Протестантизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Протестантизм в Белоруссии — история и современное положение протестантских деноминаций на территории Республики Беларусь .
Протестантизм на территорию нынешней Белоруссии проникает в XVI веке , первоначально в форме учения Лютера . Большое влияние на распространение лютеранства в Великом княжестве Литовском играло его утверждение как официальной религии в соседнем Прусском герцогстве , открытие университета в столице Пруссии Кёнигсберге , а также проживание в Великом княжестве некоторого числа немецких колонистов.
Огромное влияние на распространение протестантизма имела поддержка нового учения со стороны богатейшей знати — магнатерии . Магнаты стремились к ограничению великокняжеской власти и расширению собственных полномочий, чему отказ от католицизма и переход в протестантизм с его отказом от идеи о божественном происхождении верховной власти весьма способствовали. По этой же причине в течение некоторого времени гораздо большее распространение, нежели лютеранство, популярное в среде мещан , получило учение Кальвина . Кальвинистами становятся крупнейшие землевладельцы государства — Радзивиллы , Сапеги , Ходкевичи , Вишневецкие , Свирские и другие влиятельные роды.
Очагом кальвинизма в Великом княжестве Литовском стал город Брест , где местный староста магнат Николай Радзивилл «Чёрный» основал кальвинистский сбор (общину), а затем и крупную типографию. Затем общины появляются в Витебске , Клецке (первый пастор Симон Будный ), Минске ( 1558 год ), Вильно ( 1561 ), Несвиже , Полоцке , Койданово (совр. Дзержинск , 1613), Слуцке ( 1617 ) , Свири .
В 1557 году в Вильне состоялся съезд литовских протестантов под председательством Николая Радзивилла «Чёрного» , который принял решение о создании единой деноминации во главе с суперинтендентом . Благодаря широкому финансированию со стороны магнатерии открывались кальвинистские школы и типографии. Известный деятель Реформации Соломон Рысинский участвовал в организации протестантской школы в Слуцке . В Заславле проживал известный историк-кальвинист Ян Ласицкий .
В 1617 году была открыта кальвинистская Слуцкая гимназия . Кальвинистский поэт Ян Казакович Литвин напечатал ряд произведений религиозно-просветительской и религиозно-полемической направленности.
Особенностью развития протестантского движения в Великом княжестве Литовском стал его быстрый переход к более радикальным формам — антитринитаризму , вылившемуся в активное и сильное социнианское движение . Общины социниан существовали в Вильне , Новогрудке , Любче и многих других городах. Наиболее влиятельным сторонником этого рационалистического учения был магнат Ян Кишка , каштелян виленский. Среди известных социнианских мыслителей и проповедников выделяют Симона Будного , Яна Лициния Намысловского и Василия Тяпинского .
Во времена наибольшего распространения Реформации (2-я пол. XVI в.), на территории Великого княжество Литовского насчитывалось около 200 зданий кальвинистких сборов . Согласно подсчетам польского историка Ю. Лукашевича в середине XVII в. действовало 140 сборов, в конце XVII в. — 48, в 1754 году — 28.
Большинство сборов были деревянными. Для каменных характерны отсутствие алтарной части, концентричность и симметричность. Кальвинистские сборы были приспособлены к оборонительным действиям: имели толстые стены, башни с бойницами, земляные насыпи и рвы.
Сохранились здания кальвинистских сборов в Жодишках (1600), Заславле (к. XVI в.), Изабелине (к. 1770-х гг.), Кухтичах (1560—1570-е гг.), Сморгони (1611) и др. В Островецком районе сохранилось до наших дней название урочища Кальвишки, на месте которого был расположен кальвинистский сбор.
Во второй половине XVI века начинается активная борьба католической церкви с протестантизмом. Контрреформация распространилась и в Великом княжестве Литовском, основными её проводниками были иезуиты , пользовавшиеся государственной поддержкой. Протестантское движение постепенно затухает, магнатерия постепенно возвращается в католицизм, в то время как среди низшего сословия протестантские идеи были не слишком популярны и ранее. Тем не менее, протестантские общины продолжают существовать.
В 1855 году в селе Уть современной Гомельской области возникает первая баптистская община штундистов, возникшая под влиянием немецких колонистов-меннонитов. В 1905 году община «евангельских христиан» появилась в Минске .
В 1880-е годы общины штундистов появились в Могилёвской губернии и Витебской губернии . Трое активных штундистов были сосланы в Закавказье, ещё двое получили тюремные сроки. После официального запрета штундизма в Российской империи в 1894 году это направление протестантизма постепенно угасло . Распространение баптизма в белорусских губерниях с середины XIX века связывается с немецкими колонистами и латышами. Другим источником распространения баптизма стала миссионерская деятельность баптистов из южных губерний Российской империи . Протестантизм распространялся также благодаря выезду населения на заработки с последующим возвращением (отходничеству) и миграциям населения по Российской империи. Первые последователи евангельского христианства известны на территории Республики Беларусь с 1882 года в Чечерске . Первая община, группировавшаяся вокруг Елизаветы Чертковой , получала помощь из Санкт-Петербурга .
Распространению протестантизма содействовала Первая мировая война — белорусы, призванные в российскую армию и попавшие в германский плен, побывали в частично протестантской Германии. В 1920-е годы проповедники христиан веры евангельской и евангельских христиан-баптистов, среди которых выделялись военнопленные, активно действовали на территории современных Витебской, Гомельской, Минской, Могилёвской областей. Быстрый рост численности всех протестантских общин привлёк внимание РКП(б) и КП(б)Б в 1925 году, которые занялись изучением протестантского движения. К 1937 году все ранее легально действовавшие общины евангельских христиан и баптистов были закрыты, ряд священнослужителей был репрессирован .
В Западной Белоруссии протестантские вероучения распространялись быстрее вследствие трёхлетней оккупации германской армией, активного выезда населения за границу с последующим возвращением и активной деятельности иностранных миссионеров — особенно до 1924 года, когда польское правительство запретило миссионерскую деятельность. Некоторые общины пользовались поддержкой единоверцев в США. Крупными центрами баптизма были Скидель, Гродно, Брест. Регионом наибольшего распространения пятидесятничества стало Полесье : в Пружанах в 1930-е годы насчитывалось до 500 христиан веры евангельской. Всего в Полесском воеводстве в 1934 году насчитывалось 3794 пятидесятника, из них 894 проживало в Пинском и 409 — в Столинском повете . В середине 1930-х годов началось распространение пятидесятничества на севере, в Молодечно и в его западных окрестностях, а также в других населённых пунктах. В деревнях Пинского и Столинского поветов появились общины адвентистов седьмого дня, и к 1935 году последователей этого учения в Полесском воеводстве насчитывалось 250 человек. Распространялось и учение свидетелей Иеговы: к 1935 году их насчитывалось 147 человек только в Полесском воеводстве. Всего в 1935 году в Полесском воеводстве проживало более 10 тысяч протестантов различных направлений. К 1938 году численность баптистов и христиан веры евангельской в воеводстве достигла 0,97 % (в 1926 году — 0,38 %). До 1925 года их деятельность координировал Союз евангельских христиан и баптистов Польши, после чего были созданы Союз баптистов, Союз евангельских христиан и Союз церквей Христовых с центром в Кобрине .
В 1944 году был создан Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов . Подписанное вскоре «августовское соглашение» об организационном объединении евангельских христиан — баптистов и христиан веры евангельской позволило большинству пятидесятнических общин в БССР (83) легализоваться. Однако существовала и оппозиция этой инициативе: 28 общин отказались проходить регистрацию в Совете по делам религиозных культов при Совете Министров СССР по БССР и объединяться с баптистами. В конце 1949 года были арестованы лидеры пятидесятнического движения в БССР. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов К. Уласевич открыто признавал, что предпринятые репрессии положительно повлияют на «подрыв сектантского движения в БССР». Некоторые баптистские общины поддерживали связи с Польшей и США, получали оттуда религиозную литературу. Многие общины действовали подпольно, причём некоторые из незарегистрированных общин насчитывали сотни человек. Большинство верующих протестантов были крестьянами — как колхозниками, так и единоличниками (в западных областях БССР коллективизация проводилась медленнее), а среди рабочих было много железнодорожников. Некоторые пресвитеры призывали не вступать в колхозы , что вызвало волну репрессий против них. Отличительной особенностью распространения баптизма в БССР стала активность в восточных областях, поскольку религиозная жизнь в них искусственно замораживалась путём закрытия всех римско-католических общин и постепенного снятия с регистрации православных общин, и верующие люди переходили в протестантские общины. По схожим причинам росла численность людей, принявших водное крещение в городах. К 1955 году в БССР действовало 155 общин ЕХБ, которые объединяли 55 308 человек. Деятельность адвентистов седьмого дня (сумели пройти регистрацию 6 общин) вызывала значительную обеспокоенность партийного руководства республики — прежде всего из-за их позиции по отношению к субботнему дню (на тот момент в СССР действовала шестидневная рабочая неделя) .
Сегодня протестанты Белоруссии представляют собой религиозное меньшинство. В 2000 году их численность составила 130 тыс. человек . В 2010 году Государственный департамент США оценил численность протестантов в 2 % населения (ок. 180 тыс.) . В стране официально зарегистрированы более 1 тыс. протестантских общин разных деноминаций.
Крупнейшим протестантским союзом является Объединенная церковь христиан веры евангельской в Беларуси . Союз объединяет свыше 55 тыс. верующих и 512 официально зарегистрированных церквей . Ещё свыше 100 общин действуют без официальной регистрации , 454 общины имеют собственные молитвенные дома . Объединение входит во всемирное братство Ассамблей Бога . Пятидесятническое движение в стране также представлено т. н. « нерегистрированным братством », христианами веры апостольской (10 церквей), христианами Полного Евангелия (55 церквей).
Союз евангельских христиан баптистов в Республике Беларусь насчитывает 312 церквей и почти 14 тыс. крещенных членов .
Адвентистская церковь объединяет 5 тыс. человек в 76 церквах . Евангелическо-лютеранская церковь в Республике Беларусь состоит из 27 приходов . В Минске открыт кальвинистский Белорусский евангелический реформаторский собор . Помимо вышеуказанных, в стране также действуют Новоапостольская церковь , пресвитерианская церковь , Церковь Иисуса Христа святых последних дней , общины мессианских евреев и др.
Новейший Атлас «География Беларуси» для 10 класса (2009 г.) приводит на стр. 33 карту страны с указанием конфессиональной структуры религиозных сообществ в РБ по состоянию на 2007 год. Во всех областных центрах (кроме Витебска) по числу общин лидируют протестанты. В Могилеве — 55,9 % протестантских общин; 20,6 % православных; 5,9 % католических. В Минске — 51,6 % прот.; 25,4 % прав.; 9,1 % кат. В Бресте — 47,1 % прот.; 23,5 % прав.; 8,8 % кат. В Гродно — 44,7 % прот.; 18,4 % прав.; 21,1 % кат. В Гомеле — 43,6 % прот.; 33,3 % прав.; 2,6 % кат. В Витебске — 31,9 % прот.; 52,2 % прав.; 5,8 % кат.
Протестантские общины составляют примерно половину религиозных общин (и иногда до 80 %, как в Чечерске ) в следующих райцентрах: Барановичи , Белыничи , Береза , Березино , Бобруйск , Брагин , Быхов , Ганцевичи , Горки , Дзержинск, Добруш , Ельск , Жабинка , Житковичи , Иваново , Ивацевичи , Калинковичи , Кировск , Клецк , Кличев , Кобрин , Корма , Костюковичи , Краснополье , Кричев , Круглое , Лепель , Лунинец , Любань , Ляховичи , Марьина Горка , Мозырь , Мядель , Несвиж , Новогрудок , Новополоцк , Орша , Петриков , Пинск , Рогачев , Россоны , Светлогорск Свирь , Славгород , Слуцк , Смолевичи , Солигорск , Старые Дороги , Столин , Толочин , Хойники , Хотимск , Чашники , Червень , Чериков , Чечерск , Узда .
За 15 лет (1992—2007 гг.) число протестантских сообществ в процентном отношении к сообществам иных конфессий возросло почти вдвое. В 2007 году общая картина по всей Белоруссии выглядела так: 47,4 % православных общин; 33,4 % протестантских; 14,9 % католических; 4,4 % прочих.