Interested Article - Поднебесная

Афоризм Сунь Ятсена : «Всё, что под небом, принадлежит народу».

Поднебе́сная ( кит. упр. 天下 , палл. тянься ) — китайский термин , который использовался для обозначения всего мира, а позднее территории, на которую распространялась власть китайского императора .

Описание

Со времён Дун Чжуншу император рассматривался в конфуцианской идеологии как представитель неба на Земле. Согласно конфуцианскому мировоззрению, подвластной ему территорией представлялся весь поднебесный мир. Главное святилище императорской столицы называлось храмом Неба .

Согласно таким представлениям, центром мира является двор китайского императора, которого последовательно окружают концентрические круги: высшие чиновники, низшие чиновники, рядовые граждане и, наконец, вассальные царства и «варвары». Классическая китайская политическая мысль утверждала, что китайский император является правителем всего мира, а все известные иностранные царства являются лишь его вассалами. В классической китайской философии термин «Поднебесная» используется как синоним цивилизации и порядка в их понимании и обозначает место китайского народа в мире.

Пример, во фразе «под небом всё в порядке», которая появилась раньше, чем китайцы начали чётко понимать, что они всего лишь часть мира, поэтому изначально это сочетание просто значило «земля, мир», а не именно Китай.

Сходные представления о местном монархе как о властителе «всего, что под небом» бытовали в Японии , а также на протяжении некоторых периодов истории в Корее и Вьетнаме , поскольку близость сильных китайских государств позволяла эпизодически контролировать эти страны, утверждая по крайней мере символическое главенство китайских императоров.

В настоящее время этот термин употребляется в Китае в значении «весь мир», но в России им обозначают именно Китай.

Развитие термина

Термин впервые появляется при династии Шан , однако приобретает законченную форму только при династии Чжоу . В документах этого времени начинают встречаться выражения «Четыре Четверти», и «Десять Тысяч Царств», обозначающие как территорию, контролируемую династией, так и земли не-китайских «варваров».

По утверждению профессора Ю. Пинеса , термин «тянься» в эп. Западная Чжоу мог иногда обозначать только центральную часть империи, находящуюся непосредственно под управлением вана .

В последующие периоды Чуньцю («вёсны и осени») и Чжаньго (« Период Сражающихся царств ») термин получает дальнейшее развитие, и появляется в классических трактатах Цзо чжуань и Го юй .

См. также

Примечания

  1. «Changing views of tianxia in pre-imperial discourse», Oriens Extremus, 43 (2002):101-16, обсуждение на стр.101-4.
Источник —

Same as Поднебесная