молдавии, как независимого государства, был создан в 1991 году и признан
МОК
в 1993 году.
Известные личности в культуре, связанные с Молдавией
- Пётр Могила ( 1597 — 1647 )— Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси
- Дмитрий Кантемир ( 1673 — 1723 )— молдавский и российский государственный деятель и историк.
- Дога, Евгений Дмитриевич (род. 1937 ) — молдавский советский композитор.
- Люксембург, Аркадий Петрович (род. 1939 ) — молдавско - американский композитор.
- Кодряну, Мария Петровна (род. 1949) - молдавская и советская певица
- Чепрага, Надежда Алексеевна (род. 1956 ) — молдавская и советская певица.
- Лотяну, Эмиль Владимирович ( 1936 — 2003 ) — советский, молдавский кинорежиссёр, сценарист, поэт.
- Жереги, Валерий Исаевич (род. 1948 ) — молдавский, российский советский кинорежиссёр и сценарист.
- Бернардацци, Александр Осипович ( 1831 — 1907 ) — русский архитектор.
- Щусев, Алексей Викторович ( 1873 — 1949 ) — русский и советский архитектор.
- Меднек, Валентин Петрович ( 1910 — 2008 ) — молдавский архитектор.
- Олейников, Илья Львович ( 1947 — 2012 ) — молдавский эстрадный актёр комического жанра и телеведущий.
- Тимофти, Михаил Васильевич (род. 1948 ) — молдавский режиссёр, актер, музыкант.
См. также
Литература
- Источники
- Аксёнова Л. А., Себов Н. Д. Музыка // Молдавская Советская Социалистическая Республика. — Кишинёв: Главная редакция Молдавской Советской Энциклопедии, 1979. — С. 442—446 .
- История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв : Elan Poligraf, 2002. — С. 96—112, 127—132, 168—172, 215—218, 278—285, 316—324. — 360 с. — ISBN 9975-9719-5-4 .
- Библиография
- Stati V. Dicţionar moldovenesc-românesc. — Chişinău: Tipografia Centrală, 2003. — ISBN 9975-78-248-5 .
- Dyer D.L. The Romanian Dialect of Moldova: A Study in Language and Politics. — Lewiston, NY: Edwin Mellen Press, 1999. — ISBN 0-7734-8037-4 .
- Dyer D.L. Studies in Moldovan. — New York: Columbia University Press (East European Monographs), 1996. — ISBN 0-88033-351-0 .
- журнал « Октябрь », 1931—1932, №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7;
- журнал «Молдова литерарэ» ( ) за 1928-1931;
- журнал « Красная Бессарабия », 1932
- Очинский И. В., проф. Два мира / ГИМ, Тирасполь, 1932
- Газета « » за 1931, 2/X, 27/X, 28/X-1/XII; за 1932, 1/IV
- Державин К. Н. Литературное строительство в социалистической Молдавии
- // Большая советская энциклопедия . (недоступная ссылка)
- // Литературная энциклопедия . — 1934. — Т. 7 .
Ссылки
- ( )
- /вебархив/
- /вебархив/
- /вебархив/
Примечания
- История Республики Молдова. С древнейших времён до наших дней = Istoria Republicii Moldova: din cele mai vechi timpuri pină în zilele noastre / Ассоциация учёных Молдовы им. Н. Милеску-Спэтару. — изд. 2-е, переработанное и дополненное. — Кишинёв : Elan Poligraf, 2002. — С. 195. — 360 с. — ISBN 9975-9719-5-4 .
- от 5 марта 2007 на Wayback Machine Журнал «Кругосвет»
- Похлёбкин В. В. . — Центрполиграф, 1978. 15 октября 2018 года.
- . Дата обращения: 21 марта 2007. Архивировано из 16 ноября 2007 года.
- . Дата обращения: 22 марта 2007. 30 сентября 2007 года.
- . Дата обращения: 22 марта 2007. 28 марта 2007 года.
- от 10 мая 2020 на Wayback Machine газеты «Комсомольская правда в Молдове»
- // 13 сен 2023
- // Газета.ru , 25 октября 2023
- : // 30 октября 2023
- молдавский омбудсмен Чеслав Панько: // 31 окт 2023
- Москалькова просит Комитет по правам человека ООН и ОБСЕ // 31 окт 2023
- 2020-04-06
- 1