Interested Article - Тлатилько
- 2021-10-07
- 1
Тлатилько ( англ. Tlatilco ) — крупное доколумбово городище в долине Мехико, расположенное невдалеке от района Тлатилько в муниципалитете Наукальпан , Штат Мехико , который входит в мегалополис г. Мехико . Это было одно из первых вождеств, возникнувших в долине и процветавших на западном берегу озера Тескоко в течение среднего предклассического периода примерно с 1250 по 700 гг. до н. э.
В более широком смысле название Тлатилько относится к археологической культуре, которая также включает древний город на восточном берегу озера , а также город . Название Тлатилько происходит из языка науатль , на котором оно означает «место мистерий (тайных явлений)». Название дали переселенцы-ацтеки, которые прибыли в долину, когда культура Тлатилько уже исчезла.
Характеристика
Тлатилько отличается высококачественными керамическими произведениями, многие из которых несут на себе отпечаток ольмекского искусства, а также своими статуэтками, у которых нередко встречается характерный для ольмеков мотив детского лица. В то же время, у местной керамики есть и немало таких особенностей, которые свидетельствуют о местной керамической традиции .
Многие захоронения, в основном лиц с высоким статусом, содержат свидетельства вырывания зубов и искусственной деформации черепа .
Основным продуктом сельского хозяйства Тлатилько была кукуруза, также культивировались бобы, амарант , тыква, перец чили. Кроме них, в пищу употреблялась разнообразная птица, включая перелётных птиц, а также дикие кролики и другие мелкие млекопитающие, олени и антилопы .
Кульминации Тлатилько достиг в период 1000—700 до н. э. во время так называемого Ольмекского горизонта . На следующей стадии, известной как период Сакатенко (Zacatenco), 700—400 до н. э., наблюдается постепенный выход из употребления ольмекской иконографии и форм.
Многие статуэтки из Тлатилько изображают людей с различными аномалиями или уродствами. Примерами могут служит или несколько .
Культура Тлатилько
С точки зрения археологии, возникновение культуры Тлатилько характеризуется распространением художественных форм и керамических изделий, относящихся к раннему горизонту . Культура характеризуется наличием следующих особенностей :
- как ритуальная, так и бытовая керамика.
- как животные, так и человеческие фигурки, выполненные в несколько стилизованной манере.
- глиняные маски и другие экзотические ритуальные предметы.
- пышные захоронения с могильными дарами.
- украшения, мотивы, конструкции и статуэтки в ольмекском стиле.
Культура Тлатилько характеризуется существенно более высокой специализацией по сравнению с более ранними культурами, в частности, более сложной структурой поселений, наличием специальных профессий и широким социальным расслоением. При данной культуре возникают центры-вождества Тлатилько и .
В это же время наблюдается существенное расширение торговли на дальние расстояния. Предметами торговли были, в частности, железная руда, обсидиан и нефрит , что, с одной стороны, способствовало ольмекскому влиянию на данную культуру, а с другой, может объяснить находки керамики в тлатилькском стиле около г. в штате Морелос, то есть в 150 км к югу от Тлатилько .
Хронология
выявила две стадии (периода) в развитии данной культуры:
- стадия Айотла, 1250—1000 до н. э.
- стадия Манантиаль, 1000—800 до н. э.
На границе данных периодов, около 1000 до н. э., наблюдается резкое изменение в керамике: вместо фигурок одетых мужчин появляются фигурки обнажённых женщин, а иконография в ольмекском стиле приобретает местные черты, что, возможно, отражает изменения в религиозных представлениях или культовой практике .
После 800 г. характерные для данной культуры изделия больше не встречаются в археологических памятниках. К 700 г. до н. э. город Куикуилько стал наиболее крупным и сильным городом в долине Мехико и затмил прежние центры Тлатилько и Тлапакойя.
Примечания
- Adams, p. 75)
- Niederberger (1996), p. 84.
- Niederberger (1996), p. 84. Другие исследователи датируют этот период немного иначе. Блейтон (Blaton et al.) предполагает датировку 1400—900 до н. э. для Ольмекского («раннего») горизонта.
- Pool, p. 181.
- Diehl, p. 153—160.
- Grove, p. 62.
- Брэдли и Хоралемон (Bradley and Joralemon, p. 28), задаются вопросом, не связана ли смена стадий с упадком церемониального центра . Аналогичные идеи высказывает Пул (by Pool, p. 206), отмечающий, что «мотивы раннего горизонта подверглись существенным изменениям».
Литература
- Adams, Richard E W (1991) Prehistoric Mesoamerica , University of Oklahoma Press, Norman, Oklahoma.
- Bendersky, Gordon (2000); «Tlatilco, Diprosopus, and Emergence of Medical Illustrations» in Perspectives in Biology & Medicine ; Summer 2000, v43 #4, p477.
- Blanton, Richard E.; Kowalewski, Stephen A.; Feinman, Gary M.;Finsten, Laura M. (1993) Ancient Mesoamerica: A Comparison of Change in Three Regions , Cambridge University Press, ISBN 0521446066 .
- Bradley, Douglas E., and Peter David Joralemon (1993) The Lords of Life: The Iconogaphy of Power and Fertility in Preclassic Mesoamerica , , University of Notre Dame .
- Diehl, Richard A. (2004) The Olmecs: America’s First Civilization , Thames & Hudson, London.
- Grove, David C. (1970) «The San Pablo Pantheon Mound: a Middle Preclassic Site Found in Morelos, Mexico», in American Antiquity , v35 n1, January 1970, pp. 62–73.
- Kennedy, G. E. (2001)
- Niederberger Betton, Christine (1987) Paléo-paysages et archéologie pré-urbaine du Bassin de Mexico , Centre d’études mexicaines et centraméricaines (CEMCA), coll. Études Mésoaméricaines , 2 vols, México.
- Niederberger, Christine (1996) «The Basin of Mexico: a Multimillennial Development Toward Cultural Complexity», in Olmec Art of Ancient Mexico , eds. E. P. Benson and B. de la Fuente, Washington D.C., ISBN 0-89468-250-4 , pp. 83–93.
- Cambridge University Press , 2007. — ISBN 978-0-521-78882-3 . Olmec Archaeology and Early Mesoamerica (неопр.) . — Cambridge:
Ссылки
- .
- 2021-10-07
- 1