Сарнов, Давид Абрамович
- 1 year ago
- 0
- 0
Дави́д Абра́мович Драгу́нский ( 2 [15] февраля 1910 , Святск — 12 октября 1992 , Москва ) — советский военный и политический деятель, дважды Герой Советского Союза (23.09.1944, 31.05.1945). В Великую Отечественную войну — командир 55-й гвардейской танковой бригады. Начальник Высших офицерских курсов «Выстрел» (1969—1985). Генерал-полковник танковых войск (06.11.1970).
Родился в бедной еврейской семье в посаде Святск Суражского уезда Черниговской губернии . Отец его по профессии был портной. В семье было 8 детей. Во время немецкой оккупации в Великую Отечественную войну в январе 1942 года все те еврейские жители Святска, которые не успели эвакуироваться (148 человек) было расстреляно, лишь несколько человек сумели убежать и присоединиться к партизанскому отряду . Во время этого преступного акта Холокоста было уничтожено 74 человека из семьи и родственников Драгунских, в том числе его отец и мать, дедушка и бабушка, старшая сестра (с тремя малолетними детьми), младшая сестра 15-ти лет . Из четверых братьев Драгунских двое (Зелик и Шавель) погибли на фронте, двое были ранены. Давид окончил школу-девятилетку имени М. И. Калинина в городе Новозыбкове Брянской губернии в 1928 году. Сразу после этого по комсомольской путёвке направляется на стройку в Москву, где работал в тресте «Мосстрой»: чернорабочий, землекоп, слесарь по отоплению и канализации. В 1931 году по партийной мобилизации направлен на работу в сельское хозяйство: заведующий избой-читальней в селе Ахматово Молоковского района Калининской области , председатель Ахматовского сельского совета, секретарь объединённой партийной организации четырех сельских советов, с конца 1932 года — инструктор Молоковского районного комитета ВКП(б) .
В феврале 1933 года призван в Красную Армию . Служил курсантом в полковой школе 4-го стрелкового полка 2-й стрелковой дивизии Белорусского военного округа ( Минская область ). В октябре 1933 года окончил школу и подал рапорт о направлении в военное училище. В 1936 году с отличием окончил Саратовское бронетанковое училище и направлен для прохождения службы на Дальний Восток .
С ноября 1936 года — командир танкового взвода 32-го отдельного танкового батальона 32-й стрелковой дивизии Отдельной Краснознаменной Дальневосточной армии , который дислоцировался в то время на станции Раздольное , с сентября 1937 года командовал танковой ротой в этом батальоне. Одним из первых на Дальнем Востоке провёл свой танк Т-26 (абсолютно не запроектированный конструкторами для роли амфибии) под водой через бурную реку Суйфун (ныне — Раздольная ) и через 15 минут вывел его на противоположный берег. Для этого Драгунский предварительно дооборудовал танк двумя трубами, а негерметичные участки обмазал суриком и солидолом . За эту инициативу Драгунский получил первую свою награду — именные часы от командира дивизии.
В качестве командира танковой роты участвовал в боях у озера Хасан в июле—августе 1938 года. Там Д. А. Драгунский дважды водил свою роту в танковые атаки и за отвагу удостоен своего первого ордена — ордена Красного Знамени . В мае 1939 года перспективный командир-орденоносец направлен на учёбу в Военную академию РККА им. М. В. Фрунзе .
Начало войны застало его в крепости Осовец на западной границе, где в составе 2-й Белорусской дивизии Драгунский, в числе других слушателей академии, проходил лагерный сбор и стажировку. На непродолжительное время слушатели возвратились в Москву, где вскоре старший лейтенант Драгунский получил назначение на Западный фронт командиром танкового батальона в 242-ю стрелковую дивизию , воевал в Смоленском сражении . В сентябре 1941 года назначен начальником оперативного отделения штаба 242-й стрелковой дивизии. В начале октября 1941 года дивизия попала в Вяземский котёл , где стал начальником разведки группы генерала Хоруженко . Из кольца окружения тогда удалось прорваться.
В ноябре 1941 года зачислен слушателем Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова , в апреле 1942 года окончил ускоренный курс этой академии. С апреля 1942 года — в группе офицеров при Главнокомандующем войсками Северо-Кавказского направления Маршале Советского Союза С. М. Будённом , с июня 1942 — старший помощник начальника оперативного управления главного командования Северо-Кавказского направления , с июля 1942 — начальник разведывательного отдела штаба автобронетанкового управления Черноморской группы войск Закавказского фронта . Участник битвы за Кавказ .
С октября 1942 года воевал начальником разведки 3-го механизированного корпуса на Калининском фронте , а в ноябре 1942 года назначен начальником штаба 1-й механизированной бригады этого же корпуса. В составе корпуса участвовал в операции «Марс» и в Курской битве . 11 августа 1943 года был ранен . За умелое руководство штабом бригады в оборонительном этапе Курской битвы (на протяжении 6—11 июля 1943 года обеспечивал отражение контратак противника, возглавив руководство бригадой после ранения командира бригады) подполковник Драгунский получил свой первый орден в Великой Отечественной войне — приказом командующего 1-й танковой армией от 22.07.1943 года он был награждён орденом Красной Звезды .
В конце октября 1943 года назначен командиром 55-й гвардейской танковой бригады 7-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии , под его командованием эта бригада принимала участие в освобождении Киева и в Киевской оборонительной операции . За доблесть в Киевской наступательной операции был представлен к званию Героя Советского Союза . В этой операции за период с 4 по 14 ноября 1943 года бригада под командованием Драгунского прошла с боями свыше 200 километров, освободила более 10 населённых пунктов и отразила свыше 13 немецких контратак. В этих боях было уничтожено свыше 1000 и захвачено в плен около 600 немецких солдат и офицеров, уничтожено 25 танков и 30 орудий. Несколько суток бригада действовала в немецком тылу, нарушая коммуникации противника, после чего соединилась с наступавшими войсками. Представление подписал командир корпуса генерал-майор танковых войск К. Ф. Сулейков и его поддержал командующий армией генерал П. С. Рыбалко . Однако тогда звание Героя Драгунскому не было присвоено: с представлением не согласился командующий фронтом Н. Ф. Ватутин , заменивший награду на орден Красного Знамени .
Когда 9 декабря 1943 года в критический момент танкового боя у села Ялцовка (под городом Малин Житомирской области ) подполковник Драгунский находился на броне своего танка, получил тяжёлое ранение от близкого разрыва немецкого снаряда. После госпиталя и лечения в санатории Железноводска Д. А. Драгунский вернулся в свою бригаду в июле 1944 года.
В это время бригада наступала: в разгаре была Львовско-Сандомирская операция . Принимал командование «на ходу» в разгар ожесточённых боёв. В конце июля 1944 года его бригада вышла к реке Висла . Средства переправы задерживались в пути, и командир бригады приказал собрать плоты из брёвен и досок, на которых удалось переправить танки. Благодаря этому был захвачен Сандомирский плацдарм на левом берегу Вислы. В дальнейшем на этом плацдарме происходили длительные упорные бои с переменным успехом, но в конце концов Драгунский сам возглавил решающую контратаку . За героизм и воинское мастерство, проявленные во время форсирования реки Висла, и за удержание Сандомирского плацдарма в период Львовско-Сандомирской операции командиру 55-й танковой бригады Драгунскому было присвоено звание Героя Советского Союза .
Отличился он и в следующей крупной наступательной операции — Висло-Одерской . Указом Президиума ВС СССР от: 06.04.1945 года командир 55-й гвардейской танковой Васильковской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого бригады гвардии полковник Драгунский награждён орденом Суворова 2-й степени за форсирование реки Нида , овладение городами Енджеюв , Велюнь и Рыбник .
В марте 1945 года Давид Абрамович был направлен на лечение: открылись старые раны. Но к битве за Берлин он «подоспел», заставив врачей ускорить курс лечения. К середине апреля 1945 года он вновь в своей 55-й бригаде. Его танкисты, беря пример отваги и мастерства со своего командира, отличились при форсировании Тельтов-канала, в штурме Берлина и в Пражской операции . 27 апреля 1945 года на западной окраине Берлина 55-я гвардейская танковая бригада полковника Драгунского соединилась с частями 2-й гвардейской танковой армии . Это привело к рассечению вражеского гарнизона на две изолированные части и падению столицы нацистской Германии . В сражении за Берлин с 16 по 30 апреля 1945 года танкисты гвардии полковника Драгунского уничтожили 795 немецких солдат и офицеров, 9 танков, 3 самоходных орудия, 7 бронемашин, 7 артиллерийских орудий и 37 автомашин, было захвачено 2 700 пленных, 5 разных складов, 4 паровоза и 190 вагонов, много других трофеев.
За умелое руководство действиями бригады в период штурма Берлина и проявленные при этом мужество и отвагу, а также за стремительный бросок бригады на Прагу, гвардии полковник Драгунский стал дважды Героем Советского Союза .
На фронте был ранен пять раз: тяжелые ранения получил 11 августа 1942 и 9 декабря 1943 года, лёгкие — 30 июня 1941, в августе 1941 и 8 июня 1942 года.
Д. А. Драгунский принял участие в историческом Параде Победы 24 июня 1945 года. После войны продолжил службу в Советской армии . В августе 1945 года 55-я гвардейская танковая бригада была переформирована в 55-й гвардейский танковый полк, и Драгунский остался его командиром. В декабре 1947 года был направлен на учёбу.
В 1949 году Драгунский окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова . С февраля 1950 года командовал 5-й гвардейской танковой дивизией . С августа 1957 года служил первым заместителем командующего 6-й гвардейской танковой армией , а с апреля 1959 года — на такой же должности в 1-й отдельной армии .
С мая 1960 года — командующий 7-й гвардейской армией Закавказского военного округа (штаб в Ереване ). С июня 1965 года — первый заместитель командующего войсками Закавказского военного округа. С мая 1969 года — начальник Высших офицерских курсов «Выстрел» имени Маршала Советского Союза Б. М. Шапошникова . С октября 1985 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР . С ноября 1987 — в отставке.
12 октября 1992 года генерал Д. А. Драгунский умер.
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Общественной работой Драгунский интересовался с юности. В 19 лет он уже был депутатом Краснопресненского района Москвы (1930—1933). Член ВКП(б) с 1931 года. Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1971—1990). Он избирался делегатом XXII , XXIV , XXV , XXVI и XXVII съездов КПСС. В 1962 году Давид Абрамович был избран членом Президиума ЦК КП Армении и депутатом Верховного Совета Армянской ССР , а в 1959 году — депутатом Днепропетровского горсовета депутатов трудящихся.
В конце войны принимал участие в работе Еврейского антифашистского комитета (ЕАК). Давид Драгунский ещё в 1945 году ставил перед EAK задачу увековечить память своих погибших родных и земляков на Брянщине , а также установить памятники и мемориалы в других городах СССР . Его подпись стоит под большинством обращений ЕАК, хотя он не входил в президиум организации.
В 1950-е годы Драгунский часто представлял СССР за рубежом. В дальнейшем его подписи не раз появлялись под статьями антиизраильской направленности. Драгунский пропагандировал отрицательное отношение к движению советских евреев за алию .
С момента создания (21 апреля 1983 года ) и до последнего дня своей жизни Драгунский был бессменным председателем Антисионистского комитета советской общественности (АКСО). Ф. Д. Бобков вспоминал, что «еле уговорил» Драгунского занять данный пост .
Драгунский сумел отстоять АКСО несмотря на то, что Политбюро ЦК КПСС дважды рассматривало вопрос о его закрытии.
После распада СССР он решил оставаться на своем посту. Драгунский много раз говорил, что искренне считает сионизм опасной человеконенавистнической идеологией с фашистскими практиками; что сионизм сильно повредил евреям СССР, развалил их социальную и культурную жизнь, сильно повредил евреям в продвижении.
«Сионизм концентрирует в себе крайний национализм, шовинизм, расовую нетерпимость, поощрение территориальных захватов и аннексий… сионизм, как форму расизма» .
В 1984 году АПН выпустило брошюру Д. Драгунского «О чём говорят письма». Задачей автора являлась демонстрация всеобщей поддержки, которую оказывают евреи СССР Антисионистскому комитету. В брошюре Драгунский пишет:
Далее генерал подвергает критике эти лозунги, цитируя письма, получаемые в АКСО, в частности, письмо доктора педагогических наук, профессора А. Столяра из Могилёва: «Я горжусь тем, что вместе с миллионами соотечественников разных национальностей могу сказать словами поэта — „По национальности я — советский“. Этим всё сказано!»
Благодарность Драгунскому за помощь выражали главный редактор газеты « Биробиджанер штерн » Леонид Школьник, художественный руководитель Камерного еврейского музыкального театра Михаил Глуз, председатель общественного комитета «Дробицкий Яр» П. Сокольский и другие. В то же время, Драгунский всегда отрицательно относился к ходатайствам помочь правозащитникам и сионистским активистам, преследовавшимся Советской властью.
Много лет Д. Драгунский утверждал, что антисемитизма в СССР нет. Но можно предполагать, что в конце своей жизни он склонялся к мысли, что не всё так однозначно. В своём интервью газете « АиФ » 17 февраля 1989 года Драгунский сказал:
И даже в перестроечном 1989 году Драгунский отождествляет антисемитизм и сионизм. Но являясь человеком военной выучки, оставаясь до конца своих дней убеждённым коммунистом, он не перестает заботиться о своём детище. 1 сентября 1992 года Драгунский обратился с письмом к мэру Москвы Ю. Лужкову с требованием отменить постановление правительства Москвы о передаче помещения, занимаемого АКСО, в аренду Московскому еврейскому культурно-просветительскому обществу. Генерал возмущается решением московских властей передать помещение АКСО «неким организациям сионистского толка»… и предупреждает мэра: «Подобная практика неизбежно ведёт к разжиганию межнациональной розни…», выражая надежду, что мэр Москвы Лужков поймёт всю серьёзность и ответственность данного вопроса и примет «правильное решение».