Закиев, Мирфатых Закиевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Мирфаты́х Заки́евич Заки́ев ( тат. Мирфатыйх Зәки улы Зәкиев ; 14 августа 1928 , д. Зайпы, Бугульминский кантон , (ныне Бавлинский район ) Татарской АССР — 18 августа 2023 , Москва ) — советский и российский лингвист , действительный член Академии наук Республики Татарстан , доктор филологических наук, профессор , заведующий отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ , академик-секретарь Татарстанского отделения Международной тюркской академии, член Турецкого лингвистического общества , почетный член президиума Международного центра тюркологии Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева (Казахстан), почётный профессор Татарского государственного педагогического университета . Почётный доктор Башкирского государственного университета (2011), Председатель Верховного Совета Татарской АССР (1980—1990).
В 1946—1951 годах учился на отделении татарской филологии Казанского государственного университета , которое окончил с отличием. В 1951—1954 годах учёба в аспирантуре.
Начало трудовой деятельности пришлось на военные годы. Работал пастухом в колхозе (1941), затем конюхом (1942), кузнецом (1943—1946). В 1946 году поступил в Казанский государственный университет, который окончил с отличием в 1951 году. В 1954 году защитил кандидатскую диссертацию «Сказуемое в современном татарском литературном языке». Затем работал старшим преподавателем, доцентом кафедры татарского языка и литературы в Казанском государственном университете (1954—1960). Преподаваемые предметы: синтаксис татарского языка, история формирования татарского языка, проблемы возрождения и развития языков национальных меньшинств.
Член Научного совета «Язык и общество» при Отделении литературы и языка РАН .
В настоящее время — член комитета при Кабинете Министров Республики Татарстан по реализации Закона Республики Татарстан «О языках».
Основные направления научных исследований:
6 июля 1963 года защитил докторскую диссертацию «Синтаксический строй татарского языка». 2 сентября 1964 года М. З. Закиеву было присвоено учёное звание профессора. В сентябре 1991 года избран академиком Академии наук Республики Татарстан.
Создал научные школы в области языковых, межнациональных и межъязыковых контактов, двуязычия и многоязычия. М. З. Закиевым подготовлено более 40 научных кадров, 12 его бывших аспирантов стали докторами, профессорами и академиками различных общественных академий.
Сочинения М. З. Закиева по истории народов Поволжья, в частности казанских татар и чуваш, лежат в рамках идеологии булгаризма .
В изданном под руководством М. З. Закиева сборнике «Материалы по истории татарского народа» (1995) доказывается гипотеза не только булгарских, но и скифских, алано-асских, биармийских этнических корнях современных татар.
М. З. Закиев активно выступает с критикой теории болгаро-чувашской языковой и этнической преемственности, выдвинутой Н. И. Ашмариным в работе "«Болгары и чуваши». Историк охарактеризовал критику М. З. Закиева, как имеющую политические доводы:
Он стремится опровергнуть ашмаринскую теорию не лингвистическими, а политическими доводами: Ашмарин, мол, был царским цензором татарских изданий (хотя этот цензор не изъял ни одной татарской книги), служил русской буржуазии, хотел поссорить чувашей с татарами, не был марксистом.
— // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. — 1996. — № 1. — С. 183—200.
Обратившись к эрзянскому экзоэтнониму чувашей « ветьке » , М. З. Закиев предположил, что некогда на территории современной Чувашии существовал финно-угроязычный народ веда , который сменил свой этноним и язык под влиянием обычнотюркоязычных суасов.
Чуваши — потомки прежних финно-угроязычных вед ; они формировались в процессе тесного общения и консолидации вед с обычнотюркоязычными суасами, в результате смешения финно-угорского и тюркского языков, перевес оказался на стороне тюркского строя, бывшим ведам закрепился и тюркский этноним суаc > чуваш.
Не вошедшая в состав чувашей часть тюркоязычных суасов принимала участие в образовании булгаро-татар.
— / Закиев М. З. — М.: ИНСАН, 2008. — С. 32.
В книге «Волжские булгары и их потомки», написанной им в соавторстве с в 1993 г., М. З. Закиев предполагал, что в этногенезе чувашей участвовали некие суасы, некий народ, говоривший на монголо-тюркском смешанном языке и марийцы. В результате образовался чувашский этнос с новым языком, выбравший себе в качестве самоназвания финно-угорское слово, означавшее «река», «вода».
Вторая часть суасов ещё задолго до формирования булгарской народности перемешалась с ранними предками чувашей, говоривших на особом монголо-тюркском смешанном языке (возможно, с хазарскими кабарами ), а также и с частью марийцев. В результате этого образовался новый этнос, отличающийся по языку от ранних предков чувашей, от суасов и от марийцев. Ясно, что это произошло в глубокой древности, ибо смешение языков (то есть образование третьего языка из двух) возможно лишь до возникновения классового общества, то есть до формирования народности. В классовом обществе смешение языков уже невозможно, возможна только ассимиляция. Образовавшееся из трёх разноязычных племён новое племенное объединение соседние марийцы стали называть суасламари, то есть людьми, мужчинами (по-суасски, мари — мужчина, человек), может быть и марийцами по-суасски. Этот этноним, как мы уже знаем, марийцами применяется и в наши дни для обозначения чувашей. Такое происхождение чувашей подтверждается ещё и тем, что в начальном этапе смешения марийская часть суасламари, подражая суасской части, именовавшей себя речными асами, начала называть себя также речными, применяя для этого угро-финское слово ведь ( веде ) ’река, вода’. Этноним веда долго служил одним из самоназваний предков современных чувашей. Ссылаясь на неопровержимые доказательства, академик М. Н. Тихомиров историю чувашей убедительно связывает с ведами . Основываясь на этом и других исторических фактах, а также на материалах современной этнографо-лингвистической экспедиции, мордовский учёный приходит к выводу: «Наиболее правильным представляется мнение М. Н. Тихомирова , указавшего на тождество чувашей с ведой, последняя упоминается, в частности, в „ Слове о погибели русской земли “ наряду с буртасами, черемисами и мордвой: „Буртаси, черемиси, веда и мордва бортьничаху на князя великого Володимира“. Важное доказательство того, что чуваши в средние века действительно были известны на Руси под именем веда, — это бытование данного этнонима у мордвы, причем мордва называют так чувашей вплоть до настоящего времени» .
— . — М.: ИНСАН, Российский фонд культуры, 1993. — С. 87.
Отличия чувашского языка от собственно тюркских языков М. З. Закиев объясняет влиянием монгольского и финно-угорских языков.
Чуваши (сильное монгольское и финно-угорское влияние отдалило этот язык от обычнотюркского)
— / Закиев М. З. — М.: ИНСАН, 2008. — С. 32.
Между тем, объективная история связывает этнические корни чувашей с ведами, которые говорили на финно-угорском языке марийского типа. По-видимому, ещё в древности их язык испытывал очень сильное влияние монгольского языка. Веды в Поволжье очень тесно общались с обычнотюркоязычными суасами (одними из предков булгаро-татар), под влиянием этого языка финно-угорский язык народа веда постепенно принимал особенности суасского языка, принял от них новый этноним суас/сувас/чувас/чуваш.
— / Закиев М. З. — М.: ИНСАН, 2008. — С. 94.
Значимость своих идейно-теоретические концепций на исторические темы филолог М. З. Закиев объясняет необходимостью защиты национальных интересов татарского народа в вопросах основания г. Казани и исконной принадлежности земель современного Татарстана.
Татаро-татарская концепция ничего общего не имеет также с национальными интересами народа, ждущего от историков и этнологов правдивого описания его этногенетических корней. Приняв эту концепцию, мы оказались бы в ложном положении и в праздновании 1000-летия Казани. В этом случае нам пришлось бы утверждать, будто город Казань был основан в булгарский период чувашеязычными булгарами, а не предками татар.
— / Закиев М. З. — М.: ИНСАН, 2008. — С. 113.
Чувашские булгаристы отрицают право своих татарских соперников именоваться булгарами, так как видят в них потомков только пришлых монголо-татар, узурпировавших местных булгаро-чувашей и захвативших их исконные земли.
— / Закиев М. З. — М.: ИНСАН, 2008. — С. 331.
Идейно-теоретические концепции М. З. Закиева на исторические темы историк И. Л. Измайлов относит к фолк-хистори .
Опубликовал около 800 научных работ, в том числе около 60 монографий, учебников и учебных пособий по проблемам татарского языка, истории татарского народа, этнической истории тюркских народов, межнациональных и межъязыковых контактов, двуязычия и многоязычия .
Женат, имеет двоих сыновей, четырёх внуков и семерых правнуков.
Увлекается столярными работами, садоводством, игрой на гармони.
Умер в Москве 18 августа 2023 года в возрасте 95 лет .
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|