Ветка (слобода)
- 1 year ago
- 0
- 0
Ве́тка ( белор. Ветка ) — город (с 1925 года ) в Гомельской области Республики Беларусь на реке Сож , стоит на востоке Белорусского Полесья , в 22 км от железнодорожной станции Гомель . Административный центр Ветковского района .
Численность населения — 8 625 человек (на 1 января 2023 года) .
Существует ряд мнений о происхождении названия города Ветки. Согласно одному из них, город был назван Веткой, поскольку русло реки Сож на месте города разветвляется, как ветка дерева. Другое мнение заключается в том, что во время прихода старообрядцев на месте поселения были густые, ветвистые хвойные леса. Если верить третьей идее, то Ветка — это малая ветвь Москвы. Жившие здесь староверы — всё те же москвичи. Они стремились во всём подражать Москве и даже главную площадь в Ветке назвали Красной площадью. По другой версии, старообрядцы спасались на плотах по реке от погони царского войска. После долгих дней путешествия старообрядцы, положившись на Божью милость и вознеся свои молитвы, пустили по течению реки ветку дерева. «К коему берегу прибьётся волнами сия ветвь, там и быть нашему поселению, ибо это будет указанием Божьего перста», — решили беглецы. После того как ветку прибило волнами к левому берегу Сожа , старообрядцы, обнаружив, что место это сильно заболочено, стали рубить свои первые избы на возвышенностях, находившихся в некотором отдалении от русла реки. А у самого берега, на большом дереве, была поставлена икона. Старообрядцы, ходили к этому месту молиться, ибо здесь прибило ветку к берегу .
Решение об утверждении герба, флага и положений о них было принято Ветковским районным Советом депутатов 17 апреля 2001 года № 19 . Герб и флаг зарегистрированы в Гербовом матрикуле Республики Беларусь 3 августа 2001 года № 64 .
Герб представляет собой испанский щит , в красном поле которого изображена серебряная литера W . Литера W является элементом герба бывших владельцев города Халецких , кроме того, символизирует первую букву названия города ( польск. Wietka ).
Город основан в 1685 году (по другим источникам в 1667 году ) староверами — выходцами из центральной России .
В последней четверти XVII века ветковские земли составляли собственность панов Халецких и входила в состав Речи Посполитой . В правление царевны Софьи (1682—1689), когда началось преследование раскольников, проживавших в Стародубских лесах , часть их бежала на территорию Великого княжества Литовского и получила разрешение от мозырьского старосты Карла Казимировича Халецкого поселиться на острове Ветка, образуемом рекой Сож .
Это не могло остаться незамеченным правительством Речи Посполитой, и для выяснения целей пребывания людей было поручено от асессорского суда секретарю польского короля Петру Михайловичу Потееву ( польск. Piotr Michal Polttiew ) «провести расследование касательно новой веры, появившейся среди людей московской нации, осевших на слободах». В результате расследования с 18 февраля 1690 года старообрядцы становятся под равноправное, со всеми гражданами Речи Посполитой, покровительство законов.
Главы старообрядцев, Козьма и Стефан устроили здесь молитвенный дом, впоследствии переоборудованный в церковь, которая послужила родоначальницей и других церквей раскольников .
Вскоре известность этой церкви привлекла сюда большое количество старообрядцев из Российского государства; вместе с ними, прикрываясь именем староверов, начали стекаться сюда люди, избегавшие преследования российского закона. В короткое время население Ветки сильно увеличилось и уже не могло уместиться на острове; тогда раскольники начали расселяться особыми выселками вокруг острова, преимущественно между рекой Сожем и Ипутью , и образовали 14 слобод (Слобода Косецкая, Дубовый Лог, Попсуевка, Марьина, Миличи, Красная, Костюковичи, Буда, Крупец, Гродня, Нивки, Грабовка, Тарасовка, Спасовка) , которые были известны под общим названием Ветка , хотя каждая из их носила своё собственное название.
По мере увеличения скитов , возникли разногласия относительно принятия в их общину приходящих от православной церкви священников: одни принимали их не иначе. как подвергая их новому крещению, другие допускали приём только перепомазаньем или даже по одному отрицанию от ереси . Чтобы избежать в будущем необходимости принимать к себе священников нового рукоположения , ветковцы решились просить Молдавского митрополита и Константинопольского патриарха поставить им особого архиерея. Но пока шли споры о выборе кандидата на епископскую кафедру и рассуждали об условиях, на которых надо состоять в зависимости от Константинополя, у них появился архиерей сам собой. Это был беглый киевский монах Епифаний, в 1724 году обманом добившийся архиерейства в Молдавии , и на обратном пути из Ясс , рукоположивший несколько раскольников в священники и дьяконы. Вскоре Епифаний был взят под стражу и сослан в Соловецкий монастырь . В 1729 году он бежал оттуда и добрался до Киева, где снова был схвачен, содержался в Михайловском монастыре , опять убежал и пойманный в 1731 году отослан в Москву . В 1733 году он был наказан телесно и отправлен на вечное подначальство в Соловки; но в Ярославском уезде раскольники отбили или вернее выкупили его у сопровождавших солдат и увезли в Ветку. Здесь Епифаний находился около двух лет; наконец в 1735 году увезён в Киев где вскоре и умер.
Действия ветковцев не могли не обратить на них внимания русского правительства: в 1733 году взывали к ним особым манифестом вернуться в Россию и обещано было прощение. Ветковцы однако не поверили ему; поэтому в 1735 году, по соглашению с Польским правительством, решено было вывезти их силой в Россию. Это было поручено полковнику Сытину, который взял пять конных полков, окружил все ветковские слободки, скиты, монастыри и прочие убежища и в течение целого года производил разбор ветковцев, число которых доходило до 40 000 человек. Годные из мужчин были взяты на военную службу, а прочие высланы в первоначальные места их жительства. Всего было насильственно выселено около 14 000 старообрядцев. Так окончилась «первая выгонка».
Запустение Ветки и всех её слобод и выселок было недолгим: через два года беглецы вновь стали стекаться сюда и в течение пяти лет население Ветки практически было восстановлено. Русское правительство несколько раз пробовало вызвать их прокламациями в свои владения , но безуспешно.
В 1764 году генерал-майор Маслов отправился в Ветку с двумя полками , окружил её и через два месяца вывел оттуда до 20 000 человек, которые почти все впоследствии отправлены были на поселение в Сибирь. Это событие известно под именем «вторая выгонка».
В XVIII веке в Ветке сформировались местные особенности иконописи (так называемая « ») и оформления рукописной книги, сложилась самобытная школа ветковской резьбы . Специалисты выделяют несколько необычных иконографических изводов, характерны для ветковской школы иконописи. Особое внимание исследователей привлекает иконография Николы Отвратного .
С 1772 года после первого раздела Речи Посполитой Ветка вошла в состав Могилёвской губернии Российской империи .
Ветка с 1784 года — местечко Белицкого , с 1852 года — в составе Гомельского уезда Могилёвской губернии . В 1868 году здесь открыто женское, а в 1874 году мужское народные училища. Население местечка в 1863 году составляло 4180 человек , в 1874 году 7,2 тысячи жителей.
В 1889 в Ветке была еврейская богадельня, в 1908 — 7 синагог, в 1912 — еврейское ссудо-сберегательное товарищество. В 1905 евреи Ветки пострадали от погрома.
В 1909 году в Ветке 10,3 тыс. жителей, в том числе 7,3 тыс. евреев .
С 1919 года Ветка в составе Гомельского уезда РСФСР , с 1925 года получила статус города, с 1926 года в составе БССР , с 8 декабря 1926 года стала центром района. В 1939 году в Ветке насчитывалось 6 тысяч жителей.
В 1926 году группа из 48 ветковчан выехала в Джанкойский район Крыма и образовала там еврейский земельный коллектив имени Мережина.
С 20 мая 1931 года издаётся районная газета. Газета выходила под названиями «Сталінская праўда», «Пад Ленінскім сцягам», «Перамога Кастрычніка» и «Голас Веткаўшчыны» (Голос Ветковщины) .
С 18 августа 1941 года по 28 сентября 1943 года город был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками, жертвами которых стали 656 жителей Ветки и Ветковского района . После окончания войны жители города рассказывали, что 13-летняя девочка-пионерка Роза Дворкина сняла туфель и бросила в лицо палача: «Всех не расстреляете. Вам отомстят!» перед тем как её убили полицаи. 3 декабря 1941 в Ветке было расстреляно 360 евреев.
В 1969 году население Ветки составляло 6,2 тысячи человек.
В 1978 году в Ветке на базе коллекции Ф. Г. Шклярова основан Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова (до декабря 2012 года Ветковский государственный музей народного творчества) . Открыт для посещений с ноября 1987 года.
Ветка подверглась радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года.
Численность населения — 8 625 человек (на 1 января 2023 года ) .
Численность населения : | |||||||
1897 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 2006 | 2018 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
6000 | 5999 | ▼ 5137 | ▲ 6776 | ▲ 8726 | ▲ 10 197 | ▼ 7713 | ▲ 8505 | ▲ 8 625 |
Национальный состав
по переписи населения |
||
---|---|---|
Народ | Численность | % |
Белорусы | 6804 | 85,83% |
Русские | 909 | 11,47% |
Украинцы | 126 | 1,59% |
Цыгане | 24 | 0,3% |
Татары | 13 | 0,16% |
Армяне | 10 | 0,13% |
В 1939 году в Ветке проживало 3538 белорусов (59%), 1348 русских (22,5%), 944 еврея (15,7%), 73 украинца , 96 представителей иных национальностей .
В 2017 году в Ветке родилось 121 и умерло 144 человека. Коэффициент рождаемости — 14,3 на 1000 человек (средний показатель по району — 13,1, по Гомельской области — 11,3, по Республике Беларусь — 10,8), коэффициент смертности — 17 на 1000 человек (средний показатель по району — 20,6, по Гомельской области — 13, по Республике Беларусь — 12,6). Уровень смертности в Ветке в 2017 году был самым высоким среди всех районных центров Гомельской области .
В 1949—2019 годах в Ветке действовала хлопкопрядильная фабрика . В 2014 году фабрика остановила работу, в 2019 году признана банкротом и ликвидирована. В помещениях фабрики организовали производство филиалы гомельского ОАО «8 Марта» и барановичского БПХО .
Современная Ветка находится в 14 километрах от Гомеля . Автодорогами город соединён с Гомелем и Добрушем . Между Гомелем и Веткой существует регулярное автобусное сообщение.
Здравоохранение района обеспечивается учреждением здравоохранения «Ветковская центральная районная больница» .
В Ветке расположены гимназия, средняя школа имени А. А. Громыко , детские сады, дошкольный центр развития ребёнка, Ветковский центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, Ветковский центр творчества детей и молодёжи, Ветковская специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва, Ветковский районный физкультурно-спортивный клуб .
В городе расположен Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова , в котором выставляется коллекция старообрядческих икон .
Также расположены:
Издаётся газета «Голас Веткаўшчыны» .