Белорусский детский хоспис
- 1 year ago
- 0
- 0
Белорусский театр — это совокупность всех проявлений театрального искусства на территории современной и исторической Белоруссии , а также с использованием белорусского языка во время спектакля.
История театра в Белоруссии насчитывает много веков. Истоки белорусского театрального искусства — в древних народных праздниках, обрядах, ритуальных действиях, колядках, играх. Первыми профессиональными белорусскими актёрами были шуты, которые выступали во всех видах народного театра. В XVI веке появился кукольный театр — батлейка . С XVII века известна народная драма, которая синтезировала все формы народного театра и расширилась в последующие века. Уникальным явлением был так называемый «Крепостной театр», который состоял из лично зависимых от феодалов крестьян.
Постепенно формируется театр Великого княжества Литовского. В первой половине XVIII века частные городские и усадебные театры начали свою деятельность, некоторые из которых (Несвижский театр Радзивиллов, Шкловский театр Зорича, театры в Слуцке, Слониме, Могилёве и др.) достигли профессионального уровня.
В середине XIX века были предприняты попытки создания белорусской профессиональной драматургии и национального театра (постановка пьесы «Сялянка» 1852 года, в которой синтезировалось драматическое, вокальное и танцевальное искусство). В начале XX века широкое распространение получили белорусские вечеринки, которые способствовали появлению первого профессионального белорусского театра — Первой белорусской труппы И. Т. Буйницкого .
Значительный вклад в развитие театра внесло Первое белорусское общество драмы и комедии, созданное в 1917 году , а в 1920 году — Белорусского государственного театра (ныне Национальный академический театр имени Янки Купалы ). Самобытностью определялся странствующий творческий коллектив, созданный в 1920 году В. И. Голубком . В 1920-х годах белорусский театр развивался в русле политики белорусизации. В 1933 году был создан Государственный театр оперы и балета .
В 1930-е годы многие театральные деятели подверглись репрессиям и преследованиям, а в 1937 году был расформирован Третий белорусский государственный драматический театр . Одновременно появились новые группы. В довоенный период среди наиболее успешных постановок были пьесы об историческом прошлом ( «Бацькаўшчына» К. Чорного , «У пушчах Палесся» Я. Коласа и др.). На темы фольклора ( «Нестерка» В. Вольского ), постановки классической драматургии ( « Павлинка » Я. Купалы , « Бесприданница » А. Н. Островского , « Скупой » Мольера и др.). Настоящим событием стала постановка сатирической комедии К. Крапивы «Кто смеётся последним» .
После войны поиски стиля расширились, палитру образов спектаклей обновили и обогатили. Благотворное влияние на театральное искусство оказала в 1960—1990-х гг. драматургия А. Е. Макаёнка , В. С. Короткевича , Н. Е. Матуковского , А. Л. Петрашкевича , А. А. Дударева и др. Плодотворно работали мастера старшего поколения ( Г. К. Макарова , С. М. Станюта , З. Ф. Стомма и др.), пришло новое поколение талантливых актёров ( Г. С. Овсянников , Г. М. Гарбук , М. Г. Захаревич , Л. М. Давидович и др.) и режиссёры ( И. М. Раевский , Б. И. Луценко , В. Е. Мазынский , Н. Н. Пинигин). В конце XX века художественные поиски, творческие эксперименты расширились, усилились авангардистские, постмодернистские тенденции в театральном искусстве.
В октябре 1924 года белорусский драматург Франтишек Олехнович опубликовал монографию «Белорусский театр», изданную издательством Белорусского общественного собрания в Вильно . В монографии автор последовательно анализирует фольклорные истоки белорусского театрального искусства, оценивает достижения драмы с её интермедиями и батлейкой. Большое место отведено анализу творчества Винцента Дунина-Марцинкевича , А. И. Вериго-Доревского , , И. Т. Буйницкого , Янки Купалы .
Основателем белорусской школы театральных исследований является В. И. Нефёд , заведующий отделом театра Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К.Крапивы. В. И. Нефёд стремился всесторонне и основательно изучить историю, теорию и практику белорусского театрального искусства. Сотрудники театрального отдела выполняли запланированную работу в самых широких направлениях. Темы современной драматургии, режиссуры, театрально-декорационного и актёрского мастерства не обошли своим вниманием.
Особое место среди научных работ занимает трёхтомная «Гісторыя беларускага тэатра», изданная в 1980-х годах под руководством В. И. Нефёда .
По состоянию на 2016 год в Белоруссии действует 28 профессиональных театров: 19 драматических и музыкальных, 8 детских и юного зрителя, 1 театр оперы и балета. В том числе, в Минске — 10, Брестской области — 4, Витебской области — 2, Гомельской области — 4, Гродненской области — 3, Минской области — 2, Могилёвской области — 3 .