Interested Article - Исапа
- 2021-05-05
- 1
Исапа ( исп. Izapa ) — крупный археологический памятник доколумбовой культуры , находится в мексиканском штате Чьяпас на реке Исапа около вулкана Такана , 4-й по величине горы Мексики.
Поселение Исапа составляло в поперечнике около 2 км и было крупнейшим в штате Чьяпас. Хронологически исапскую культуру относят к периоду между 600 г. до н. э. и 100 г. н. э. По мнению некоторых археологов, исапская культура могла возникнуть не позднее 1500 г. до н. э., то есть совпадать по датировке с такими ольмекскими памятниками, как и Ла-Вента . Регион Исапа оставался населённым в течение позднеклассического периода. Датировка расцвета исапской культуры пока неясна из-за небольшого количества материала, который можно было бы датировать радиоуглеродным методом.
Благодаря большому количеству найденных в Исапе стел и монументов с вырезанными изображениями, термин «исапский стиль» используется для описания подобных работ в прибрежных нагорьях Тихого океана и далее, включая такие места, как Такалик-Абах и Каминальхуйу .
Исапа расположена во влажной холмистой местности из вулканической породы. Несмотря на это, почва вполне пригодна для сельского хозяйства. Погода — очень жаркая и очень сухая. Регион Соконуско, окружающий Исапу, длительное время (как минимум со времён ацтеков) славится производством какао.
Местоположение и архитектура
Исапа занимает обширную территорию, на которой расположено большое количество монументов и сооружений. На территории Исапы имеется 8 групп курганов, общим числом (по разным оценкам) от 80 до 130 разной степени сохранности. Архитектурные сооружения в совокупности имеют объём около 250000 кубометров. В Исапе обнаружены пирамиды, скульптурные площадки и площади, а также, вероятно, два продолговатых поля, напоминающих поля для игры в мяч .
Исапа и другие мезоамериканские цивилизации
Майкл Ко считал, что исапская культура была связующим звеном между ольмеками и ранней цивилизацией майя . В поддержку своей точки зрения он приводит большое количество мотивов ольмекского стиля, используемых в исапском искусстве, включая мотивы с ягуарами, человеческими ртами, косыми крестами, и т. д. Сходство существует и между архитектурными стилями майя и Исапы.
Другие археологи относятся к гипотезе Ко скептически и полагают, что термин «исапский стиль» должен относиться только к произведениям искусства непосредственно из Исапы. считает, что исапское искусство уникально и не может считаться ни возникшим в результате ольмекского влияния, ни предшественником искусства майя. По мнению Смит, исапское искусство очень своеобразно и не распространялось вдали от Исапы. Скорее всего, оно косвенно повлияло на искусство майя , но наверняка было для майя не единственным источником.
С Исапой также связаны споры, касающиеся 260-дневного месоамериканского календаря . Первоначально данный календарь считался изобретением майя, однако недавно было выдвинуто предположение, что календарь происходил из Исапы. В поддержку гипотезы говорит тот факт, что Исапа лучше отвечает геологическим и историческим предпосылкам (для возникновения календаря), чем прежнее место, считавшееся местом происхождения.
Монументальное искусство
Исапская культура получила известность благодаря своему искусству. Памятники искусства, обнаруженные в Исапе, представляют собой скульптуры-стелы и алтари в виде лягушек (символизирующих дождь). Люди изображаются большими группами, а не поодиночке. Имеется ряд черт, характерных для исапского искусства, например, наличие крылатых объектов, богов с длинными губами, напоминающих майянских , подобные ольмекским небесные вихри и тучи, обрамление в виде кошачьих ртов, изображения животных (крокодил, ягуар, лягушка, рыба, птицы), наложение объектов друг на друга и отсутствие дат.
По количеству скульптуры Исапской культуры на порядки превосходят любые другие известные культуры того времени. Гарт Норман (Garth Norman) насчитал 89 стел, 61 алтарей, 3 трона и 68 «различных монументов». В противоположность изображавшим правителей скульптурам эпиольмекской культуры , удалённой от Исапы на 550 км через Теуантепекский перешеек, исапские скульптуры изображают мифологические и религиозные сюжеты, являются церемониально-повествовательными по характеру .
Кроме того, в противоположность эпиольмекским и более поздним майяским стелам, исапские монументы содержат пиктограммы. Хотя это может означать, что исапская культура не имела собственной письменности , (Julia Guernsey), автор важной работы по исапской скульптуре, предполагает, что стелы изначально не были предназначены для покрытия надписями, и поскольку Исапа находилась на границе двух языковых регионов — михе-сокского и майяского , то, по-видимому, это могло создать предпосылки для невербального общения .
Примечательные памятники
Исапская стела 1 изображает бога с длинными губами, которого Майкл Коу описывает как раннюю форму майяского бога молнии и дождя . На Стеле I бог идёт по воде, собирая рыбу в корзину, кроме того, на спине он несёт корзину с водой.
Исапская стела 2 , как и стела 25 (см. ниже), связывается с битвой Героических близнецов из мифологии майя против Вукуб Какиш, мощного птицеобразного демона подземного мира.
Исапская стела 3 показывает божество, размахивающее дубинкой. Нога божества превращается в змею, которая обвивается вокруг его тела. Вероятно, это божество является ранней формой майяского бога K, несущего посох.
Исапская стела 4 изображает царя, который во время танца превращается в птицу. Сцена, скорее всего, связана с птичьим божеством. Вероятно, сцена передаёт экстаз шамана, употребившего перед танцем галлюциногенные вещества для путешествия в иные миры. Хотя политическая система Исапы пока неизвестна, стела 4 позволяет предположить, что правитель играл также роль шамана, религиозного лидера.
Исапская стела 5 представляет собой, по-видимому, наиболее сложное из исапских рельефных изображений. В центре изображено большое дерево, окружённое примерно десятком людей и другими фигурами. Некоторые знаки на стеле, как предполагается, представляют собой самостоятельную форму мезоамериканской письменности .
Исапская стела 8 изображает правителя на троне. Сцену на Стеле 8 часто сравнивают с изображением на Троне 1.
Исапская стела 21 — редкое изображение божества, подвергнувшегося насилию. Воин держит голову обезглавленного бога.
Исапская стела 25 , вероятно, содержит сцену из эпоса Пополь-Вух . Скорее всего, стела изображает Героев-близнецов, стреляющих из духового ружья по высоко сидящему Богу-птице. Эта же сцена представлена на майяском горшке, известном как «горшок стрелка с духовым ружьём». Также предполагается, что Стела 25 могла служить картой звёздного неба при пересказе мифа о героях-близнецах и боге-птице.
-
Копия надгробного камня, находится в , Мехико
-
Копия надгробного камня, находится в , Мехико
-
Копия надгробного камня, находится в , Мехико
-
Стела 50 из Исапы в экспозиции Национального музея антропологии , Мехико
-
Стела 1 из Исапы в экспозиции Национального музея антропологии , Мехико
-
Стела 21 из Исапы в экспозиции Национального музея антропологии , Мехико . Изображение именуется "Обезглавленный"
-
Исапская стела 25
Примечания
- Pool, p. 264.
- Pool, p. 272.
- Пул (Pool, p. 272) и Гернси (Guernsey, p. 60) описывают исапское искусство как «повествовательное».
- Guernsey, p. 15.
Литература
- Evans, Susan Toby. Ancient Mexico & Central America , Thames and Hudson, London, 2004.
- Guernsey, Julia (2006) Ritual and Power in Stone: The Performance of Rulership in Mesoamerican Izapan Style Art , University of Texas Press, Austin, Texas, ISBN 978-0292713239 .
- от 6 марта 2009 на Wayback Machine
- Norman, V. Garth, (1973) Izapa Sculpture, Part 1: Album . Papers of the New World Archaeological Foundation 30. Brigham Young University, Provo.
- Pool, Christopher (2007) Olmec Archaeology and Early Mesoamerica , Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-78882-3 .
- Smith, Virginia G., Izapa Relief Carving: Form, Content, Rules for Design, and Role in Mesoamerican Art History and Archaeology , Dumbarton Oaks, 1984.
Ссылки
- 2021-05-05
- 1