Interested Article - Зилант
- 2020-05-17
- 2
Зила́нт (также Зила́н ; тат. Zilant ; с татар. — «змея» ) — существо в татарской мифологии , имеющее выраженные птичьи черты. С Зилантом связан миф об основании Казани . Образ существа появился ещё в Волжской Булгарии и видоизменялся на протяжении своего существования . После завоевания Казанского ханства Зилант был превращён в «казанского дракона» русскими геральдистами . Изображение Зиланта могло использоваться в символике Волжской Булгарии и Булгарского улуса . В XVI веке оно появилось на государевой печати Ивана Грозного . Позднее оно было размещено на гербах Казани и Казанской губернии . Предание о казанском змее встречается в « Казанской истории », памятнике литературы XVI века, и опере Гавриила Державина « ». Смерть змея в произведении Державина характеризует завоевание Казани войсками Ивана Грозного. Образ Зиланта часто встречается в архитектуре Казани, что, согласно Л. Е. Лёзиной, отражает особенности местной культуры .
Этимология
Слово «Зилант» имеет литературное происхождение, хотя его этимология остаётся неясной. Вероятно, оно произошло из имени «Змиулан», образованного от «змея» и «елан» и обозначавшего одного из отрицательных персонажей восточнославянской мифологии, который наряду с Тугарином и Змеем Горынычем отождествлялся с тюркским миром в XI―XVI веках .
В мифологии
В тюркской мифологии змей Елан (также Йылан или Жилан) представлен как «даритель чадородия». Часть легенд рассказывает о Зиланте как положительном персонаже, «драконе-хранителе». Согласно Л. А. Кариевой, Зилант ― змий , обеспечивающий гармонию добра и зла в мире. Образ Зиланта с отрицательной характеристикой встречается в мифе о возникновении Казани. Согласно ему, когда город был основан, один из змеев, ранее обитавших на месте современной Казани и истреблённых переселенцами, сумел спастись на холме Джилантау, после чего он «наводил ужас на жителей города», но впоследствии был убит .
Описание
Современный образ Зиланта обладает выраженными птичьими чертами. Учёные связывают родство образа с симургом и грифоном . В ходе завоевания Казанского ханства московские придворные геральдисты преобразовали образ существа в соответствии с русскими традициями, превратив его в «казанского дракона» . На родство «казанского дракона» с оригинальным образом Зиланта, встречавшемся археологам на булгарских бляхах, а не со змием из « Чуда Георгия о змие », по мнению Фуада Халеева и , указывают сходство «дракона» с найденными изображениями существа, а также рисунки существа на золотоордынских монетах .
История и эволюция образа
Образ Зиланта может происходить из смешения иранской и китайской мифологии , при этом он был тесно связан с культом собаки у волжских булгар и дохристианских жителей Киевской Руси , на что указывают археологические находки с изображениями крылатых собак . В период существования Волжской Булгарии Зилант считался покровителем Биляра и символом непобедимости, а также служил оберегом от «злых сил». Изображение змея присутствует на археологических находках (предметах декоративно-прикладного искусства, медных знамёнах, бляхах из драгоценных металлов и др.) данной эпохи . При этом в домонгольской Волжской Булгарии существо изображалось с собачьей головой и без рогов .
В эпоху Золотой Орды образ существа представлял собой гибрид с головой собаки, телом и лапами птицы (позднее ― змеи или дракона) , змеиным хвостом и оленьими рогами ; на образ повлияло разделение периода XIII―XIV веков на две крупные линии символов: линию драконов и линию оленей, причём изображения символов обеих линий были широко распространены на территории Золотой Орды, и зооморфное булгарское существо в своём облике объединило черты данных двух линий .
После завоевания Казани образ Зиланта попал в Русское царство , где сильно видоизменился. На государевой печати Ивана Грозного изображён псевдодракон Казанского ханства с птичьей головой и собачьими лапами. С булгарским предком существо объединяют только змеиные туловище и хвост, а также крылья птицы. По мнению , данный облик роднит казанского псевдодракона с ордынскими драконами XIII века из-за сходства птичьих голов у данных существ .
В Российской империи Зилант сначала был изображён с собачьей головой (на казанском гербе 1781 года), а затем (на гербе 1856 года) он утратил голову собаки и «приобрёл» перепончатые крылья и лапы птицы .
В геральдике и символике
Фуад Халеев и Марсель Ахметзянов предполагали, что булгарское изображение существа могло служить эмблемой Волжской Булгарии , однако, согласно Сагиту Фаизову, зооморфное изображение могло использоваться лишь в символике второго ранга из-за исламской истории Волжской Булгарии, например, в качестве украшений одежды и воинского снаряжения знати, а также как архитектурный элемент .
Изображение булгарского «дракона», видоизменённое под ордынским влиянием, могло войти в государственную или нобилитетную символику Булгарского улуса. Однако уже в XIV веке символическое значение изображения, скорее всего, понизилось и перешло в разряд оберегов от почитаемых символов старины . В первой половине XVI века на печатях воевод, включая будущих казанских (например, Г. Л. Клементьева, В. Г. Бобкова и Д. К. Милославского), появляются изображения змеев и собак, похожих на «казанского дракона», образы которых были унифицированы .
Зилант также появляется на государевой печати Ивана Грозного в образе коронованного дракона (изображение данной печати в дальнейшем используется в Царском титулярнике ); при этом указ 1666 года называет данное существо василиском с позолоченными крыльями и хвостом . В 1778 году был принят герб Каширы , на нижней части которого был изображён Зилант. Согласно В. А. Пушкарёву, такая композиция была составлена «в напамятование, что сей град при Великом Князе Василии Иоанновиче был дан в удел Абдыл Летифу , снизверженному царю Казанскому» .
Змей изображён на гербе Казани , принятом в 1781 году. Официальное описание герба представляет Зиланта как чёрного змия с красными крыльями в золотой короне. Именно Зилант был размещён на гербе, так как он связан с легендами о происхождении Казани. Змей был также изображён на гербе Казанской губернии . Герб Казанской губернии 1856 года также изображает в качестве центральной фигуры Зиланта . В 1781 году герольдмейстер Александр Волков утвердил гербы уездных городов Казанской губернии, изображавшие на главе герба герб Казани с образом Зиланта .
24 декабря 2004 года был утверждён герб Казани , на котором был изображён Зилант как ключевое изображение герба. Современный образ псевдодракона включает в себя отдельные черты образа 1672 и 1781 годов: голову собаки и тело пепельного цвета от Зиланта из Царского титулярника и красные крылья от существа с герба 1781 года . Стилизованная фигура Зиланта присутствует на логотипе футбольного клуба « Рубин » .
В английской геральдике Зилант соответствует виверне .
В культуре
В «Казанской истории», памятнике литературы XVI века, описана легенда о происхождении Казани: город был возведён на месте обитания большого количества змей. В самом произведении можно выделить целую «змеиную тему», согласно которой змей символизирует татарскую государственность, в частности, автор «Казанской истории» называет змеями казанских правителей (например, Улу-Мухаммеда ). Данное предание легло в основу оперы «Грозный, или Покорение Казани» Гавриила Державина (1814 год), в которой автор описывал образ Казани в период правления Ивана Грозного .
В произведении Державина Зилант является главным антагонистом Русского царства. Согласно поэту, змей обитает в пещере под Зилантовым холмом, которому и дал своё имя (автор отмечает, что в честь холма был назван Зилантов Успенский монастырь ). Смерть Зиланта в опере приводит к падению Казанского ханства. Сам Державин в произведении попытался объяснить легенду о змее тем, что в той местности обитал разбойник .
В 1920-х годах на шпиле башни Казанского вокзала в Москве была установлена фигура Зиланта. В 1947 году она была снята и заменена точной копией из-за плохого состояния оригинала. В 1966 году копия была позолочена и преобразована во флюгер .
Максим Шраер связывает с Зилантом фамилию главной героини романа Владимира Набокова « Подвиг » Сони Зилановой .
Изображение Зиланта, в том числе как составной части герба, отражено в архитектуре Казани (на фасадах и в интерьерах зданий, на флюгерах и пр.). Так, образ змея можно встретить на здании Казанского вокзала . Единственное сохранившееся в Татарстане изображение герба Казанской губернии располагается на здании Адмиралтейской конторы .
Скульптуры с изображением Зиланта располагаются на въезде в Казань со стороны аэропорта и в парке Тысячелетия . Образ существа также используется в Казанском метрополитене . Так, на потолке станции « Кремлёвская » располагается мозаика, изображающая Зиланта (по мнению Л. Е. Лёзиной, это является отсылкой на миф об основании Казани, согласно которому змей обитал в пещере под холмом); кроме того, около входа на данную станцию была возведена статуя существа. Использование данного мифологического образа в архитектуре Казани, согласно Лёзиной, предполагает отсутствие доминирования какой-либо из конфессий, распространённых в городе ( ислам и христианство соответственно), а также позволяет показать особенности местной культуры .
Примечания
- ↑ , с. 64.
- , с. 186.
- , с. 64―65.
- , с. 150―153.
- ↑ , с. 156.
- ↑ , с. 65―66.
- , с. 157—158.
- , с. 65.
- , с. 161.
- , с. 159—160.
- , с. 156—157.
- , с. 160.
- , с. 163―164.
- , с. 179―180.
- ↑ , с. 161―162.
- , с. 170.
- , с. 25.
- , с. 179.
- , с. 96.
- , с. 181.
- .
- , с. 404.
- , с. 281―282.
- , с. 283―284.
- .
- .
- , с. 66.
- , с. 61.
Литература
- Абдулхакова А. Р., Синицын В. О. № 4 . — С. 64―67 . // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата : журнал. — 2013. —
- Валеев Ф. Х. , Валеева-Сулейманова Г. Ф. Древнее искусство Татарии . — Казань : Татарское книжное издательство , 1987. — 163 с.
- Завьялова И. В. № 4 . — С. 280—286 . // Litera : журнал. — 2018. —
- Лёзина Л. Е. № 33 . — С. 59―63 . // Система ценностей современного общества : журнал. — 2014. —
- Пушкарёв В. А. № 4 . — С. 21―32 . // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке : журнал. — 2021. —
- Рево О. А. Гербы городов Казанской губернии Наука и жизнь : журнал. — 1976. — № 11 . — С. 96 . //
- Смирнов Б. Новый наряд дракона Зелана Вечерняя Москва : газета. — 1966. — 23 апреля ( № 95 ). //
- Фаизов С. Ф. № 3 . — С. 155―196 . // Средневековые тюрко-татарские государства : журнал. — 2011. —
- (англ.) . — Лондон : T.C. & E.C. Jack, 1915. — 876 p.
- Шраер, М. Д. О концовке набоковского «Подвига» // Литературное обозрение : журнал. — 1999. — № 2 . — С. 57―62 .
Дополнительная литература
- Кудаков О. Р. Вестник Казанского государственного энергетического университета : журнал. — 2012. — № 1 . — С. 106―113 . //
- Лукомский В. К. , Типольт Н. А. Русская геральдика. Руководство к составлению и описанию гербов . — Петроград : Императорское общество поощрения художеств , 1915. — 51 с.
- // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета : журнал. — 2011. — № 1 . — С. 51―59 .
Ссылки
- . www.rubin-kazan.ru. Дата обращения: 24 июля 2023.
- 2020-05-17
- 2